№1 2022 Деструктивность и ее смыслы

От редакции

В череде трудных тем журналов последнего года (смерть, травма, безумие) тема деструктивности, возможно, самая тяжелая. И как горько, что ее аналитическое исследование сопровождается реальными внешними событиями! Некоторые авторы этого номера оказались под бомбежками, и мы молимся за них. Номер выйдет с задержкой и, вероятно, на его стоимости скажутся вызванные санкциями проблемы с бумагой….

Возможно, лучшее, что мы можем сейчас делать – поддерживать себя, поддерживать аналитическую позицию и наших клиентов. Надеемся, что предложенное журналом размышление о детской деструктивности поможет нам в этом. Авторы номера пытаются найти смысл в том, что внешне может выглядеть как немотивированная агрессия и жестокость, которые трудно или даже невозможно немедленно прекратить – физические нападения на аналитиков и кабинет, самоповреждения и отказ от контакта. Иллюстрирующие аналитическую работу кейсы описываются настолько открыто и честно, что порой кажутся едва ли переносимыми. На что мы можем опереться в этих текстах?

Сюзан Шорт обращает внимание на трансгенерационный аспект и делает акцент на ответственности каждого поколения за разрешение переданного проблемного наследства и непередачу его дальше. Софи Браун в четырех клинических виньетках погружает нас в отношения подростков с отцами и показывает, как деструктивные формы поведения оберегают семейную психику, то «большое тело», в сохранении которого они отчаянно нуждаются. Тему отношений с отцом подхватывает статья Елена Васильевой: на примере «Братьев Карамазовых» и клинических случаев автор обнаруживает в стремлении к отцеубийству парадоксальное признание себя сыном своего отца.

Марго Водделл анализирует феномен коллективного буллинга: в основе острой нетерпимости к отличиям в себе или другом она видит характерную для подростков тревогу по поводу своей идентичности. Поэтому совершенно не случайно герои аналитических кейсов в основном подростки или дети предподросткового возраста. Естественный кризис резонирует с неблагополучными внешними обстоятельствами жизни – катастрофической депривацией (статья Алессандры Кавалли), разводом родителей (кейс Татьяны Шатуновой и разбор кейса, выполненный Софи Летам, Анной Скавитиной и Региной Саакян), болезнью (кейс Инны Кирилюк), переездом в другую страну (кейсы Татьяны Шатуновой, Вероники Петровой).

Во всех этих случаях контрперенос становится как предельной эмоциональной нагрузкой, так и основным способом понимания ребенка. Поэтому особенно важны статьи, где анализ контрпереноса становится основой терапевтической истории, их авторы показывают нам широкий спектр обращений с контрпереносом – от конфронтации с захваченностью (статья Анны Болсуновской) и погружения в мистическое соучастие (статья Анны Мединой) к образцам переработки (статья Елизаветы Молостовой). Возможно, это и есть то главное, на что мы можем опереться сейчас – умение предоставить свою психику другому, чтобы найти понимание и сострадание.

И да, следующий номер журнала будет про любовь.

Мария Лосева, Елена Пуртова


ОГЛАВЛЕНИЕ

Точка зрения

Сюзан Шорт. Шепот стен: семейные тайны

Софи Браун. Подростковый уход в себя: знаки, симптомы и надежда

Прерванный контакт

Анна Болсуновская. «Вы ко мне больше не приходите, пожалуйста»

Елизавета Молостова. Прерванное наблюдение. Несостоявшийся контакт

Истоки и смысл деструктивности

Маргарет Вадделл. Группа или банда: психодинамика буллинга

Елена Васильева. Семья Эдипа: Анализ романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского.

Пренебрегаемые дети

Алессандра Кавалли. Каспер, или Камера ужасов

Татьяна Шатунова. Исследование феномена ментальной пустоты: случай Алисы

Софи Летам, Анна Скавитина, Регина Саакян. Ребенок развода: разбор кейса

Формы подростковой деструктивности

Инна Кирилюк. Угрозы сеттингу в работе с подростковым негативным переносом

Вероника Петрова. Развитие депрессии у подростков в современном мире

Анна Медина. Аналитическая работа в психиатрическом станционаре


Аннотации

Анна Болсуновская.«Вы ко мне больше не приходите, пожалуйста»

В центре внимания автора – размышления о том, как аналитик может преодолеть охваченность проективной идентификацией в работе с ребенком и как можно отразить ее и понять ее смысл. Автор также фиксирует собственную параноидно-шизоидную позицию, в которой оказывается в результате работы, и сложности, связанные с переходом на позицию депрессивную. А также – неизбежность травматической регрессии, «атаки на связи», поражения способности к символизации. Кроме того, автор рефлексирует о возможности восстановления «хорошего объекта». Несомненный интерес в этой связи представляет описанный в статье опыт супервизий клиента, который оборвал анализ, но по-прежнему переживается и проживается аналитиком.

