Сборник Школы амплификации “Голем” 2021

От редакции

Елена Пуртова о проекте «Школа амплификации»

Проект «Школа амплификации» – дитя коронавируса и самоизоляции. Мы – группа единомышленников1, которые возрождали формат выездных конференций МААП в 2019 году, а в 2020-м были вынуждены перенести выездную конференцию в онлайн-формат. Мы старались сохранить все самое лучшее в созданном нами формате, а тщательная техническая проработка архитектуры конференции позволила минимизировать неизбежный организационный шум, и в результате конференция получилась насыщенной и удобной. Наше личное удовольствие быть свободными от организационных проблем и с комфортом погружаться в содержание докладов и воркшопов вдохновило нас на поиск новых онлайн-форм, которые могли бы взять лучшее от онлайн-возможностей и наполнить нашу профессиональную жизнь новыми красками. Я думаю, все помнят, сколько новых и неожиданных проектов возникло в это время в сети; наша «Школа амплификации» – из их числа. Мы надеялись, что конференция станет регулярным проектом и, будучи связанной с началом астрологического года в марте, впишется в конференционный ритм профессионального сообщества.

В чем была идея этого проекта? Нам хотелось не только слушать доклады, но и получить пространство для обсуждения их «среди своих» – в группе без пересечений. Мы хорошо помнили, как мы учились в своем тренинге и сколько ценного брали из обсуждений в своих супервизорских группах – именно от коллег, не от супервизоров. Заканчивая тренинг, мы остаемся с нуждой в такой профессиональной группе, в которой бы мы продолжили расти и развивать свое аналитическое мышление. Обсуждение текстов, пересказывание докладов – важная часть понимания содержания конференции, иногда в кулуарных разговорах с коллегами происходит больше открытий, чем в молчаливом слушании докладов со сцены. Нам хотелось организовать такое пространство, которое бы работало на активное переваривание и развитие идей выступающих, которое было бы не вспомогательным, а основным средством порождения новых смыслов. Поэтому структура конференции выглядела следующим образом: доклад в зум-пространстве, обсуждение доклада в малых группах (студенты, выпускники базовых программ по аналитической психологии, кандидаты и члены международной ассоциации), затем общее обсуждение с докладчиком. Каждый из двух дней конференции начинался разогревающей матрицей сновидений и заканчивался рефлексивной малой группой в прежнем составе.

Другое важное измерение проекта – это содержание обсуждений. Нам нужно было погрузиться в содержание докладов через личностные смыслы участников обсуждения, смочь соединить в обсуждении эмоционально трогающее и понятийное, использовать культурные ассоциации и опираться на них в понимании индивидуационных моментов. То есть мы хотели создать пространство не для интеллектуальных идей, которые часто защищают слушателей от воздействия материала, а пространство для живых ассоциаций и амплификаций, которые позволили бы переживать материал как трансформирующий. Поэтому каждая группа работала с модератором, чьей задачей было поддерживать безопасную для ассоциаций и амплификаций среду. Мы назвали эту структуру «Школой амплификации», потому что в обсуждении мы все учимся, мы все ученики этой школы.

Третья специфика этого проекта – его форма. Онлайн подарил нам возможность говорить об аналитической психологии с нашими соотечественниками, живущими в разных странах, и эту уникальную возможность нам хотелось сохранить вне зависимости от эпидемического времени. Многие из участников – выпускники дистанционных программ МААП, которые нуждаются в поддержке связей с сообществом, так же как и мы нуждаемся в том, чтобы слышать их и узнавать об их опыте развития аналитической психологии в самых разнообразных культурных условиях.

Встреча с русскоязычными коллегами-профессионалами из других стран также была большой радостью для нас. Помимо израильских школ для русскоязычных кандидатов ИААП, которые приостановились в этот период, у нас нет другой возможности встречаться и говорить на профессионально важные темы.

Всего в «Школе амплификации» приняли участие 100 человек из 15 стран (Россия, Австрия, Азербайджан, Белоруссия, Израиль, Испания, Казахстан, Канада, Кипр, Латвия, Нидерланды, Словения, США, Украина, Швейцария) и 12 городов России (Москва, Владивосток, Воронеж, Горячий Ключ, Домодедово, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Подольск, Санкт-Петербург, Саратов). Где бы еще мы могли встретиться в таком составе – и особенно не для молчаливого присутствия в окошечках Zoom, а для активного диалога?

Поскольку это был наш первый опыт подобного рода конференции, мы делали записи работы малых и больших групп, чтобы иметь возможность размышлять дальше о структуре проекта и его организации. И сейчас, когда записи были прослушаны и мы готовимся ко второй конференции «Школы амплификации», все равно остается много мыслей о том, как выстроить процесс, чтобы хватило место и углублению в личное, и обобщениям, чтобы успеть поделиться размышлениями с другими группами и услышать отклик от выступающего.

