№4 2023 Медленное чтение

Вступление

Ведущая мелодия этого номера – литература как предшественница, старшая сестра аналитической психологии. Их родство очевидно, но редко бывает признано и обозначено. И если так, то тогда чтение – тоже аналитическая работа со всеми ее взлетами и падениями, позитивным и негативным контрпереносом, трансформацией и индивидуацией в конечном счете. Туда ведут нас авторы – первые скрипки, задающие тему номера. Кристиан Гайар размышляет о юнговском взгляде на искусство, объясняя, что Юнг учит нас обращаться с искусством как со сновидениями, не интересуясь происхождением текста из биографии автора, позволяя тексту и произведению живописи пройти сквозь душу читателя/зрителя. Он рассказывает о признании и принятии Юнгом своего негативного контрпереноса в столкновении с текстом Джойса, о том, как позволить «подспудному потоку жизни» (бессознательному) вовлечь себя в процесс психического созидания, невзирая на сопротивление и страх дестабилизации.

Для лучшего понимания этого подхода к литературе Сюзан Роуланд предлагает методику пристального чтения, основанную на активном воображении и проживании текста в контакте с символом, когда тексту дается возможность не обращаться к читателям, а говорить через них. Только так может случиться трансформация, и это, по мнению автора, похоже на магию.

В следующих трех статьях Юнг представлен как бы снаружи, увиденный глазами других людей. Первое эссе о встрече с Юнгом написано Гербертом Уэллсом, а второе – биографом Уэллса Винсентом Боумом, который наблюдал их вдвоем. Сюда же примыкают отрывки дневника Мигеля Серрано, который записывал диалог между Германом Гессе (клиентом Юнга) и К. Юнгом. Чудо в том, что диалогу этому Серрано не был свидетелем – он его восстановил, достроил или придумал. Отнесемся к этому как к своего рода сновидению, а «сновидение никогда не говорит, что “Вы должны” или “Это правда”. Оно представляет образ почти таким же способом, которым природа позволяет цветку расти, и от нас зависит, какие делать выводы» (Юнг).

Далее нам предоставляется возможность попрактиковаться в том, чему мы научились. Самый большой раздел номера состоит из статей, связанных с русской и японской литературой, где в центре внимания – путь индивидуации сквозь коллективные и индивидуальные травмы и комплексы.

Александр Эткинд фокусируется на культурных травмах и обращается к творчеству постсоветских писателей – преимущественно Пелевина, Сорокина и Быкова, привлекая эссе Фрейда «О жутком». В жуткое окунает образ тритона: в романе Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» заключенные выдолбили доисторического тритона из вечной мерзлоты и съели его. Таким же образом вышеозначенные авторы размораживают вечную мерзлоту травмы, насыщают «тритонами» свои произведения, оживляют монстров прошлого.

Японские культурные травмы становятся призмой для анализа индивидуации героя в «Трилогии Крысы» Харуки Мураками, который делает Ирина Тертицкая. Она подробнейшим образом исследует, как герой на протяжении четырех романов (и только четвертый, «Дэнс, дэнс, дэнс», позволил автору завершить трилогию) проходит путь от индивидуализма к индивидуации.

Подобную работу делает герой романа «Подросток» Ф.М. Достоевского, внутренний ландшафт которого наполнен российскими культурными комплексами. Мария Лосева исследует образы птиц в «Подростке» и обнаруживает их символическую связь с внутренними архетипическими образами героя – матерью, отцом и т.д. Очеловечивая их, Подросток проходит свой пусть взросления.

Завершает этот раздел работа Елены Федоровской, она обращает нас к японской культуре хайку и ее терапевтическим возможностям. Автор напоминает нам о символическом потенциале любой культуры и том, как мы можем опираться на него в сложных индивидуационных процессах.

Завершающее номер эссе Елены Пуртовой о путешествии по Монголии – зарисовки наблюдений за тем, как ландшафт влияет на внутреннее состояние души. Как пристальное чтение позволяет тексту пройти сквозь душу, так и «пристальное смотрение» позволяет ландшафту пронизать смотрящего и получить удивительный опыт согласия с тем самым «подспудным потоком жизни».

