№3 2017 “Кризис”

Дорогие читатели! Вышел N 3 нашего журнала за 2017 год. Юнг писал: «Жизнь полна смысла и бессмысленна одновременно. Я же лелею беспокойную надежду, что смысл возобладает и выиграет сражение». Этот номер журнала ­— о борьбе за смысл, который даруется нам кризисом.

Кризис эпохи, цивилизации — то, во что мы неизбежно погружены. Статья Броктона Хилла, которой мы открываем номер, начинается словами: «Мы живем во времена абсурда». Джорджио Трикарико определяет наше время как коллективную утрату смыслов. Инна Юдина проводит параллель со временем Достоевского, который предсказал все изломы грядущей катастрофы сознания. А Стивен Фрэнк рассказывает о глубоко личном переживании — опыте онкологического заболевания, который, по сути, является коллективной характеристикой нашего времени. Все эти авторы глубоко погружают нас в болезненные разломы нашей цивилизации. И хотя описывают они кризис с разных позиций (астрологической (проход Плутона по Козерогу) или культурологической (постмодерн)), исход его видят одинаково — в необходимости индивидуального поиска трансцендентного, в непрерывном творении собственного сознания, в создании смыслообразующего мифа.

Как это происходит в анализе, как справляются со смысловыми разрывами, фрагментацией и пустотами аналитики, мы увидим в статьях Натальи Павликовой, Нины Хребтовой и Елены Терещук. Наши коллеги в своих статьях описывают труднопереносимые состояния бытия в аналитической практике и созидающиеся именно в этих состояниях мифы как новые смысловые структуры.
Аналитики не одиноки в своих усилиях. Нам помогает современное искусство, особенно кинематографисты — смотрите статью Оксаны Поливановой о фильме «Стена» (Ю. Пельслер, 2012). И даже реклама может способствовать или препятствовать здоровому протеканию кризиса, как нам рассказывает Елена Таранская.

Хвала кризису. В кризисе к нам приходит Бог, «вечный и великий Другой» (Ж. Деррида), без которого невозможно построить подлинное отношение к себе и принять на всех уровнях происходящее вовне.

Елена Пуртова, Оксана Лаврова

В номере:

Рубрика “Кризис времени”

* Броктон Хилл. Жизнь во времена абсурда. Уроки Liber Primus и пути Гадеса
* Джорджио Трикарико. Поиск смысла после конца смысла
* Инна Юдина. Времена Достоевского. Анализ серии сновидений Раскольникова
* Стивен Фрэнк. В долине смертной тени. Личная встреча с раком

Рубрика “Кризис в анализе”

* Наталья Павликова. Негативный перенос как распятие
* Нина Хребтова. Ранящий целитель. Размышления о насилии, боли и смирении в терапевтических отношениях
* Елена Терещук. Герой нашего времени. Лиминальный переход и пограничное состояние пациента
в эпоху постмодернизма

Рубрика “Аналитическое исследование образа”

* Оксана Поливанова. Проблема кризиса среднего возраста и ее отражение в фильме «Стена»
* Елена Таранская. Возрастные кризисы мужчин 25–35 лет и их отражение в рекламной коммуникации


Аннотации


Броктон Хилл. Жить во времена абсурда: уроки Liber Primus и пути Гадеса

Весной 1914 года Юнг завершил фрагмент «Черной книги», которая впоследствии станет «Красной книгой». В переживаемые Юнгом времена абсурда насильник Гадес подавлял любые представления об идентичности, контейнировании, заботе и безопасности, ассоциируемые с архетипом Матери, столь драгоценные для коллективной психики. В наши абсурдные времена то же самое насилие осуществляется над коллективной психикой в ее представлении об архетипе Отца – над финансовой ситуацией, политикой, законодательством, наукой и образованием. Природа власти в любой области бытия ставится под сомнение. Эта статья рассматривает параллели между временем Юнга и нашим временем, обращаясь к аспектам движения Плутона в его мифологическом, астрологическом и психологическом значениях. В Liber Primus, главе «Красной книги» Юнга, мы пытаемся найти указания, позволяющие ориентироваться в настоящем.

Ключевые слова: «Красная книга» Юнга, контейнирование, идентичность, архетипы, Гадес, астрология, мифология.


Джорджио Трикарико. Поиск смысла после конца смысла

Если опыт абсолютного Зла всегда встряхивал основы всех рамок смысла также и в прошлые эпохи, то жестокое воздействие «недостаточно хорошо выносимого» количества боли в эпоху постмодерна является особенно непереносимым и заставляет людей искать смысл, находясь в этом новом состоянии метафизической наготы. Сильный гнев и ненависть к Богу, судьбе, Самости, душе или к чему-то еще, что воспринимается в качестве изначальной причины Зла, глубокое презрение к самому мирозданию, полная потеря веры в любой телеологический принцип и в конечном счете холодное презрение к самому человеку могут быть некоторыми последствиями «Опыта Иова» в III тысячелетии.
Мифы, религия и метафизика были своего рода маткой, вмещающей человечество в течение тысячелетий, и придавали смысл всему его существованию. Но в наше время человечество покидает этот безопасный контейнер и предстает перед реальностью в состоянии метафизической наготы. Соответственно, опыт страдания в эпоху постмодерна становится чрезвычайно трудным. Но этот нигилистический опыт мог бы превратиться в отправную точку поиска – поиска смысла после конца смысла.

Ключевые слова: постмодернизм, смысл, самость, мифы, религия, либидо.


