№2 / 2020, Архетипы в пространстве анализа

Сейчас, когда мы готовим этот номер, каждый из нас неожиданно оказался в изоляции из-за угрозы, происхождение и влияние которой непонятно и непостижимо, к тому же мы сами оказались и носителями ее. Неизвестность, недоумение, потеря контроля, обрушение планов, и в этом море угроз всплывают обломки личных травм. Каким архетипом оказался каждый из нас захвачен? Это связано с личным опытом, который так важен перед лицом неведомого. И тут, для различения, знакомства и очеловечивания особенно интересен номер, посвященный архетипам.

Номер открывается удивительным рассказом Юнга о встрече с привидениями. Он старается придать этой истории вид и форму, которые вписывают ее в наш картезианский мир, а написавшая предисловие Юлия Власова размышляет о том, о чем Юнг предпочел умолчать. Исследование психической реальности продолжается в эссе Сергея Моргачева: он делает изящную попытку обнаружения того места, «где располагается бессознательное» и переворачивает привычные нам схемы представления сознания и бессознательного. Написанное задолго до того, что происходит сейчас, эссе оказывается актуальным: бессознательное везде, как этот вирус.

Особое место занимают в номере статьи, посвященные новым формам архетипов: Филлис Аранео описывает образ Зеленого человека, получеловека-полурастения, символизирующего тесную связь человека с природой. Этот образ активизируется в периоды экологических кризисов, в один из которых, благодаря глобализации, человечество вступило в настоящий момент. Тэд Фридман обращается к фэнтези и показывает, как авторы этого жанра нащупывают новое соотношение между природой и технологиями; кажущееся сейчас магическим может оказать огромное влияние на последующую реальность, аналогично тому как это происходит с материнским ревери и развитием ребенка. А авторы статьи о дорожном мифе помогают нам проложить новые трассы и сети наших внутрипсихических связей.

В помощь текущей аналитической практике – клинические статьи о репрезентации Самости и встрече с нуминозным опытом в анализе. Екатерина Слесарева рассказывает о самостно-ориентированном подходе в анализе и утверждает, что этот подход хорошо работает с пограничными и психотическими пациентами, но не в эти ли уровни сейчас проваливаемся мы сами? Яна Ким описывает волнующий поиск нуминозного опыта в первертном поведении пограничного пациента. Даниэль Бергер представляет кейс зависимой пациентки и дает нам возможность увидеть фрагмент сессии, позволившей ей отказаться от героического Эго в пользу Самости.

И напоследок – нечто особенное: Симона Мацлиах-Ханох позволила нам опубликовать главу, не вошедшую в русское издание «Сказок обратимой смерти»! Мы начинаем публикацию этого текста, и нам предстоит встреча с Иннаной и  совместный спуск в подземное царство Эрешкигаль. Читателям, неожиданно оказавшимся всем миром в подземном царстве, под силу придать живым историям исследовательницы женской депрессии иную направленность, поверить вместе с ней в обратимость смерти и возможность выхода из преисподней.

Мария Лосева, Елена Пуртова.

В номере:

От редакции

Точка зрения
Карл Густав Юнг. Дом с привидениями. Предисловие Юлии Власовой
Симона Мацлиах-Ханох. Инанна под стеклянным колпаком (начало)

Интеллектуальное путешествие
Сергей Моргачев. Заводной медвежонок

Самость в аналитическом кабинете
Екатерина Слесарева. Самостно ориентированный подход в юнгианском анализе
Яна Ким. Поиск нуминозного в контакте: анализ пограничного пациента
Даниель Бергер. Аналитическая терапия зависимого и созависимого поведения

Архетипы 21 века
Тэд Фридман. Политика магии: фэнтезийные медиа, технология и природа в XXI веке
Филлис Аранео. Архетипическое возрождение древнего образа Зеленого человека в XXI веке
Никос Барбопулос и др. Архетипический дорожный миф: от шоссе до матрицы

Некролог
Аннотации
Abstracts


Аннотации:


Карл Густав Юнг. Дом с привидениями

Эссе Юнга посвящено его летнему пребыванию в загородном доме под Лондоном и попытках осмыслить связанный с этим пребыванием опыт контакта с легендами о приведениях, населяющих этот дом. Впечатления, потрясения и ощущения описываются и осмысляются одновременно в контексте и клинической психологии, и анализа, что придает эссе особую ценность. В предисловии эта ценность акцентируется осмыслением параллелей между созданием эссе и одновременной работой над «Красной Книгой», параллелей, указующих на целостность зрелого Юнга в удержании единства эмпирического и недоказуемого эмпирикой научного исследования.

Ключевые слова: потусторонний, галлюцинация, привидения, констелляция, гипноз, гипноидный, бессознательное, концентрация, интуиция


Симона Мацлиах-Ханох. Инанна под стеклянным колпаком

В контексте масштабного исследования автора, посвященного так называемым «сказкам обратимой смерти», сюжет которых метафорически связан с целительным проживанием и переживанием непереносимого на самой границе смерти опыта и последующим обретением новых психологических ресурсов в этом опыте, настоящая статья связывается с аналитическим прочтением шумерского мифа о нисхождении богини Инанны в преисподнюю. Используя аналитические интерпретации, автор демонстрирует, как в практической работе с депрессией могут применяться представления об архетипических содержаниях и заданных мифологией паттернах – на хрестоматийном для психологов примере биографии американского поэта Сильвии Плат.