Содержание

Литературный образ Юнга

Герберт Уэллс. О Карле Густаве Юнге

Винсент Броум. Герберт Уэллс и Карл Густав Юнг

Мигель Серрано Юнг и Гессе: (не) состоявшаяся встреча

Искусство чтения

Кристиан Гайяр. Искусство

Сюзан Роуленд. Чтение Юнга ради магии: активное воображение в «пристальном прочтении»

Образы индивидуации двух культур

Александр Эткинд. Возвращение тритона: советская катастрофа и постсоветский роман

Ирина Тертицкая. Путь от индивидуализма к индивидуации в «Трилогии Крысы» Харуки Мураками

Мария Лосева. Мальчик с птичкой

Елена Федоровская. Использование хайку в юнгианской психотерапии

Духовные путешествия

Елена Пуртова. Монголия как медитация

Аннотации

Винсент Броум. Герберт Уэллс и Юнг

Замечательный документальный автор своей эпохи, В. Броум проводит интересный опыт сопоставления совсем разных взглядов на мир двух современников – Герберта Уэллса и Карла Густава Юнга. Авторские воспоминания о встречах с ними ценны прежде всего точностью, например описанием того, какое именно одновременно грозное и теплое впечатление производил Юнг и насколько насмешлив был Уэллс в своих рассказах о Юнге. По наблюдению Броума, Уэллс находился под глубоким влиянием Юнга, «настолько глубоким, что ему трудно было это осознавать». Также в контексте статьи интерес представляют размышления автора о том, как общение с Юнгом повлияло на стилистику творчества Уэллса.

Ключевые слова: К.Г. Юнг, Г. Уэллс, бихевиоризм, классический анализ, аналитическая психология, художественное творчество

Кристиан Гайар. Юнгианский подход к искусству

Автор ставит целью демонстрацию того, как именно связана эволюция взглядов Юнга на искусство с глубинной психологией и философией. Автор восстанавливает историю отношения Юнга к фигурам Моисея, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Джеймса Джойса, Пауля Селана, центральным фигурам разных культурных периодов человеческой истории и динамику собственной юнговской амплификации и интепретации в его рефлексии о них. Композиционно статья выстроена вокруг центральной метафоры: отношения искусства и психологии как отношения Эго и бессознательного.

Ключевые слова: К.Г. Юнг, Эго, бессознательное, метапсихология, Самость

Мария Лосева. Мальчик с птичкой

В фокусе авторского внимания – тема сиротства и ее отражение в русском культурном поле на материале творчества одного из самых чувствительных к нюансам психической жизни классиков русской литературы – Ф.М. Достоевского. Автор обращает внимание на богатство психической манифестации сиротства и динамики в этой связи, несмотря на весь очевидный трагизм истории героя. Очень ярко показана на основе анализируемого материала тема неразрывной связи жертвы и абьюзера, отчаяния, ненависти, обиды и любви. Статья ценна примером того, как художественная литература и ее анализ становятся материалом клинического случая и к каким серьезным практическим для анализа выводам это приводит.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, К.Г. Юнг, «Подросток», амбивалентность, жертва, абьюз

Елена Пуртова. Монголия как медитация

В начале статья адресует читателя к экологической теории восприятия, смысл которой в том, что окружающий мир для человека – это пространство «понимаемых возможностей его жизнедеятельности». Авторская рефлексия об опыте духовного путешествия в Монголию, таким образом, выстраивается через цепь метафор – от теории восприятия до «невыпячивания себя», своего на фоне огромных пространств и плавных ландшафтов, а также «укубатуривания», возведения в кубическую степень собственной тревожности, преследующего жителей мегаполисов и жестких ландшафтных границ. Эта «визуальная» амплификация дает еще одно ценное звено в ряду «вербальных» в других статьях, в очередной раз демонстрируя связь творчества и психологии.