Инна Юдина. Времена Достоевского: анализ серии сновидений Раскольникова

Время – одно из сложнейших переживаний человека, объект споров и философских обсуждений. Феномен, не поддающийся однозначным формулировкам. Бог, которому молится каждый из нас, сверяясь с боем государственных курантов, неумолимо отчитывающих продолжительность жизни как отдельного индивида, так и великих империй. Как связаны процессы индивидуации личности с ходом времени? Что происходит, когда время в сновидениях отличается от времени текущего момента жизни сновидца? В статье автор исследует серию сновидений героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова, связывая ее с критическими моментами трансформации личности, позволяющими сократить расстояние между сознанием и бессознательным, прокладывая символическую тропинку от, казалось бы, случайного разрыва между временем сновидения и временем текущего момента к вневременному центру личности – Самости.

Ключевые слова: индивидуация, бессознательное, сознание, сновидения, трансцендентная функция, Достоевский.


Стивен Франк. В долине смертной тени. Личная встреча с раком

В статье описана моя личная встреча с раком (множественной миеломой) и операция по трансплантации стволовых клеток. Я делаю акцент на отношениях между эго (и его страхами) и Самостью (и его всеуспокаивающей природой), которые формировали весь пережитый опыт, в том числе размышления и сомнения относительно того, делиться ли им с другими. Сначала идет описание болезни и процедуры лечения, затем я сосредотачиваюсь на своих переживаниях и мыслях. В частности, я описываю медитацию, визуализацию и активное воображение как эффективные методы обретения внутренней опоры и поддержки. Также несколько слов будет сказано о смысле, увидено мной в иудейской молитве Шеме и двух псалмах.

Ключевые слова: рак, тень, медитация, визуализация, активное воображение, самость, инициация.


Наталья Павликова. Негативный перенос как распятие

Настоящая статья посвящена исследованию субъективных переживаний аналитика в работе с негативным переносом. Автор приводит примеры из клинической практики, иллюстрирующие особенности работы с разными ситуациями, вызывающими негативный перенос у клиентов. В своих размышлениях о природе негативного переноса автор обращается к библейскому мифу о Деве Марии и Христе, находя аналогии в динамике отношений библейской пары и аналитической пары.

Ключевые слова: аналитические отношения, христианский архетип, библейские мифы, негативный перенос, комплекс, самость, тень, интеграция.


Нина Хребтова. Ранящий целитель. Размышления о насилии, боли и смирении в терапевтических отношениях

Статья представляет собой попытку анализа одной из тяжёлых тем, поднимающихся в ходе анализа – темы переживаний, связанных с причинением душевной боли клиенту и контактом аналитика с собственной болью в терапевтическом процессе. Что составляет символическое наполнение переживаемых ситуаций, что может стать опорой, позволить справляться и продолжать терапию? Возможно, одна из задач текста – пробудить работу фантазии, инициировав обретение собственных смыслов и ресурсов в терапевтическом пространстве.

Ключевые слова: аналитические отношения, раненный целитель, «теневой проводник», перенос, контрперенос.


Елена Терещук. Герой нашего времени: лиминальный переход и пограничное состояние пациента в эпоху постмодернизма

В данной статье на примере клинического случая из аналитической практики предлагается дискуссия на тему пограничного состояния, как перехода на пути индивидуации.
Приводится описание первого и последнего сна пациента, которые он принес в анализ, как в этих снах может быть отражена психодинамика пациента, и те сложности, которые могут сопровождать аналитический процесс.
Предлагается описание проявлений защитных конструкций пациента, архетипических защит Самости и сопротивления у пациента в аналитической работе. Подробно рассматривается, как ранние нарушения развития и травматизация в подростковом периоде могут блокировать последующее развитие пациента.

Ключевые слова: аналитический процесс, травма, пограничное состояние, самость, индивидуация, постмодернизм, защиты, лиминальное пространство.


Оксана Поливанова. Проблема кризиса среднего возраста и ее отражение в фильме «Стена»

Темой работы стал вопрос проживания кризиса среднего возраста. На примере периода из жизни героини художественного фильма “Стена” рассматриваются его стадии, процесс постепенного развития, позволяющий человеку добраться до необходимой глубины, чтобы перейти во вторую половину жизни, открыв новый смысл и взглянув на себя и на мир другими глазами.
Фильм послужил замечательной иллюстрацией данного процесса, так как в нем ярко показаны те непростые тревожные чувства, которые сопровождают поиск “дороги к себе” и позволяет ощутить ту силу, которая, желая сделать добро, иногда причиняет зло и делает кризисы в жизни неотъемлемой ее частью.”

Ключевые слова: кино, кризис среднего возраста, эго, трансформация, тень, самость, персона, идентичность.


Елена Таранская. Возрастные кризисы мужчин 25-35 лет и их отражение в рекламной коммуникации

Статья «Возрастные кризисы мужчин 25-35 лет и их отражение в рекламной коммуникации» посвящена анализу этапов развития, которые проходят мужчины в соответствующем возрастном промежутке. В качестве материала анализа взяты примеры рекламной коммуникации, ориентированные на эту аудиторию. Автор дает обзор взглядов авторов-юнгианцев на особенности соответствующего жизненного периода, а также дополняет их вглядами публициста, также изучавшего эту тематику. В дальнейшем Е.Таранская выделает общие мотивы, характерные для так называемого кризиса 30 лет в жизни мужчины, и установок, характерных для до- и после-кризисного периода. Далее автор приводит анализ двух рекламных ТВ-роликов и демонстрируют, как осознанно или неосознанно их авторы пытаются ответить на душевные потребности предполагаемой аудитории рекламируемого бренда.

Ключевые слова: кризис 30-летия, мужская психология, индивидуация, иллюзия всемогущества, внутренняя ре-интеграция, Анима, Персона, рекламная коммуникация, брендинг.

Комментарии запрещены.