№3 2021 Культурные травмы


Вступление

Этот номер посвящен культурным травмам. На иллюстрации, вводящей читателей в этот номер, – рисунок очевидца 11 сентября 2001 года: взрыв, разлом, падение самолета, прыжок в пропасть, и только сцепившие руки фигурки словно свидетельствуют о том, что даже так соединение возможно…

Травма разрушает стабильность жизни, целостность мира и нас. То, что мы пытаемся сшить, склеить, замазать, заделать, прикрыть, чтобы не упасть и не попасть туда. При этом бывает так, что мы давно уже в ней.

Важно, что и личная, и коллективная травма – это чувства и ощущения, а культурная травма – это уже нарратив, обнаруженное и названное. Все это собирает энергию травмы и обращает ее в нечто цельное, зримое – в историю, позволяя увидеть и позитивные ее стороны. Номер как раз предоставляет возможность совершить этот путь вместе с авторами. Бо́льшая часть его материалов – доклады, прочитанные на XXIV Международной конференции МААП «Культурные травмы» (октябрь 2020 года). 

Статьи Елены Пуртовой и Натальи Павликовой выстраивают контейнер для понимания и проживания травмы, позволяющий быть не только внутри травмы, но и рядом с нею, обнаруживая в том числе и созидательные ее аспекты. 

В теме травмы индивидуальное неотделимо от коллективного в разных его аспектах. Юлия Овчинникова и Дейл Матерс рассматривают влияние культурных различий на индивидуацию и взаимодействие между клиентом и аналитиком. Статьи включают любопытный клинический опыт об интер- и интрапсихических встречах разных культур в аналитическом кабинете. Наша зависимость от травм прошлых поколений и способы взаимодействия с ними – эта линия аналитической работы разворачивается далее в статьях Нины Хребтовой и Кристины Шеллински.

Об участии травмы в создании коллективной идентичности пишут Юлия Шарипова, соединяющая текущие социальные травмы с катастрофой развала Советского Союза, и наша польская коллега Александра Щепаняк, анализирующая коллективный процесс проживания катастрофы падения президентского самолета под Катынью. Коллективные травмы содержат в себе много архетипической энергии. Как работать с ними, не утопая в архетипическом опыте? Об одном из способов – групп-аналитических конференциях «Триалог» – рассказывают Стефан и Мария-Луиза Алдер, и мы опять можем убедиться в целительной силе символизации.  

В этом номере мы прощаемся с Юлией Власовой. Журнал «Юнгианский анализ» случился и стал реальностью благодаря ее вере и вдохновению. Она была одним из «родителей» этого проекта и много лет –научным редактором журнала, трепетно оберегая его рост и развитие. Мы остаемся с раной и благодарностью.  

Мария Лосева, Елена Пуртова


Содержание

От редакции

Точка зрения

Елена Пуртова. «А дальше не было ничего»: культурная травма и ее нарративы.

Наталья Павликова. Травма коллективная и индивидуальная в кабинете аналитика.

Травмы и мультикультурный анализ 

Дейл Матерс. Культура и анализ.

Юлия Овчинникова. Культурная травма и архетип Раненого целителя в мультикультурном анализе.

Трансгенерационные травмы

Нина Хребтова. «Распалась связь времен»: разрывы, амнезии, призраки и Боги травматического безвременья в пространстве терапии.

Кристина Шеллински. Трансгенерационная передача травмы: аналитические примеры.

Травма и культурные комплексы

Юлия Шарипова. Источник гордости и скорби.

Александра Щепаняк. Катастрофа. Культурный комплекс в социальном и индивидуальном пространстве.

Стефан Алдер, Мария-Луиза Алдер. Развитие процессов в больших группах на психоисторических конференциях «Триалог»  2015 и 2017 годов.

Юнгианство на карте России: Урал 

Нина Хребтова: «Настоящее большое горе, истинная боль, потеря смыслов существования – это, скорее, к юнгианцам».

