Вступление
Личный миф — мерцающая история, располагающаяся между двумя мирами — общим и частным, коллективным и личным. Это — связующее звено, тропа, мост между человеком и человечеством, между единством и множеством, глубоко индивидуальным и непостижимо универсальным. Это история взаимоотношений человека с миром и его разнообразными слоями, история поисков смысла и передачи его через рассказывание историй. На этом пути, на этой узкой дорожке, ведущей в трансперсональное измерение, располагаются статьи, составляющие этот номер.
Ричард Стромер объясняет нам, как устроен личный миф и как он соотносится с архетипом. Все это станет понятнее и живее, когда мы обратимся к личному мифу самого отца-основателя: Мария-Луиза фон Франц рассказывает о влиянии на личный миф Юнга образов христианской мифологии – поиска Грааля, волшебника Мерлина и других фигур нидивидуации. Марк Сабан анализирует взаимоотношения между личностью номер один и номер два в идентификации Юнга и показывает, как диалог между ними привел к обнаружению трансцендентной функции. А Сону Шамдасани предлагает нам увлекательный рассказ о том, как создавались и издавались автобиографии Юнга, которые оказались вовсе не автобиографичными…
А как создается личный миф обычных людей? Наш, наших пациентов?
Мы услышим историю Мюррея Стайна, которую он рассказал в интервью для Джен Винер — о необычном опыте странничества и укоренения в разных странах и сообществах. Сказкотерапевт Елена Шкадаревич исследует смысл рассказывания историй о пережитом опыте: это создает переходное пространство, путь в символическое измерение, где личный опыт подвергается переплавке. Историк искусства Ирина Полянская сопоставляет цикл фресок о Марии Магдалине с аналитическим процессом нескольких пациенток, иллюстрируя процесс балансирования между двумя противоположными сторонами архетипа.
В резонансе с темой номера начинается новая рубрика Сергея Моргачева – Проблема подлинного Я. Личный миф позволяет соприкоснуться с непознаваемой областью как с частью себя, поэтому нам кажется важной работа Уоррена Колмана, где речь идет о том, что нельзя уловить, познать, а можно лишь пережить в символических образах – о Самости и архетипе Самости. Ли Роббинс рассуждает о юнговском понятии пустоты архетипа и о пустоте Самости, а также о том, чем может быть наполнена эта пустота в буддистском и современном западном понимании.
Статья Лии Киневской добавляет особую — антинарциссическую – ноту в размышления о личном мифе. Она рассуждает о судьбе и предрешенности, о рамках, в которые заключена человеческая жизнь, о служении и призвании, о смысле делания. И все это имеет прямое отношение к профессиональной жизни психологов и аналитическому процессу. Именно эта статья начинает номер, как бы комментируя скромное высказывание Юнга: «Я не знал, что живу мифом, и даже если бы я знал это, я бы не знал, какой миф управляет моей жизнью без моего ведома».
Мария Лосева, Елена Пуртова
Содержание
Точка зрения
Лия Киневская. Судьба и анализ
Ричард Стромер. О природе личной мифологии
Миф Юнга
Мария-Луиза фон Франц. Le cri du Merlin: Миф Юнга
Марк Сабан. Миф двух личностей – личный миф Юнга
Сону Шамдасани. Миф Юнга vs мифы о Юнге
Личный миф и индивидуация
Шкадаревич. Я расскажу вам историю… Работа с личным мифом в юнгианской психологии
Ирина Полянская. Цикл Магдалины. Встречи с архетипом Святой проститутки в аналитическом кабинете и искусстве
Мюррей Стайн. «Мы странствовали как ветхозаветные евреем…» Интервью Мюррея Стайна Джен Винер.
Проблема подлинного Я
Сергей Моргачев. Проект «Проблема подлинного Я»
Ли Роббинс. Пустота Самости у Юнга: буддистская и постмодернистская перспективы
Уоррен Колман. Модели Самости
Аннотации
Лия Киневская. Судьба и анализ
Юнгианский аналитик Лия Киневская обогащает представление о профессии психолога восточной мудростью: она вводит понятие судьбы, согласно которому наша жизнь ограничена рамками смерти и рождения, а внутри них случаются благоприятные и неблагоприятные обстоятельства. Признание присутствия судьбы, в отличие от фантазий о бесконечном всемогуществе и контроле над своей жизнью, помогает увидеть новый смысл в профессии, соотнести предопределенность с внутренней волей и деланием.
Ключевые слова: судьба, йога, карма, Эго, анализ
Уоррен Колман. Модели Самости
Отчасти опираясь на философию индуизма, Юнг представлял Самость, как источник божественной силы, живущий в каждом человеке и составляющий центр его бытия. Работа Уоррена Колмана – попытка прояснения и соотнесения этого всеобъемлющего понятия с более привычными — психикой, Эго, Персоной, а также с понятием архетипа, то есть с тем, что нельзя увидеть, пощупать, освоить целиком, как невозможно одновременно быть в центре и на периферии, а можно лишь пережить в символических образах.
Ключевые слова: Самость, архетип, Эго. Бессознательное, Брахман, Атман, индивидуация
Сергей Моргачев. Проект «Проблема «Подлинного Я»
Это короткое вступление аналитического психолога и журналиста Сергея Моргачева к новой рубрике журнала, посвященный изучению взглядов Юнга на проблему подлинного Я, а также исследование этой темы во всем многообразии ее аспектов.
