Вступление
Наблюдая в терапевтической практике за страданиями детей и взрослых, мы ловим ощущение, что естественные связи между поколениями претерпевают катастрофические преобразования – так много взрослых переживают невозможность естественного рождения ребенка и так много детей чувствуют свое сиротство рядом с живыми родителями! Те и другие одинаково сильно переживают оставленность, невзаимность и отсутствие связи. Этот парадокс нашей цивилизации, его зримое отражение в аналитическом кабинете исследуют авторы номера. Виктория Андреева рассматривает архетипическую основу сиротства и делает вывод, что «сиротство составляет предварительное условие сознательного переживания индивидуации». А с современным наполнением известного архетипического сюжета, когда все в паре есть, только ребеночка нет, нас знакомят авторы статьи «Бесплодие не равно бездетности». Как не вспомнить Катрин Аспер, которая говорит, что оставленность – это судьба, судьба и ребенка, и взрослого, которая не определяется конкретными обстоятельствами их жизни1!
Куда приводят нарциссические раны и страстное желание родительства? Статья Анны Телепиной рассказывает о работе с приемными семьями, о тенденции приписывать негативные стороны приемных детей их кровным родителям. Клинические виньетки о детях-ЭКО мы встретим у нескольких авторов этого номера.
Отдельный раздел посвящен детям-Пиноккио – тем, кто растет с ощущением своей искусственности (ЭКО) или кто выращивается отцами в отсутствие матери (статьи Брижит Аллен-Дюпре, Валерия Миллера, Марины Колевой и Вероники Петровой). Рассматриваемые авторами истории «осиротевших» отцов поднимают важную тему отцовства как психической функции, которая может оставаться недоступной для взрослых мужчин.
Необходимость работы с родителями маленьких пациентов бесспорна. Кай фон Клитцинг поднимает историю взаимодействия самых первых детских аналитиков с родителями, начиная от «Маленького Ганса», и рассматривает трудные родительские чувства во взаимодействии с аналитиком: сопротивление, соперничество, ревность и вину. Станут ли родители помехой или поддержкой терапевтическому процессу, часто зависит от способности самого аналитика к триадным отношениям. В статье Питера Блейка мы выныриваем на территорию сознания, так как автор очень ясно и четко дает подробные инструкции для проведения родительских встреч и предусматривает все возможные для обсуждения вопросы.
Отличные иллюстрации той реальности, в которой находится детский аналитик, приведены в статье Ангелики Штеле: это ребенок, его родители и все их внутренние объекты, которые аналитик должен «удерживать» в себе, принимая все их переносы и не позволяя им смешиваться. Автор рассматривает эти сложные констелляции на примере трех пациентов разного уровня нарушенности.
И в завершение – еще одна статья Брижит Аллен-Дюпре, обобщающая развитие детского анализа во Франции и его влияние на юнгианский анализ. Надеюсь, наши читатели тоже открыты такому влиянию.
1 Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка. – М.: Когито, 2013.
Оглавление
Точка зрения
Виктория Андреева. Комплекс сироты. Особенности индивидуации
Нина Помогаева, Анастасия Бадаева. Бесплодие не равно бездетности
Дети-Пиноккио
Валерий Миллер. Великая мать для Homo Pinokkius
Бриджит Аллен-Дюпре. Пиноккио, в поисках изначальности
Марина Колева, Вероника Петрова. Между Сциллой и Харибдой. Дети, выросшие без матери
Родительские встречи в детском анализе
Анна Телепина. «Я ращу монстра!»
Кай фон Клитцинг. Соперники или партнеры? Роль родителей при психоаналитической работе с их ребенком.
Питер Блейк. Работа с родителями
Методология детского анализа
Ангелика Штеле. «Лилли думает, что она засранка…». Три уровня техники при анализе детей: контейнирование, трансформация, интерпретация
Бриджит Аллен-Дюпре. Что детский аналитик вносит в юнгианскую мысль
Аннотации
Виктория Андреева. Комплекс Сироты. Особенности индивидуации
В центре статьи – анализ разных сторон архетипа Сироты в свете мифологии и литературы. Яркий пример многосторонности образа сиротства – Гарри Поттер и его антагонист Волан-де-Морт. Переживание брошенности, покинутости, болезненного одиночества – необходимые шаги на пути к сепарации и обнаружению внутренних ресурсов и опоры. В терапии всегда происходит встреча с отверженным страдающим ребенком, в котором не сразу видны проблески архетипа Героя и Божественного ребенка.
Ключевые слова: камень, философский камень, сирота, сиротство, архетип, комплекс
Бриджит Аллен-Дюпре. Что детский аналитик вносит в юнгианскую мысль
В какой степени юнгианский анализ влияет на концепции аналитической работы с детьми, как интегрируется и переосмысляется классическое юнгианское наследие в детском анализе ‒ таков предмет статьи. По мысли автора, суть интегративного подхода к этому наследию сводится к представлению о связи констелляции архетипа с его укоренением в теле ребенка внутри взрослого и теоретизации этого соединения в качестве соматопсихического единства, несущего в себе конкретную личную историю.
Ключевые слова: теория привязанности, соматопсихическое единство, мистическое соучастие, объектные отношения, символизация
Бриджит Аллен-Дюпре. Пиноккио в поисках изначальности
На материале клинического случая автор демонстрирует, каким образом архетипическое измерение анализа может расширить перспективу аналитической терапии с ребенком, и рассуждает о развивающих смыслах травмы и о травматическом опыте сопричастности, развертывание которого на терапии приводит к ключевой точке детско-родительского принятия. Кроме того, автор подчеркивает важность удерживания архетипического и любого амплификационного контекста в работе с травмой в том смысле, в котором этот контекст обеспечивает отсутствие лишней интрузии в такой работе.