Ключевые слова: депрессия, миф, Инанна, Сильвия Плат, самоубийство, ресурсы, психоанализ, матриархальность, патриархальность


Сергей Моргачев. Заводной медвежонок

Автор предлагает новое описание бессознательного и сознания. Он опирается при этом на непосредственно данные феномены восприятия мира субъективным Я. Мир представляет собой великую тайну, неизвестность, и, в этом своем качестве, он есть бессознательное. Он есть также великая тьма, объекты которой освещены лишь поверхностно и с одной стороны, – той, которой они повернуты к человеку. Это касается как психических, так и физических объектов. Автор использует как метафору бессознательного тему «заводного медвежонка» из повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине», которая, в свою очередь, является метафорой тотальной экзистенциальной неизвестности. Сознание же, по мысли автора, есть свет, исходящий из центра психической вселенной человека, и оно, по определению, прозрачно и беспредметно.

Ключевые слова: бессознательное, сознание, психический объект, физический объект, метафора, экзистенциализм, психическая вселенная


Екатерина Слесарева. Самостно-ориентированный подход в юнгианском анализе

Предложен подход к аналитической работе, с самого начала направленный на актуализацию Самости. Рассмотрены условия для выбора такой стратегии, категория пациентов, с которыми она предпочтительна − это пациенты, находящиеся в ургентных, кризисных состояниях. На примере клинического случая иллюстрируется самостно-центрированная аналитическая терапия. Показана центральная роль Анимы-Анимуса как проводника к Самости в подобной работе, что доказывается сновидческим материалом и спецификой переноса-контрпереноса.

Ключевые слова: Самость, контрперенос, самостно-центрированная терапия, архетип, Раненый целитель, раненая часть, Эго


Яна Ким. Поиск нуминозного в контакте: анализ пограничного пациента

В статье освещена связь динамики практики терапевта с динамикой самого клинического случая. В качестве практического материала выбрана работа с пограничным клиентом. Опираясь на теории Д. Калшеда и Н. Шварц-Саланта, автор описывает отношения в такой аналитической паре с точки зрения переживания лиминального пространства. В контексте клиентского случая эти переживания укрепили аналитическую пару, что, в свою очередь, позволило проходить неизбежную ретравматизацию во внешней реальности более-менее щадящим для клиента образом, а в будущем – позволит формировать более здоровые паттерны отношений клиента с миром.

Ключевые слова: пограничный клиент, лиминальное пространство, ретравматизация, конъюнкция, трансформация, травма


Даниэль Бергер. Аналитическая терапия зависимого и созависимого поведения

В статье раскрывается аналитический подход к работе с зависимым и созависимым поведением и рассматриваются критерии эффективности терапии зависимого и  созависимого поведения в юнгианском контексте. Приведены размышления К.Г. Юнга о глубинных смыслах зависимостей, а также постъюнгианские модели терапии зависимостей. Подробно описана аффективная основа созависимости. Представлен анализ соответствующего клиентского случая, показаны пути проживания травмы в терапии, позволившие прекратить созависимые отношения и спрогнозировать дальнейшую позитивную динамику.

Ключевые слова: зависимость, созависимость, аффект, травма, Тень, Анима, Анимус, Самость, Эго, психотическое состояние


Тэд Фридман. Политика магии: фэнтезийные медиа, технология и природа в XXI веке

В фокусе внимания автора связь между мифом, сквозными сюжетами фэнтези и сюжетами цифровой культуры. Автор связывает экологическую катастрофу как неизбежное последствие технологических прорывов с обращением цифровой культуры к архетипическим образам единства человека и природы, воплощаемых, в том числе, в мифологических образах кентавров. Прослеживая своеобразную эволюцию от кентавра к киборгу, автор предлагает рассмотреть заданную фэнтезийными медиа нового единства технологии и духа как путь возможного обретения целостности, понимаемой в контексте глубинной психологии.

Ключевые слова: миф, фэнтези, кентавр, киборг, миф, архетип, технология, экология, антимодерн, кибернетика, предмодернизм, репрезентация


Филлис Аранео. Архетипическое возрождение древнего образа Зеленого человека в XXI веке

В статье анализируется послание и потенциал возвращения образа Зеленого человека в современный мир как символ, представляющего собой наполовину человека, наполовину растение, который повторяется в архитектуре, витражах, скульптуре, картинах, мифологии, литературе и фольклоре. Предлагаются возможные архетипические смыслы Зеленого человека. Исследуется связь его возвращения с новыми глобальными потрясениями и кризисами. Предлагается оригинальная связь между глубинной психологией и глубинной экологией через образ Зеленого человека.

Ключевые слова: Зеленый человек, архетип, скульптура, искусство, формы искусства, художественные работы, окружающая среда, глубинная экология, экология, гендер, феномен, миф, легенда, история, экологический кризис, Хранитель, Герой, Вестник, защитник, Трикстер, метаморфный, регенерационный, воплощения


Никос Барбопулос, Павлос Балтас, Теодорос Чиотис. Архетипический дорожный миф: от шоссе до матрицы.

Внимание авторов сосредоточено на архетипических смыслах дороги, в соответствии с которыми дорожный миф рассматривается, прежде всего, как контакт путешественника с неизвестным, приводящий к онтологическим сдвигам. Продолжая идеи Мишеля де Серто, авторы размышляют над урбанистической эволюцией, которая преобразует пространство в соответствии с мифом, заданном в культурном нарративе. Связь урбанистических преобразований окружающей среды и культурно-исторических преобразований литературных текстов и кинематографа прослеживается на примере изменения концепции строительства автомагистралей в США и новой городской среды, возникающей на их обочинах.

Ключевые слова: индустриальное общество, дорога, хаб, архетип, путешествие, миф, мифология, город, центр, мост, магистраль, ландшафт, иммиграция

Комментарии запрещены.