№1 2021 Диада и Индивидуация

Вступление

Номер, который вы держите в руках, посвящен памяти недавно ушедшей Алессандры Кавалли, которая так много сделала для становления детского психоанализа в России. Подробно вы прочитаете об этом в эссе Елены Бортулевой и Марии Салямовой. Теоретическое значение ее работ отражено в посвященной ей второй Международной конференции IAAP по детскому анализу, обзор которой вы найдете здесь же. Вероятно, когда-нибудь на русском языке выйдет ее книга, а пока мы очень горды возможностью продолжить публикацию работ Алессандры Кавалли и предлагаем три статьи, в которых она искусно соединяет различные теоретические линии о детском развитии с юнговской идеей индивидуации. Благодаря им теоретический багаж читателей пополнится новыми понятиями, отражающими феномены перехода: цезура и сумчатое пространство. Можно сказать, что сама Алессандра создала в России сумчатое пространство для детских аналитиков, поддержав их вхождение в международное сообщество.

Дальнейшее исследование бионовских идей мы увидим в работах Марты Харрис о том, как младенцы и матери учатся создавать связь, Елены Кошелевой – о проживании понимания и непонимания в терапевтическом процессе и Раисы Даировой – о внутрисемейных способах справиться с эмоциями в эпоху пандемии. 

От сложных теоретических конструктов Биона перейдем в раздел «Практика», в котором Мария Гудуш размышляет об оптимальном периоде отлучения от груди, а Людмила Шушковская делится опытом создания в работе с ребенком и подростком психотерапевтических сказок, которые препровождают ее клиентов в нужное место.

И напоследок – особенно яркие работы учеников Алессандры Кавалли, которые предваряют вход в номер, два выступления с прошедших недавно конференций МААП. Виктория Андреева анализирует культурные травмы родительства в нашей стране – с начала ХХ века до поколения миллениалов, наполненный разрывом связей опыт, приводящий к страху современных родителей травмировать своего ребенка. Елизавета Молостова анализирует специфику супервизии в детском анализе, которую мы можем рассматривать как символическое сумчатое пространство для растущих профессионалов.

Надеемся, что теоретические обобщения авторов и богатый иллюстративный материал кейсов и виньеток будут способствовать и вашему профессиональному росту, дорогие читатели!

Мария Лосева, Елена Пуртова

В номере:

Точка зрения

Виктория Андреева. Культурный комплекс детско-родительских отношений на постсоветском пространстве

Елизавета Молостова. Супервизорская пара: взгляд изнутри и снаружи

Памяти Алессандры Кавалли. Ранний детский опыт и индивидуация

Елена Бортулева, Мария Салямова. Памяти Алессандры Кавалли

Елена Бортулева. Традиции – инновации – традиции. Вторая международная конференция IAAP по детскому анализу

Алессандра Кавалли. Детство: непрерывность развития или опыты становления

Алессандра Кавалли. Цепляние, хватание, холдинг, контейнирование: размышления о рефлексе выживания и развитии способности к сепарации.

Алессандра Кавалли. Идентификация – препятствие на пути индивидуации или как стать собой

Ревери и идеи Биона в детском анализе

Марта Харрис. Как учиться у опыта детства и опыта младенчества.

Елена Кошелева. Между пониманием и непониманием: переживание к и -к в терапевтическом процессе

Раиса Даирова. Психоаналитический взгляд на жизнь семьи в период пандемии

Практикум

Мария Гудуш. Вероятные последствия «долгокормления».

Людмила Шушковская. Сказкотерапия в аналитической работе с детьми и подростками

Питер Блейк. Работа с родителями

Аннотации:

Виктория Андреева. Культурный комплекс детско-родительских отношений на постсоветском пространстве

В статье исследуется взаимосвязь родительских комплексов разных поколений российских клиентов с культурной травмой и трансгенерацией, определяемой драматическими эпохами российской истории. Особый акцент делается на дефицитарных особенностях отцовского комплекса и контролирующем характере материнского, которые неизбежно определяют и бессознательное самих терапевтов. Характеризуя в этой связи специфику именно российской аналитической терапии, автор апеллирует к позитивному потенциалу самостного измерения культурной травмы.
Ключевые слова: культурная травма, культурный комплекс, отцовский комплекс, материнский комплекс, ранняя травма, Самость, аддикция, фрустрация