Ключевые слова: Холокост, True Self, аффект, Юнг
Ирина Полянская. Цикл Магдалины. Встречи с архетипом Святой проститутки в аналитическом кабинете и в искусстве
Аналитическая работа помогает перейти от противопоставления духовного и телесного начал к интеграции, и этот процесс исследуется в статье психолога и искусствоведа Ирины Полянской. Используя образ Марии Магдалины, изображенной на фресках в Нижней церкви базилики Св. Франциска Ассизского, а также клиентские сновидения и виньетки, она иллюстрирует процесс балансирования между двумя противоположными сторонами архетипа, удержания полярности и продвижения к целостности.
Ключевые слова: архетип, телесность, духовность, феминность, блудница, грешница
Ли Роббинс. Пустота Самости у Юнга: буддистская и постмодернистская перспектива
Доктор философии Ли Роббинс исследует пустоту, которой парадоксально «наполнены» такие основополагающие для юнгианской психологии понятия как Самость и архетип. Он рассуждает о буддистском и западном понимании этих вещей, о свойствах Самости, таких, как энергия трансформации, переживание удовлетворенности жизнью и одновременно эфемерности и скоротечности ее. Автор заканчивает статью изящным ответом на вопрос, чем же может быть заполнена пустота Самости, цитируя Юнга: «переживание самости всегда является поражением эго».
Ключевые слова: пустота, Самость, архетип, желание, любовь
Марк Сабан. Увы, две души: две личности Юнга и становление аналитической психологии
Британский доктор психологии Марк Сабан обращается к вопросу изучения противоположностей в понимании Юнга, при этом он опирается на известную историю двух субличностей самого Карла Юнга, о которых мы знаем из его «Воспоминаний, сновидений, размышлений». Для Юнга внутреннее разделение на противоположности, конфронтация двух сторон, а также встреча со своими внутренними фигурами являлась фундаментальной динамикой психологии человека, истинным путем к индивидуации.
Ключевые слова: Юнг, личность, субличность, идивидуация, психика, трансформация
Мюррей Стайн. «Мы странствовали как ветхозаветные евреи…». Интервью Мюррея Стайна Джен Винер
Юнгианский аналитик, автор множества книг, Мюррей Стайн в своем интервью рассказывает о своем удивительном детстве. Сын пастора, который часто получал новые назначение, Мюррей Стайн привык перемещаться в разные места и приспосабливаться к новым условиям, опираясь при этом на внутрисемейные связи, которые оставались стабильными. Это кочевничество и ощущение себя на окраине социальной жизни во многом сформировало его отношение к проблемам внутри международного юнгианского сообщества.
Ключевые слова: юнгианство, творчество, раскол, профессиональная коммуникация
Ричард Стромер. О природе личной мифологии
Ричард Стромер, американский исследователь личной мифологии, утверждает, что практика личного мифотворчества погружает человека в образное, символическое и архетипическое размышление над своей жизнью, и этот процесс сопровождает любую человеческую деятельность. Материал мифов становится личным, представая перед человеком в виде синхронии или сновидения, это и есть встреча с коллективным бессознательным, производящая глубокий трансформирующий эффект.
Ключевые слова: личный миф, мифический материал, сновидение, синхрония, трансформация
Мария-Луиза фон Франц. Le Cri de Merlin: Миф Юнга
Мария Луиза фон Франц, ближайшая сподвижница Юнга, раскрывает образную и символическую стороны важного для Юнга христианского мифа — легенду о Святом Граале, рыцаре Парцифале и волшебнике Мерлине. Фон Франц, хорошо знавшая Юнга, понимала, как много сходства в подробностях истории Мерлина и в его собственной жизни. «Его история не может закончится, она совершается всегда», – так говорил Юнг о Мерлине, поэтому до сих пор слышен его голос (или смех, или крик)…
Ключевые слова: алхимия. Грааль, миф, Амфортас, Парсифаль, Мерлин
Сону Шамдасани. Миф Юнга vs мифы о Юнге
«Воображаемый мир реален» – говорит Юнг в романе, цитатой из которого начинается статья Сону Шамдасани, чьи труды посвящены истории психиатрии и психологии и в первую очередь Карлу Юнгу. В этой статье он делает попытку отделить вымышленного Юнга, о котором написано огромное количество художественных и научных трудов, от реальной фигуры Юнга. В частности, он прослеживает историю написания «Воспоминаний, сновидения, размышлений» и обнаруживает, что даже его так называемая автобиография – была надиктована Аниеле Яффе, и авторство принадлежит ей…
Ключевые слова: миф, Юнг, биография, автобиография, личность, ВСР
Елена Шкадаревич. Я расскажу вам историю… Работа с личным мифом в юнгианской психологии
Сказкотерапевт Елена Шкадаревич на примере самой известной сказки Андерсена «Снежная королева» подмечает не слишком заметную сторону мифа. Выстраивая диалог с миром, Эго хочет, чтобы его услышали и поняли, поэтому рассказывает истории, доступные ему в данный момент. Но текучая природа мифа такова, что он самостоятельно проникает и растворяется в ткани личной истории, становясь «историей, которую рассказывают тем, кто не хочет слушать»…
Ключевые слова: личный миф, сказка, история, Андерсен