Ценность сделанных записей – не только в решении организационных проблем. Сами материалы групповых обсуждений стали важным содержанием конференции, как нам и хотелось изначально. Мы смогли поучиться друг у друга, и нам хочется зафиксировать этот опыт в тексте. Не только доклады школы, но и обсуждения заслуживают публикации, заслуживают перечтения с вниманием к личным резонансам и размышлениям.

Я благодарю модераторов групп2, которые бережно держали поле конференции и смогли стать повивальными бабками для рождения новых смыслов.

Ольга Кондратова об амплификации

Хочется отдельно сказать несколько слов о понятии “амплификация”. Оно обозначает “расширение”, быть может, осознавание  значений и смыслов символа, в роли которого могут выступать сновидения, симптомы и другие проявления языка бессознательного. Обычно мы подразумеваем под амплификацией, так называемую культурную ассоциацию – фильм, сказку, книгу и т.п. Некий сюжет, в котором можно побродить, что-то найти и обогащенным вернуться к исходному. Юнгианцев часто обвиняют в том, что они уходят от изначального символа все дальше и дальше, в конце концов забывая о нем. Одна из целей школы – это тренировать способность амплифицировать, не  теряя из виду первичный символ. 

Центральным, изначальным символом первой школы было понятие “голем”, из него же и родилось: «Инфляция: между божественным и человеческим». Как это произошло? В процессе поиска названия мы отталкивались от мифа о магах, которые решили создать големов, как Бог создал человека, в гордыне решивших, что это им по силам. Но это же содержится и в притче – благодаря Бернарду Сарториусу ставшей центральной на нашей школе – о раввине, создавшем Голема и забывшем стереть букву на его лбу, то есть вытеснившем часть учения Бога. Таким образом, в  создании любого голема/Голема есть тяга – осознаваемая или нет –  его создателя конкурировать с Создателем, а это и есть инфляция Эго, которое пытается раздуться до пределов Самости, что, в принципе, невозможно. И этот процесс прекрасно иллюстрирует сам процесс роста Голема, когда ему не стерли букву.

Несколько отличное  понимание понятия “амплификация” предлагает Джеймс Хиллман в своей книге “Архетипическая психология”. Он говорит, что амплификация – это метод организации/формирования контекста с целью приближения с разных сторон к такому положению, когда значение станет максимально полным и насыщенным. Хиллман иллюстрирует идею амплификации тем, как глубинный психолог узнает своего клиента, через запрос, анамнез, сновидения, отношения, текущий момент проживания, генограмму, личную и семейную мифологию и так далее. Только соприкоснувшись со всем этим, можно “поставить глубинный диагноз”3.

Если смотреть с этой позиции, то вся наша первая школа – это амплификация образа “Голем/голем”, над которой два дня работало около 100 человек. А наш сборник – это попытка обобщить, увидеть результат  максимально полно. 

Благодарим вас за сотрудничество, за разрешение сделать записи, за саму возможность создания этой красивой амплификации образа Голема и, через него, исследования одного из сложнейших понятий аналитической психологии – инфляции.

ОГЛАВЛЕНИЕ

От редакторов

Елена Пуртова о проекте «Школа амплификации»

Ольга Кондратова об амплификации

Голем снаружи и внутри

Бернард Сарториус. Голем – образ нашего времени

Елена Пуртова. Переживание катастрофы и поиски внутренних опор

Евгений Ревзин. «И я упаду, побежденный свою победой»: час Голема

Лидия Сурина. Время и вечность Снежной королевы: Opus Albedo

Валерий Миллер. Великая мать для Homo Pinokkius

Елена Пуртова. Дети-куклы и их индивидуация

Грани инфляции

Бриджит Субруйяр. «О роботы, так есть ли в вас душа?»

Ольга Кондратова. Желая одушевлять неодушевленное

Юлия Казакевич. “Возьму от духа, который на тебе, и возложу на них”. Пути исцеления инфляции Эго.

Елена Сенькина. Встреча с юродивым

Юлия Пустынникова. Инфляция и травма в сериале «Волшебники»

Ольга Кондратова. А что дальше?

Размышления о цивилизации

Бернард Сарториус. Душа и современная цивилизация

Ольга Кондратова. Бросок камня как соединение верха и низа


Заключение

Ольга Кондратова. Амплификация Школы амплификации

Об авторах

1 Лия Киневская, Ольга Кондратова, Наталья Павликова, Елена Хандурова и я, Елена Пуртова.

2 Модераторами были Виктория Нечаева, Галина Колпакова, Георгий Сафронов, Алла Третьякова, Нина Хребтова, Светлана Эрик.

3 Джеймс Хиллман “Архетипическая психология” СПб, Б.С.К. 1996, стр. 27-34.

Комментарии запрещены.