Елизавета Молостова. Супервизорская пара: Взгляд изнутри и снаружи

В этой статье описаны процессы, происходящие между супервизором и супервизантом. Рассмотрены различные модели супервизий, от обучающих до мягко-углубляющих и поддерживающих процесс мышления аналитиков. Приведены два случая. Первый из них – опыт автора как супервизора с психологом, испытывающим множество контрпереносных реакций в работе с суицидальным подростком. Второй – опыт автора как супервизанта в работе с девочкой после суицида матери. В статье описаны поддерживающие и фрустрирующие функции супервизионного процесса и их влияние на течение работы.
Ключевые слова: супервизор, супервизант, суицид, фрустрация, кейс, рамка, контейнер, модели супервизии


Елена Бортулева, Мария Салямова. Памяти Алессандры Кавалли

Статья посвящена памяти Алессандры Кавалли – выдающегося британского юнгианского аналитика итальянского происхождения, много работавшей со взрослыми, детьми и подростками, интегрировавшей в своей клинической практике юнгианский и кляйнианский подходы. Она стала учителем и супервизором для детских юнгианских аналитиков в России. Используя собственный биографический материал, авторы показывают, как профессиональные интересы Кавалли задали векторы развития российского профессионального сообщества детских аналитиков.
Ключевые слова: юнгианский подход, кляйнианский подход, фрейдистский подход, ранняя психическая жизнь, Самость, супервизия


Елена Бортулева. Традиции – Инновации – традиции. Вторая международная конференция IAAP по детскому анализу

Отчет о международной конференции по детскому анализу, проведенной Лондонским обществом аналитической психологии (SAP) в 2021 при поддержке Международной ассоциации (IAAP), включает в себя обзор ее ключевых докладов. Конференция посвящена памяти ее вдохновителя – Алессандры Кавалли, и докладчики регулярно обращались к ее вкладу в детский анализ, ее идеям синтеза юнгианских и кляйнианских подходов, развивая и потенциал такого синтеза, и творческие метафоры, которые составляют часть уникального аналитического почерка Кавалли. Автор обращает в этой связи внимание на новое решение IAAP о допуске детских и подростковых кейсов к финальному экзамену в тренинге, объявленное на конференции.
Ключевые слова: IAAP, SAP, детский анализ, тавистокская модель, аутистический спектр, юнгианский анализ, родитель-и-тоддлер, песочная терапия


Алессандра Кавалли. Детство: непрерывность развития или опыты становления

Эта статья – одновременно аналитическая и художественная метафора опыта становления младенца и отражения этого опыта на рисунке последующей жизни. Раскрывая предложенный Фрейдом концепт «цезуры акта рождения» и предлагая рассмотреть последующие цезуры, через которые проходит ребенок, автор одновременно обращается к наследию итальянского Возрождения и клиническому материалу и показывает, как отношения между матерью и младенцем определяют паттерны взрослой жизни. Внутриутробная и внеутробная жизнь определяются в таком контексте через оппозицию сознательного и бессознательного, порядка и хаоса, которая и задает степень травматичности становления личности.
Ключевые слова: хаос, порядок, матка, грудь, младенец, становление, травма, объект, внутреннее пространство, трансформация


АЛЕССАНДРА КАВАЛЛИ. Цепляние, хватание, холдинг, контейнирование: размышления о рефлексе выживания и развитии способности к сепарации

В статье описываются первые месяцы жизни младенца, которые оказывают влияние на структуру личности в контексте понятий личного пространства, сепарации, привязанности и индивидуации. Идеи забытого венгерского аналитика Имре Хермана и его концепция рефлекса цепляния осмысляются через истоки концепций привязанности Джона Боулби и личного пространства Генри Рея. Для иллюстрации того, как искаженное восприятие личного пространства и сепарации в первые несколько месяцев жизни могут повлиять на привязанность и индивидуацию, использован клинический материал анализа ребенка и взрослого пациента.
Ключевые слова: сумчатое пространство, цепляние, сепарация, внутреннее пространство, первичный объект в отношениях, индивидуация и общее пространство


Алессандра Кавалли. Идентификация – препятствие на пути индивидуации, или Как стать собой

