№4 2021 Безумие

Вступление

Этот номер посвящен безумию, и клиническому, и обыденному, место для которого есть внутри каждого из нас. Здесь присутствует весь спектр его: от «Не дай мне Бог сойти с ума» до «И мне безумие дано // За этим явственным пределом, // И я взрастил его зерно // В моем уме осиротелом» – так выразился не слишком известный поэт Серебряного века Константин Льдов. Утрата разума (лучше, конечно, временная и контролируемая) – непременное условие творчества. Юнгианский анализ называют управляемым безумием. Что мы понимаем под безумием? Сошлемся на Юнга: «Мы все время наивно исходим из убеждения в том, что в нашем доме нет хозяина, кроме нас. Поэтому наш рассудок должен сначала свыкнуться с мыслью о том, что даже наша самая интимная душевная жизнь протекает в своего рода доме, у которого есть по меньшей мере двери и окна в мир, предметы или содержания коего хотя и действуют на нас, но нам не принадлежат». 

Номер богат образами безумия, позволяющими понять его глубинное содержание и смысл в индивидуационном процессе: затопление водами бессознательного и проглоченность китом (Юлия Казакевич), черные дыры и сверхъестественные пространства (Лэдсон Хинтон), вампиры и вампиризм (Бриджит Субруяр), обезглавливание и Медуза горгона (Лидия Сурина). Более того, в очерке Евгения Ревзина о психотической природе творчества вся история литературы увидена как последовательность попыток интегрировать эту необходимую и пугающую часть психики. 

Современный клинический взгляд на работу с психотическими состояниями читатели найдут в статье Л. Хинтона, а классику юнгианской теории психоза, подкрепленную многолетними наблюдениями в психиатрической клинике, – в докладе Джона Вийра Перри. Он показывает, что спонтанные образы шизофренического процесса воспроизводят коллапс психического мира и его новое рождение аналогично мифологическим космогониям – таким образом Самость регулирует возрождение новой психической реальности и структур Эго. Отметим, что в настоящий момент в издательстве «Академический проект» готовятся к публикации три книги Дж. В. Перри: «Самость в психотическом процессе», «Обратная сторона безумия», «Корни обновления в мифе и безумии». 

Дж. В. Перри, как и К. Г. Юнг, был врачом-психиатром, а насколько важен для нас психиатрический подход и медицинский взгляд для работы с пациентами, обнаруживающими психотические проявления? Как соотносятся позиции психиатра и аналитика? У нас есть уникальная возможность услышать коллег, обладающих и той, и другой подготовкой. Жанна Якиревич рассказывает случай психиатрической пациентки, помочь которой она смогла из позиции юнгианского аналитика, обратившись к пониманию культурного бессознательного. Юлия Власова использовала архетипический подход к пониманию семейных систем с психиатрическими больными и нахождению содержащихся в этих системах скрытых ресурсов. Александр Малахов рассматривает разницу врачебной и аналитической установок на терапевтическую практику, которая не позволяет их удерживать в одном лице, и описывает сложный процесс определения профессиональной идентичности. А Екатерина Слесарева рассматривает необходимость распределения этих позиций между профессионалами и показывает ценность их взаимодействия и взаимодополнения в аналитической практике. 

И как обычно в завершающем номере года, мы обращаемся к жизни юнгианского сообщества. В этот раз у нас интервью с тремя организаторами юнгианских групп Поволжья. В 2020 и 2021 годах Казань и Саратов стали местом проведения летних аналитических школ МААП, в 2022 году летнюю школу примет Нижний Новгород. Давайте готовиться к дозе креативного безумия в «Священных рощах» Поволжья 29–31 июля 2022 года. 

Мария Лосева, Елена Пуртова


Содержание

Точка зрения

Джон Вийр Перри. Восстанавливающий процесс в психопатологии Самости

Лэдсон Хинтон. Черные дыры, сверхъестественные пространства и радикальные сдвиги в сознании

Евгений Ревзин. История литературы как интеграция психоза

Психиатрия и анализ

Жанна Якиревич. Путешествие к истокам и обратно.

Юлия Власова. Пляска безумия в доме: архетипический анализ психоза в семейной системе

Екатерина Слесарева. Внутренняя правда процесса: работа в альянсе аналитика и психиатра 

Александр Малахов. От спасения к целительству: Медицинская и аналитическая установки в психотерапии

Образы безумия

Бриджит Субруяр. Современные мифы для постмодернистских времен. Вампир как предвестник сегодняшней психопатологии

Юлия Казакевич. «Объяли меня воды до души моей»: Опыт соприкосновения с глубинами в Книге Ионы

Лидия Сурина. Медуза Горгона и философский камень???

Продолжение темы

Дейл Матерс. Культура и анализ (окончание).