Ключевые слова: аффект, инцест, регрессия, травма, Пиноккио, контейнер
Питер Блейк. Работа с родителями
Статья выстроена вокруг ключевых, по мысли автора, тезисов, которые аналитик должен раскрывать для родителя в процессе терапевтической работы с ребенком. Автор подчеркивает, что успешность всего аналитического процесса зависит от того, насколько адекватно у родителя сформировано представление о целях и мишенях терапии, ее продолжительности, сопротивлении ей, смысле сеттинга, возможностях ее завершения и подготовки к нему и о связи всех вышеперечисленных тезисов со спецификой травмированности и развития сепарации у самого ребенка. Отдельную практическую ценность представляют авторские рассуждения о терапевтическом значении игры в контексте теории привязанности и объектных отношений.
Ключевые слова: привязанность, сепарация, травма, сеттинг, частичный объект, контейнер
Кай фон Клитцинг. Соперники или партнеры? Роль родителей при психоаналитической работе с их ребенком
Автор выстраивает рассуждения вокруг ключевого тезиса о необходимости работы с родителями в детском анализе и о недостаточном теоретическом осмыслении этой необходимости в научной литературе. В отношениях родителя с аналитиком автор делает особый акцент на терапевтическом значении нарциссической боли как следствии неизбежной ревности и о сопротивлении ее динамике. Автор также рассуждает о важности своевременного завершения и о возможной негативной роли родителей в инициации завершения в силу сложной игры переносных чувств при столкновении терапии с констелляцией детских комплексов.
Ключевые слова: детский анализ, нарциссизм, контрперенос, межличностное поле, констелляция комплекса
Марина Колева, Вероника Петрова. Между Сциллой и Харибдой. Дети, выросшие без матери
Статья посвящена обобщению конкретного опыта нескольких кейсов, связанных с работой с детьми, формирующимися без матери. По мысли авторов, в этом случае специфика отцовской позиции, которая сводится к контролю и обеспечению потребностей семейной системы, приводит к выключенности родителя из позиции собственно родительской, что оборачивается дефицитом у ребенка, который оказывается не в состоянии преодолеть собственное сиротство и фактически воспринимает одного родителя как отсутствие обоих. Авторы рассуждают о возможных способах преодоления отцовских ограничений и роли терапевта в процессе такого преодоления. Авторы также демонстрируют, каким образом теория объектных отношений и бионовской школы помогает аналитическому осмыслению развития отношений в вынужденной паре «отец – ребенок».
Ключевые слова: ролевая модель, проективная идентификация, альфа-элемент, бета-элемент
Валерий Миллер. Великая мать для Homo Pinokkius
Статья посвящена рефлексии об архетипическом образе Великой матери. Предлагая ответ на известный вопрос Юнга о возможности формирования материнского комплекса без участия матери, автор рассуждает о стереотипах гендерных ролей, переводя акцент рассуждений на актуальную проблематику гендерного распределения Анимы/Анимуса. Так неожиданно продолжается динамичная дискуссия о конфликтах гендерных смыслов в современном мире и отражении этого конфликта в глубинной психологии. В этой связи в статье предлагается возможный путь переосмысления архетипа Великой матери.
Ключевые слова: гендерная роль, архетипический образ, материнский комплекс, Анима, Анимус, Великая мать
Нина Помогаева, Анастасия Бадаева. Бесплодие не равно бездетности
В статье рассматриваются стадии принятия в достижении цели родительства и особенности переживаний мужчины и женщины при обращении к разным способам ВРТ (вспомогательным репродуктивным технологиям). Исследуются феномены, встречающиеся в психологической работе с темой бесплодия и невынашивания беременности. Рассматриваются различные психологические причины бесплодия: ложная мотивация, страхи, внутренний конфликт идентичностей и путаница ролей внутри семьи, латентный конфликт между членами семьи, редкая половая жизнь, связанная с отсутствием влечения внутри пары или различными сексуальными дисфункциями.
Ключевые слова: идентичность, ложная мотивация, латентный конфликт, дисфункция, вспомогательные репродуктивные технологии
Анна Телепина. «Я ращу монстра!»
Статья посвящена обобщению опыта работы с детьми в приемных семьях. Автор приходит к выводу о необходимости интенсивной работы с родителями, смысл которой ‒ прежде всего контейнирование сложных переживаний матери. Специфика этого контейнирования определяется тем, что оно направлено на укрепление собственного контейнера матери и осознание неизбежности влияния своего опыта детско-родительских отношений и вытесненных травм на воспитание именно приемного ребенка. При этом в качестве контейнера для паттернов поведения и конфликтов, переданных биологическими родителями, приемный ребенок часто использует терапевта как безопасного взрослого.
Ключевые слова: контейнер, детско-родительские отношения, паттерн, травма, конфликт, приемный ребенок
Ангелика Штеле. «Лилли думает, что она засранка…». Три уровня техники при анализе детей: контейнирование, трансформация, интерпретация
Статья посвящена технике детского анализа, разным уровням аналитической работы с детьми и их специфике при взаимодействии с детьми. Так, автор рассуждает о важности контейнера при дефиците альфа-функций и важности трансформирующего участия при нарциссических патологиях и неадекватных переходах от параноидно-шизоидной к депрессивной позиции. На основе теоретических обобщений автор приходит к заключению об уместности интерпретации при работе с невротической патологией, то есть при достаточности альфа-функции и репрезентации внутренней реальности, но одновременной перегруженностью развитием собственной истории ребенка в контексте детско-родительских отношений.
Ключевые слова: параноидно-шизоидная позиция, депрессивная позиция, альфа-функция, репрезентация, невротический уровень