Юлия Огаркова: «Юнг оказался живительным источником…»

Наша память

Юлия Валерьевна Власова


Аннотации

Елена Пуртова. «А дальше не было ничего»: культурная травма и ее нарративы

В статье приводится аналитическое осмысление времени после травмы. Аналитическое осмысление затрагивает не только саму травму, но и разные подходы к ее определению в общественных науках и отражению в медиа, приводя читателя к основному смыслу травмы как кризиса коллективной идентичности. Непосредственным материалом для анализа служит современность, время после Второй мировой войны, современность, обязательно проживаемая в аналитических кабинетах и дающая человеку возможность символического осмысления собственного и коллективного расщепления и, соответственно, обретения целостности. Аналитическое проживание современности осмысляется и как психотерапевтический подход, и как миссия. 

Ключевые слова: травма, коллективная идентичность, индивидуальное, целостность, катастрофа

Наталья Павликова. Травма коллективная и индивидуальная в кабинете аналитика 

В фокусе статьи – исследование аналитической работы сквозь призму личной и коллективной травмы, описанных через представления К. Юнга и Д. Калшеда. Рассмотрены разные этапы анализа, в которых последовательно проходит встреча с травматическим опытом, ретравматизация, разделение индивидуального и коллективного участия, высвобождение индивидуального, приводящее к появлению энергии, которую может присвоить Эго. Показано своеобразие современной культуры, вектор которой заключен в отрицании смерти и, соответственно, отрицании и личного, и коллективного будущего, своеобразие, определяющее характер травматического расщепления, в котором и состоит действие травмы.

Ключевые слова: травма, расщепление, Эго, ретравматизация, коллективное, индивидуальное

Дейл Матерс. Культура и анализ

В статье предлагается опыт интердисциплинарного осмысления анализа, которое для автора становится метафорой символообразования, собственно, и обеспечивающего аналитический процесс. Автор рассматривает анализ как взаимодействие между границами сознания и бессознательного, иллюстрируя такое взаимодействие синхрониями в физике, социологии, математике, искусстве, и рассуждает о новом «мышлении открытой системы», в которой границы смещены, точнее, постоянно взаимопроникают. Открытая система, с одной стороны, предъявляет аналитику вызовы совершенно нового типа в отношении стерильности и качества анализа, а с другой, является уникально комфортной для анализа средой.

Ключевые слова: символ, культура, фрактальность, анализ, эмерджентность, архетип, коллективное бессознательное

Юлия Овчинникова. Культурная травма и архетип Раненого целителя в мультикультурном анализе

Автор размышляет о специфике аналитических отношений, в которых аналитик и клиент принадлежат к разным культурам. В статье структурируются типы клиентов, для которых выбор такого аналитика является предпочтительным, а также типы проекций, контрпереносных отношений, ролей ранящего и раненого целителя. Не менее важным в контексте статьи является описание пяти этапов контакта с разными слоями культурного бессознательного, затрагивающего, соответственно, разные слои культурных комплексов. Обе структуры наложены на опыт работы с конкретными клиентами, случаи которых рассматриваются. 

Ключевые слова: культурное бессознательное, культурный комплекс, перенос / контрперенос, Раненый целитель

Нина Хребтова.«Распалась связь времен»: разрывы, амнезии, призраки и боги травматического безвременья в пространстве терапии   

Статья посвящена исследованию смыслов лиминального перехода, тем жизненным «разрывам», которые, как правило, знаменованы психосоматикой, аддикцией, психопатологией и которые сопутствуют приходу клиента в анализ. Автор рассматривает такого рода лиминальное как отражение первичной прошлой травмы, вытесненной в бессознательное и запускающей механизм ретравматизации. В статье предлагается оригинальное рассмотрение пространственно-временного континуума сквозь призму юнгианского анализа и локализации травмы в этом континууме. 

Ключевые слова: лиминальность, связь времен, травма, ретравматизация, коллективное бессознательное

Кристина Шеллински. Трансгенерационная передача травмы: аналитические примеры

Статья посвящена ТПТ – трансгенерационной передаче травмы, которая в том числе определяет психику человека, отражая в бессознательном травмы предыдущих поколений. Автор рассматривает уровень семейного бессознательного, выбирая спектр проблем, который находился на периферии исследований самого Юнга, занимавшегося личным или коллективным уровнем. Обращаясь к разным психологическим школам, используя как наследие классического анализа, так и исследования постъюнгианцев, апеллируя к культурному наследию, автор приходит к выводу о том, что ТПТ может стать ключом для работы со всем спектром психологических конфликтов современного человека.