География юнгианства: Поволжье

Олег Васильев: «Юнгианский анализ хорош измерением духовным, божественным…»

Оксана Акимова: «Есть ощущение, что мы находимся в юнгианском потоке»

Татьяна Анисимова: «Нижегородская земля очень приспособлена для произрастания юнгианского дерева»



Аннотации

Джон Вийр Перри. Восстанавливающий процесс в психопатологии Самости

Автор обращается к тому аспекту Самости, который представляет взаимодействие определенных тем в образах бессознательного. Мифологический образный ряд, возникающий у пациентов-шизофреников, обнаруживает определенную структуру, связанную с бессознательным матери. Материнские переживания, связанные с ее родительским или сиблинговым комплексом, не позволяют ей наслаждаться любовью к ребенку и дарить любовь, и тогда различные виды сепарации, переходы с одной стадии развития на другую оборачиваются для ребенка катастрофой, провоцируя психозы. Но такое неблагополучие, по мнению автора, поддается лечению, поломку можно устранить, Самость можно восстановить, используя юнгианскую психотерапию.

Ключевые слова: Самость, психоз, бессознательное, автономная психика, невроз, шизофрения, проекция, образ, архетип

Лэдсон Хинтон. Черные дыры, сверхъестественные пространства и радикальные сдвиги в сознании 

«Черная дыра» – символ, который пронизывает современный опыт, описывающий «пробелы» и «пустоты» в западной культуре и психике. Глубинная психология рождалась из растущей сверхъестественности города и психических пространств в течение XIX века. Возникло очарование «темного Нечто» – «Оно» с множеством имен. Искусство, философия, наука, психоанализ, литература и культурология по-разному формулировали этот пугающе мощный, но бесконечно ускользающий символ. Множественные примеры и точки зрения, которые приводит автор статьи, а также подробное изложение кейса очертят некоторые из его аспектов. Они покажут, что такие встречи с «черной дырой» не только негативны, но часто являются загадочным источником нового осознания и творчества. 

Ключевые слова: черная дыра, сознание, дискурс, укорененность, паника, символ, пространство, сверхъестественность, аналитическая практика

Евгений Ревзин. История литературы как история психоза 

Согласно учению Юнга, сама природа творчества предполагает погружение в разнообразные сферы безумия. Обращаясь к истории литературы от Античности до наших дней, автор прослеживает, как менялась позиция и роль психоза в литературном творчестве, какие оттенки безумия выходили на первый план в разные времена, какие веяния коллективного бессознательного наиболее адекватным образом выражали соответствующую эпоху. Место безумию как автономно функционирующему комплексу находилось всегда, а в лучших романах XXI века психоз и вовсе становится центром сюжета. Автор выражает надежду, что, принимая психоз и расширяя полагающееся ему место, литературный процесс продвигает человечество к исцеляющей встрече коллективного Эго с коллективной Самостью. 

Ключевые слова: творчество, литературный процесс, психоз, диссоциация, творческий автономный комплекс, художественное пространство, психотическое поле, Тень, Эго, Самость

Жанна Якиревич. Путешествие к истокам и обратно 

Автор, русско-израильский терапевт, делится историей своей работы с пациенткой из Эфиопии, переехавшей в Израиль. После рождения ребенка у пациентки случился психотический эпизод, связанный с тем, что там, где она выросла, существовали определенные ритуалы очищения, выводящие женщину из ситуации родов; кроме того, там женщина могла опираться на поддержку матери и сплоченного женского сообщества. В европеизированном Израиле она оказалась в одиночестве. Автор подчеркивает, что для распознавания природы симптомов и установления прочного терапевтического альянса необходимо понимание культурного происхождения клиента.

Ключевые слова: эфиопские евреи, ритуал очищения, симптом, идентичность, ассимиляция, индивидуализм, Великая мать, послеродовая депрессия

Юлия Власова. Пляска безумия в доме: архетипический анализ психоза в семейной системе 

Автор размышляет о жизни семьи с душевнобольным человеком: как выглядит эта жизнь, какие комплексы констеллируются в семье, какими чувствами охвачены ее члены и, наконец, что можно со всем этим сделать. Она выявляет архетипические сценарии, лежащие в основе бытования таких семей, обнажая основные чувства ее членов – стыд, страх, беспомощность, отвержение. Автор развенчивает популярный миф о полноценной счастливой жизни семьи с историей психического заболевания, но одновременно говорит о реальных возможностях помочь членам семьи обрести социальную сохранность. 

Ключевые слова: архетип, комплекс, душевнобольной, созависимость, зависимость, комплекс безумия

Екатерина Слесарева. Внутренняя правда процесса: работа в альянсе аналитика и психиатра 

Исходя из опыта собственного профессионального становления, автор делится наблюдениями и мыслями о соотнесении медицинской и аналитической моделей лечения. Идентифицируясь с той или иной парадигмой, психиатр и психолог нередко страдают от взаимных теневых проекций, что мешает их плодотворному сотрудничеству. Автор обнаруживает и описывает проекции, мешающие созданию этого альянса. 