В статье исследуется использование идентификации с аспектами утраченного объекта в качестве защитной стратегии при травматической потере. Описана работа с трехлетним мальчиком, для которого из-за внезапной утраты материнской груди и отсутствия хорошего опыта сепарации процесс горевания оказался невозможным. Была использована идентификация с аспектами утраченной груди как защита от боли, и это состояние создавало препятствие для индивидуации. В обсуждении материала случая использование идентификации как защиты выдвинуто на первый план, а также проведена дифференциация между брошенностью и сепарацией.
Ключевые слова: горевание, идентификация, индивидуация, сепарация, травматическая утрата


МАРТА ХАРРИС. КАК УЧИТЬСЯ У ОПЫТА ДЕТСТВА И ОПЫТА МЛАДЕНЧЕСТВА

В статье рассматриваются вопросы, которые лежат в основе и психоанализа, и жизни в целом: мистическая природа интроекции; совместное проживание опыта как основа обучения через опыт. Исследуется проблема гармоничного соответствия матери и младенца и «пробелов», которые ему препятствуют; природа холдинга не только как защищающего, но и как дающего ребенку возможность познавать себя и мир в изменяющейся среде; развивающая сила реализма и несостоятельность теории по сравнению с наблюдением. Автор высказывает мнение, что реальная осведомленность о бедах внешнего мира может улучшить наше понимание страхов маленького ребенка.
Ключевые слова: интроекция, разделенный опыт, дезинтеграция, неосознанность, деидентификация


ЕЛЕНА КОШЕЛЕВА. МЕЖДУ ПОНИМАНИЕМ И НЕПОНИМАНИЕМ: ПЕРЕЖИВАНИЕ К И -К В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Статья рассматривает понятия К и -К-связи в теории У. Биона, а также возможности их использования в терапии для понимания материала клиентов. Раскрывается содержание этих понятий и их развитие в трудах последователей У. Биона. Процессы К и -К-связи иллюстрируются и проясняются на клинических примерах из практики психотерапевтической работы с детьми. Изучаются причины ухода в -К-связь и условия восстановления понимания в ходе сессии через переключение на L- и H-связи. Авторская рефлексия, связанная с идеями Биона, завершается выводами о динамике переноса / контрпереноса в контексте представлений Биона.
Ключевые слова: К, -К, контейнер, контейнируемое, ревери, альфа-функция, защитная функция, познание


РАИСА ДАИРОВА. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ СЕМЬИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

В статье предпринимается попытка еще раз осмыслить психические последствия пандемии в инструментарии психоанализа. Исследуется динамика неизбежного развития гнева и страха на фоне пандемии и отражение этой динамики в семейных и личных историях, в контексте детско-родительских отношений. Используя представление У. Биона об альфа- и бета-элементах, а также привлекая концепцию ревери, автор показывает, как родительская психика влияет на устойчивость ребенка к негативным последствиям локдауна и какую роль в этой связи в текущий момент призван играть аналитик.
Ключевые слова: альфа-элементы, бета-элементы, ревери, интеграция, внешний объект, дифференциация, тревога, страх


Мария Гудуш. Вероятные последствия «долгокормления»

Автор исследует последствия разных вариантов завершения кормления грудью с точки зрения аналитических парадигм. Потеря груди как внешнего объекта, последующая символизация в интеграции заданных Фрейдом принципов удовольствия и реальности, переход от контакта с грудью к полноценной коммуникации осмысляются через юнгианский взгляд, как и разные сценарии материнского поведения в этом завершении. Показывается, как такие сценарии отражают собственные психические конфликты матери и насколько судьбоносным момент прекращения кормления является для ребенка.
Ключевые слова: символизация, долгокормление, фрустрация, объект, Самость, Я и не-Я, манипуляция, агрессия, всемогущий контроль


ЛЮДМИЛА ШУШКОВСКАЯ. Сказкотерапия в аналитической работе с детьми и подростками

В статье раскрывается концепция сказкотерапии; она исследуется как метод работы с клиентами разных возрастов и с разными запросами к аналитику, показывается влияние сказки на их внутренние процессы, процессы формирования символа и личной мифологемы клиента; в статье прослеживается, как сказкотерапия способствует усилению связи с глубинными бессознательными слоями психики и развитию трансцендентной функции и процесса индивидуации. Приведенные виньетки демонстрируют, как метафорические образы сказкотерапии создают уникальное пространство для юнгианской рефлексии.
Ключевые слова: символ, мифологема, метафора, сказкотерапия, глубинное бессознательное, трансцендентная функция, индивидуация

Комментарии запрещены.