Ключевые слова: депрессивная позиция, параноидно-шизоидная позиция, проективная идентификация, детский анализ, агрессия

Софи Браун. Подростковый уход в себя: знаки, симптомы и надежда

Автор исследует процесс взросления в анализе, используя юнгианские представления об архетипическом, а также представления общей психологии о нелинейности развития и неравномерном развитии разных частей психики. На клинических примерах показывается процесс дифференциации, проходящий через манифестацию индивидуальной формы. В статье также рассматривается сквозь призму развития роль травматического опыта, разделение на регрессирующие части и части агрессора. Апеллируя к объектным отношениям, автор также рассматривает ослабление и укрепление Эго в контексте травмы и затем – появление символов Самости.

Ключевые слова: Самость, Эго, травма, агрессор, регресс, символ, объектные отношения

Елена Васильева. Семья Эдипа: анализ романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского

Автор размышляет о взаимоотношениях с отцом и его роли в становлении ребенка. Отречение от отца и архетипическое желание убить его является частью гендерной идентификации и ведет к воссоединению с отцом – к этим выводам автор подводит читателя через историю Эдипа и роман «Братья Карамазовы». Три приведенных клинических случая, вплетенные в ткань рассуждений о романе Достоевского, иллюстрируют разные аспекты Эдипова комплекса.

Ключевые слова: Достоевский, Эдип, эдипов комплекс, психологическая защита, жертва, вина, гендерная идентификация

Марго Водделл. Группа или банда: психодинамика буллинга

В этой статье рассматривается понятие устойчивости (resilience) в контексте психодинамики буллинга. Проводится различие между ролью и функцией членства в группах, с одной стороны, и в бандах, с другой. Идея о том, что «безопасность в количестве», создает ложное чувство интеграции и идентичности, которое особенно привлекательно для тех, чья устойчивость оказалась рано нарушенной вследствие недостаточного контейнирования агрессивных и враждебных импульсов. В статье проводится мысль о том, что устойчивость – это способность противостоять разрушительным импульсам и переживаниям и что эта способность закладывается на очень ранних стадиях развития. В частности, рассматриваются теоретические воззрения Биона и приводятся примеры наблюдений за маленькими детьми.

Ключевые слова: буллинг, психодинамика, контейнирование, импульс, устойчивость, интеграция, идентичность

Алессандра Кавалли. Каспер, или Камера ужасов

В статье представлен клинический материал из первых восемнадцати месяцев анализа с девятилетним мальчиком, которым с рождения серьезно пренебрегали и которого можно было бы охарактеризовать как одичавшего ребенка. Читателю представлены наблюдения, размышления и ревери аналитика, а также широкий исторический контекст – документальный отчет о Гаспаре Хаузере, «диком мальчике», тайну которого необходимо было раскрыть следственным органам Германии в 1828 г. Автор статьи задается аналогичным вопросом: какая тайна приводит в анализ и почему важно ее разгадать?

Ключевые слова: клинический материал, ревери, контейнирование, галлюцинации, протомышление, ресурс

Инна Кирилюк. Угрозы сеттингу в работе с подростковым негативным переносом

Автор размышляет о негативном переносе в работе с подростками. Важная часть аналитической работы – создать крепкий контейнер, где подросток может проецировать страшную «внутреннюю мать». Такой проекции с выражением гнева и ярости подростка и посвящено изложение случая. В то же время работа развернута вокруг главной подростковой задачи – личной идентичности, притом что обретение этой идентичности чрезвычайно болезненно. Именно это и обуславливает ценность негативного переноса и его неизбежность, что и определяет, по мысли автора важность крепкого контейнера.