Ключевые слова: травма, трансгенерация, ТПТ, Самость, целостность, катастрофа, символ

Юлия Шарипова. Культурный комплекс. Источник гордости и скорби

Автор размышляет об актуализации культурного комплекса в понимании Т. Сингера и С. Кимблса в конце 2013 г. в связи с трагическими событиями на Украине, о культурной травме, неизбежно определяющей идентичность национальных групп, о ее теневой стороне. В статье прослеживается связь между культурным и личным комплексом и делается вывод о том, что так и не осознанный культурный комплекс определяет судьбу в неменьшей степени, чем комплекс личный. В связи с актуализацией культурного комплекса приводится иллюстрация более глубокой травмы – распада СССР и необходимости общего горевания, которое наконец может вывести постсоветское пространство из замкнутого круга ретравматизации.

Ключевые слова: культурный комплекс, Дух, аддикции, зависимости, маниакальность, архетипические защиты, ретравматизация, эмерджентность

Александра Щепаняк. Катастрофа. Культурный комплекс в социальном и индивидуальном пространстве

Статья посвящена современной трагедии Польши – катастрофе президентского самолета в апреле 2010 г. Автор рассматривает трагедию, пытаясь осмыслить ее в юнгианском контексте и используя представления Т. Сингера и С. Кимблса о культурном комплексе, который запускается травматическим переживанием и освобождением теневых проекцией. Исследуется национальная Тень, определенная и географическим положением, и Второй мировой войной, а также возможные целительные смыслы, которые несет обладающее архетипической энергией травматическое пространство

Ключевые слова: смоленская авиакатастрофа, Катынь, культурный комплекс, травматическое пространство, даймон, комплекс неполноценности, комплекс превосходства.

Мари-Луиза Алдер, Стефан Алдер. Развитие процессов в больших группах на психоисторических конференциях «Триалог» 2015 и 2017 гг.

В статье представлены итоги групповой аналитической работы, коммуникации групп и групп-аналитиков по темам, затрагивающим идентичность большой группы, культурный комплекс, матрицу, общее знание. В основе статьи – протоколы двух конференций «Триалог» в 2015 и 2017 гг., каждая из которых длилась четыре дня. Работа проводилась с участниками из России, Украины и Германии в малых и больших группах в формате группового анализа. В центре внимания был обмен личным опытом на фоне общей истории, а также в текущей реальности. Ключевая идея подобного рода взаимодействия − показать, как аналитический формат создает общность, рождающую ключевую метафору, которая в свою очередь позволяет реализовать матрицу.

Ключевые слова: групповой анализ, матрица, общая почва, общее знание, метафора, юмор

Нина Хребтова. «Настоящее большое горе, истинная боль, потери смыслов существования – это, скорее, к юнгианцам»

В интервью Нина Хребтова размышляет о профессиональном становлении аналитика сквозь призму основных посылок юнгианского анализа и пути самого Карла Юнга. В тексте подчеркнута уникальность юнгианского профессионализма: обязательное сочетание клинического знания со знанием философии и умением оставаться в контакте с собственной интуицией и чувствами. Кроме того, внимание уделяется проблеме этического выбора как теме, неразрывно связанной с реальной практикой юнгианского анализа, а также вызовам, с которыми сегодня сталкивается аналитик.

Ключевые слова: Пермь, Пермский край, Самость, индивидуация, нуминозное

Юлия Огаркова. «Юнг оказался живительным источником…»

Юлия Огаркова в интервью определяет реперные точки истории юнгианства в Перми, особенно выделяя опору на базовую программу МААП, шаттл-анализ, дистанционное обучение, интервизии, супервизорские группы, исследование сновидений, киноклуб и проведение международных конференции. Огаркова также делает акцент на своеобразии Пермского края, особенности культурного бессознательного, которые определили специфику развития аналитической психологии в регионе. Также в интервью показан личный путь самого аналитика от психиатрии к аналитической психологии и философии.

Ключевые слова: Пермь, Пермский край, ПААП, сновидения, индивидуация

Комментарии запрещены.