Для человека третий год жизни – детство, для журнала – зрелость. Трехлетний человечек уже не младенец, в нем черты будущего взрослого. Этот выпуск журнала вновь посвящен детскому анализу, и в нем можно выделить несколько смысловых линий. Основную тему задает образ фантомных детей – физически отсутствующих в реальности, но оказывающих сильное бессознательное влияние на пару «мать-ребенок». Ключевой здесь является статья Кристины Шеллински, в которой подробно исследуется феномен замещающих детей – тех, чье рождение призвано заместить ранее умерших сиблингов или других родственников. Эту тему продолжает работа Марии Лосевой, посвященная умершим сиблингам (окончание работы «Литературные сиблинги») и статья Елизаветы Молостовой об усыновленных детях.
Другая важная тема – это подростки и границы тела. В работах Алессандры Кавалли и Марики Ритоваары через анализ клинических случаев подростков разворачивается многомерный образ кожи как естественного контейнера, удерживающего в целостности физическое и психическое существование. А Густав Бовенсипен размышляет о способности подростков к символизации и условиях ее восстановления в психотерапии. Он дополняет юнгианский подход идеями Биона и иллюстрирует свои размышления клиническим случаем.
Есть темы, не теряющие актуальности на протяжении многих лет: юнгианскую версию понимания мифа об Эдипе предлагает Джонатан Голдберг. В его интерпретации мифологическая история Эдипа становится движением человеческого самосотворения, в котором решаются задачи развития. А история Алисы Льюиса Кэрролла в работе Анны Степаненко становится способом исследовать закономерности анализа.
Анна Скавитина и Оксана Залесская рассказывают о программах подготовки детских аналитических психологов в Москве и Киеве, делятся опытом создания своих программ и профессиональных сообществ детских аналитиков, перспективами их развития.
Елена Пуртова, Юлия Власова
Оглавление
Точка зрения
Кристина Шеллински. Замещающие дети. Сновидения и экзистенциальные вопросы клиентов, родственники которых умерли или исчезли
Елизавета Молостова. Правда усыновленного ребенка. Игры бессознательного. Анализ детских случаев
Материалы супервизорского семинара «Ребенок, подросток, взрослый: клиническое путешествие с внутренним ребенком» (Москва, 7 – 9 сентября 2012)
Елена Бортулева. Супервизорский марафон. Послесловие
Алессандра Кавалли. Что такое архетипический объект? От пылевых клещей до альфа-бета-элементов
Марика Ритоваара. Умышленное самоповреждение и татуировки у подростков: вытравливание боли и памяти на теле
Развитие и индивидуация
Сергей Зелинский, Евгения Трошихина. Песочная терапия в работе с клиентами с пограничными проявлениями
Густав Бовенсипен. Символическая установка и мечтательность (reverie): проблемы символизации у детей и подростков
Джонатан Дж. Голдберг. Размышления об Эдипе
Аналитическое исследование образа
Анна Степаненко. Из Зазеркалья через Страну чудес
Мария Лосева. Литературные сиблинги (окончание)
Тамар Крон. Иаков, Рахиль и Лия: разделенная душа и жажда целостности (продолжение)
Подготовка детских аналитиков и развитие сообщества
Анна Скавитина. “Общий язык – это хорошо, но вот общий стиль мышления – это совсем плохо”
Оксана Залесская. «Мир меняется, пока мы сидим в своих кабинетах»
Интеллектуальные путешествия
Майкл Бо. Странные аттракторы фрактальной психики. Теория хаоса, недвойственная мудрость и психотерапия (окончание)
Способ связи
Жанна Сергеева. Аналитик и пока-не-клиент: контакт без анализа и поиск посредника