Ключевые слова: экологическая теория восприятия, Эго, тревожность, ландшафт, духовное путешествие

Сюзан Роуленд. Чтение Юнга ради магии: активное воображение в «пристальном чтении»

Выдвигая гипотезу об «изначальной литературности» Юнга, автор предпринимает масштабную попытку доказательства того, почему юнговское тщательное и многолетнее исследование мифологических, символических, художественных смыслов абсолютно необходимо для подлинного понимания структуры глубинной психологии и ее развития. В тексте также содержится значимое замечание о том, что наследие Юнга обращено непосредственно к расширению психических границ читателя и преодолению ригидности Эго, и, мало того, оно имеет непосредственное отношение именно к проблемам психики XXI столетия.

Ключевые слова: Эго, символ, художественные смыслы, мифология, ригидность границ сознания

Мигель Серрано. Юнг и Гессе: (не)состоявшаяся встреча

Статья, безусловно, созвучна работе В. Броума (см. выше) и представляет собой отчет латиноамериканского дипломата и преданного последователя аналитической психологии М. Серрано о его встречах с Г. Гессе (клиентом К.Г. Юнга) и самим Юнгом. Автор делает попытку реконструкции их общения втроем, которое не состоялось в реальной жизни, но при этом является ценным свидетельством тех глубоких и плодотворных изменений в психике, которыми автор обязан и самому Юнгу, и его клиенту, прежде всего тем, как именно в психике может проявляться функция символизации.

Ключевые слова: К.Г. Юнг, Г. Гессе, символ, миф, фольклор, художественное творчество

Ирина Тертицкая. Путь от индивидуализма к индивидуации на страницах «Трилогии Крысы» Харуки Мураками

В унисон предыдущей статье этот материал также посвящен манифестации ключевых юнгианских категорий в японской литературе, на этот раз в творчестве Х. Мураками. Автор предлагает изящное соединение литературоведческого и юнгианского анализа, демонстрируя, как Эго героя спиралеобразно проходит процесс индивидуации, какую роль здесь играет Самость и где возникают самостные проекции, как ось Эго–Самость и ее текущая конфигурация спонсирует психологическое развитие человека.

Ключевые слова: Эго, Самость, индивидуация, синхронистичность, символ

Герберт Джордж Уэллс. О Карле Густаве Юнге

Если в работе В. Броума (см. выше) автор фиксирует отчасти ироничное и конфронтирующее отношение к Юнгу со стороны Уэллса, то в самих воспоминаниях Уэллса манифестируется отношение совсем иное. Уэллс восхищается идеями коллективного бессознательного и синхронистичности и показывает, в каких художественных метафорах могут быть выражены ключевые идеи аналитической психологии. Отдельное внимание уделяется идее ницшеанского сверхчеловека: автор с явно повышенной эмоциональностью как будто защищает Юнга в этом месте, показывая, насколько человеческое развитие в понимании Ницше никак не коррелирует с идеями психического развития в юнгианском анализе.

Ключевые слова: коллективное бессознательное, синхронистичность, Ницше, символ, мифология

Елена Федоровская. Использование хайку в юнгианской психотерапии

Статья посвящена размышлением о возможностях синергии художественного творчества и юнгианского анализа – в этом случае с помощью японских хайку. Автор подчеркивает такие принципиальные для юнгианского анализа характерологические категории, как синхронистичность и трансцендентная функция в контексте того, какую принципиальную роль эти категории играют при создании хайку, демонстрирует также, как «исцеляющий дух» хайку, усиливая градиент бессознательного, поддерживает центроверсию, преодолевая одностороннюю манифестацию ведущих функций.

Ключевые слова: хайку, синхронистичность, экстраверсия, интроверсия, центроверсия

Александр Эткинд. Возвращение тритона: советская катастрофа и постсоветский роман

В контексте номера размышления автора – предложение коллективной метафоры, которая объясняет самые тяжелые процессы культурного сознания и бессознательного, как и культурные травмы, с точки зрения возможности преодоления коллективных и личных катастроф, отделения «нового себя» от травмы и работы горевания как возможности обретения психической целостности. В этой связи автор обращается к работам З. Фрейда, пытаясь в логике своих исследований объяснить доминирование травматического содержания в русской литературе – как классической, так и современной.

Ключевые слова: горе, меланхолия, травма, символ, метафора

Комментарии запрещены.