Ключевые слова: идентичность, психотерапевтическая парадигма, суицидальный риск, Тень, альянс, комплекс власти

Александр Малахов. От спасения к целительству 

Автор размышляет о медицинской и аналитической моделях психотерапии, иллюстрируя их случаями из практики. Он описывает, как меняется установка пациента в процессе терапии и установка психотерапевта в процессе становления профессиональной идентичности.

Ключевые слова:психотерапия, анализ, модель, установка, пациент, врач, аналитик, симптом, идентичность, процесс, сеттинг, бессознательное, герметичность, интеграция

Брижит Субруяр. Современные мифы для постмодернистских времен. Вампир как предвестник сегодняшней психопатологии 

Как и во все времена, современность нуждается в мифологии для осмысления собственной реальности. Автор рассматривает миф о вампирах, с которыми бессознательно соотносит себя личность эпохи постмодернизма. Вампир – архетипический образ относительно близкой нам эпохи Просвещения, когда рациональное пыталось одержать верх над иррациональным, порождая такие странные фигуры, как вампиры, символизирующие безуспешные попытки контроля над темными инстинктами. Автор анализирует комплексные аспекты мифа о вампирах, соотнося их с такими расстройствами, как нарциссизм, пограничность и психопатия.

Ключевые слова: вампир, постмодернизм, нарциссизм, пограничное расстройство, психопатия

Юлия Казакевич. «Объяли меня воды до души моей»: опыт соприкосновения с глубинами в Книге Ионы

По Юнгу, повышение осознанности, дифференциация сознания неизбежно приводит к расколу человека и его собственной природы, что причиняет боль. Ограничение, выделение определенного места для присутствия «первичного образа духа» – непростая задача. На примере Книги пророка Ионы и клинической виньетки автор показывает, как удается выполнить эту задачу через нелегкое испытание – пребывание на дне депрессии, в самоизоляции, в темном чреве рыбы. Только так дух глубин усмиряется и начинает взаимодействие с рациональным, а без этого его пророчества не могут быть услышаны и восприняты другими людьми. В результате терапии героиня виньетки приобретает опыт усмирения аффекта через символизацию. 

Ключевые слова: символика воды, символизация, одержимость, интуиция, сознание, первичный образ, комплекс Кассандры

Дейл Матерс. Культура и анализ

В статье предлагается опыт интердисциплинарного осмысления анализа, которое для автора становится метафорой символообразования, собственно, и обеспечивающего аналитический процесс. Автор рассматривает анализ как взаимодействие между границами сознания и бессознательного, иллюстрируя такое взаимодействие синхрониями в физике, социологии, математике, искусстве, и рассуждает о новом «мышлении открытой системы», в которой границы смещены, точнее, постоянно взаимопроникают. Открытая система, с одной стороны, предъявляет аналитику вызовы совершенно нового типа в отношении стерильности и качества анализа, а с другой, является уникально комфортной для анализа средой.

Ключевые слова: символ, культура, фрактальность, анализ, эмерджентность, архетип, коллективное бессознательное

Олег Васильев: «Юнгианский анализ хорош измерением духовным, божественным…»

Организатор обучающей программы МААП в Казани рассказывает о том, как создавалось юнгианское пространство в мультикультурном городе и какими непростыми путями, через христианство, обучение на психологическом факультете, психодраму и работу с Тенью пришел к юнгианской психологии. Особенности казанской юнгианской группы в том, что это совместное поле взаимодействия татарского и русского населения со своими особенностями, с динамикой расширенной семьи, где в каждом районе уклад семьи может различаться. 

Ключевые слова: юнгианское сообщество, классический психоанализ, юнгианский анализ, христианство, мусульманство

Оксана Акимова: «Есть ощущение, что мы находимся в юнгианском потоке и наш девиз – “Только вперед!”»

Автор, организатор учебных программ МААП в Саратове и создатель Волжской ассоциации аналитической психологии, рассказывает о личном пути в юнгианство, о том, как непросто люди приспосабливались к долгосрочной глубинной терапии, непривычной для Саратова, о том, как со временем менялся состав клиентов и их запросы. Также говорится об успешном проведении летней школы в Саратове и о планах сохранять и расширять «юнгианское поле».

Ключевые слова: психотерапия, долгосрочный анализ, юнгианское поле, летняя школа

Татьяна Анисимова: «Нижегородская земля очень приспособлена для произрастания юнгианского древа»

Автор, организатор региональной программы МААП, рассказывает о своем личном пути в юнгианство, который начался с семинаров по проживанию мифов. Т. Анисимова придает особо значение опоре на гений места, на коллективное бессознательное поколений, доверие и умение слышать голос духа глубин, духа этноса. Автор рассказывает об идее летней школы и ее осуществлении, о важности духа глубин для нижегородского «юнгианского гобелена».

Ключевые слова: юнгианство, мифология, дух глубин, дух этноса, дух рода

Комментарии запрещены.