Ключевые слова: контейнер, перенос, подросток, У. Бион, психические защиты, агрессия, мания

Софи Латэм, Анна Скавитина, Регина Саакян. Ребенок развода: разбор кейса

Статья представляет собой анализ кейса, выполненный в трех подходах – юнгианском, психоаналитическом и тавистокском. Сочетание этих подходов дает возможность на основе анализа одной сессии предложить объемное понимание структуры личности пациентки, объектных отношений, супер-эго, специфики контрпереноса, эмоциональной динамики. Также делаются предположения о параноидно-шизоидной и депрессивной площадках, обсуждается уместность и необходимость интерпретации и контейнирования. В трех подходах рисуется эдипальный треугольник, подробно описывается текущее отношение к родительским объектам и его терапевтические следствия и прогнозы.

Ключевые слова: эдипальный треугольник, объектные отношения, родительские фигуры, тревога, контейнирование, интерпретация

Анна Медина. Аналитическая терапия в психиатрическом стационаре

В статье рассмотрена возможность применения метода аналитической психологии в детском стационаре психиатрической больницы. В изложении клинического случая оказалось возможным частичное аналитическое понимание структуры личности пациентки и динамики бессознательных процессов, что в ходе работы эпизодически повышало эффективность и личностную направленность консультативной деятельности. В аналитической работе в этих условиях важным также оказалось представление об этапности психического развития.

Ключевые слова: стационар, психиатрическая больница, структура личности, этапность, психическая динамика

Елизавета Молостова. Прерванное наблюдение. Несостоявшийся контакт

Автор рассказывает историю своего наблюдения за младенцем в семье, где наблюдение ретравматизирует мать ребенка. Мать прерывает наблюдение в одностороннем порядке, и наблюдатель подробно исследует всю палитру своих контрпереносных переживаний, пошагово описывая то, что она чувствует. Возможно, это первое подробное описание опыта брошенности, который мать помещает в наблюдателя.

Ключевые слова: беременность, наблюдатель, обратная связь, привязанность, обрыв связи, наблюдение за младенцем, контакт наблюдателя и матери, бессознательная мотивация,

Вероника Петрова. Развитие депрессии у подростков в современном мире

В статье развитие подростковой депрессии связывается с задачами подросткового возраста: рассматривается отделение от родительских объектов и постепенное формирование новой привязанности, деидеализация. Также осмысляется связь между решением этих задач и дефицитом развития самих родителей. В этой связи рассматривается неизбежность регресса для сдерживания агрессивных импульсов, особенно в свете повышенных требований, предъявляемых к подростку внешней реальностью. Именно здесь, по мысли автора, и находится «пусковой механизм» депрессии. Этот механизм, его этиология и патогенез рассматриваются на клиническом материале.

Ключевые слова: депрессия, дефицит развития, агрессия, сексуальность, перверсия

Татьяна Шатунова.Исследование феномена ментальной пустоты: случай Алисы

Травматический интроект и экстернализация травмы в тело, от которой психика защищается «ментальной пустотой», отказом от размышления и чувства, являются предметом исследования автора. На материале клинического случая показано, как при травматизации может быть достигнута символизация и в чем состоит специфика посттравматической символизации. Диссоциация чувства, по мысли автора, при такой специфике приводит к постоянному соматическому отреагированию и перверсии – тело становится жертвой для психики-агрессора. Именно такие психические диспозиции в то же время служат местом Самости.

Ключевые слова: интроект, экстернализация, перверсия, травма, символизация

Сюзан Шорт.Шепот стен: семейные тайны

От представлений Юнга о том, что специфика психики ребенка напрямую взаимосвязана с бессознательной жизнью родителей и предыдущих поколений семьи, автор переходит к концепту «внутреннего ребенка». В статье утверждается, что места психического дистресса – это места обитания детской части, которая стимулирует человека к бессознательному поведению. Игнорирование потребностей внутреннего ребенка ведет к ограничению сознания и способности выдерживать фрустрацию. Обращаясь к литературному и мифологическому наследию, автор утверждает необходимость осознанного страдания как способа снятия родительских и семейных проекций и принятия личной ответственности.

Ключевые слова: мистическое соучастие, дистресс, архетип, внутренний ребенок, фрустрация, проекция, идеализация

Комментарии запрещены.