№3 2024 Энергии либидо в пожилом возрасте

Вступление

Ингрид Ридель, говоря о старости, сопоставляет ее с последними пятнадцатью минутами в карточной игре: как правило, именно они решают исход всего действия. В этом номере мы пытаемся понять секрет поздних возрастов, которые могут подарить ощущение жизненного выигрыша и его присвоения.

Обнаружение внутреннего содержания индивидуационных и энергетических потоков либидо делает старость более понятной и не такой страшной частью жизненного пути. Для многих она становится более интересным и спокойным временем, чем детство и юность. Например, в одной из глав книги «Внутренняя свобода старения» Ингрид Ридель вспоминает чудесный рассказ Бертольда Брехта о вдове, вдруг отважившейся прожить последнее отпущенное время так, как ей хочется. Захватывающую историю Светланы Нискуловой о жизни поэта и певца Леонарда Коэна можно назвать путешествием от самого-самого (талантливого, успешного себя) к Самому́ (встрече и согласию с Всевышним).

Статьи рубрики «Проблема истинного Я» подхватывают тему номера: Картер Хейнс исследует темы психологии и духовности с целью применения в пастырской практике и духовном наставничестве, а Дэвид Хо раскрывает ресурсы восточных концепцией Самости и идентичности. Тема статьи Сергея Моргачева кажется не связанной с поздним возрастом, но принадлежит именно ему: никак не наивные старцы, а мудрецы увлечены сакральной и шаманистской стороной науки.

Многие авторы этого номера обращаются к личному опыту и щедро делятся собственными историями. Сондра Геллер рассказывает о своем удовольствии работать и дружить с пожилыми людьми, которые восполняют ее детские дефициты, ее профессия – анализ и арт-терапия с пожилыми людьми. Статья Клэр Оллфин напоминает роман Кадзуо Исигуро «Остаток дня», где рассказывается о дворецком, который иначе как дворецким себя не мыслит: автор откровенно пишет о том, как психолог стареет и лишается прежних возможностей, поскольку прервать начавшийся анализ может его неожиданная смерть.

Дарья Горячева и Мария Лосева размышляют о старости, привлекая помимо другого материала истории из жизни собственной семьи, и это очень оживляет общий пейзаж номера. А Елена Шкадаревич на основе художественной литературы, дневниковых записей, фильмов объединяет Старика и Младенца в архетипическую пару, высвечивая точки соприкосновения детства и старости в поисках общего смысла и полноты индивидуального опыта.

Альберт Крейнхедер, не наивный, а веселый и остроумный старец, предлагает живой рассказ о своих ощущениях в 70 лет: к нему, как к Юнгу, приходят разные фигуры – индейского вождя, пумы и др., и он с ними общается. В качестве завершения вступления в этот номер хочется процитировать его красивое наблюдение о том, что такого особенного знает старость, чего не знает молодость: «В Эго появляются дыры, бессознательное просачивается наружу и насыщает весь спектр нашего сознательного восприятия».

Мария Лосева, Елена Пуртова


Аннотации

Сондра Геллер. Разжечь искру творчества у пожилых людей

Юнгианский аналитик Сондра Геллер представляет две виньетки о занятиях арт-терапией с пожилыми людьми. В обоих случаях она прослеживает, какие неожиданные реакции пробуждает контакт с материалом. В первом случае она, будучи начинающим психологом, побуждает к творчеству и контакту совершенно не расположенную к этому обитательницу дома престарелых, пережившую тяжелую военную травму. Во втором случае она, сама уже пожилая, работает со столетней художницей, почти полностью лишившейся зрения.

Ключевые слова: арт-терапия, дом престарелых, пожилые люди, оживляющий другой, группа, старение

Дарья Горячева. «Старость включена в проект Создателя». Размышления на старческие темы

Автор размышляет о старости, опираясь на истории из жизни собственной семьи, клиентские случаи и различную литературу; в числе прочего книга   игуменьи Богородично-Рождественской девичьей пустыни Феофилы «Рифмуется с радостью. Размышления о старости». Суть статьи — открытый разговор о той части жизни, который сопровождается болезнями и утратами, осознаванием и признанием неизбежного, место которому всегда есть в личной и групповой терапии.

Ключевые слова: старение, родовой багаж, Гуггенбюль-Крейг, Пуэлла, игуменья Феофила, Гаспар Ноэ

Альберт Крейнхедер. Образы старения

Американский юнгианский аналитик и доктор философии в своем очень личном эссе, написанном, когда ему исполнилось семьдесят лет, делится своими образами старости, рассказывает, каково ощущать себя архетипическим стариком. Сожалея, что нет инструкции или руководства, где сказано, как переходить от деятельной жизни к дряхлости и смерти, автор  восполняет этот пробел, описывая, как изменяется сознание в старости, какие внутренние образы посещают его и общаются с ним.

          Ключевые слова: сознание, бессознательное, образы, сновидения, Иосиф, духи, феминное, Анима

Мария Лосева. Будущее старости

Отталкиваясь от утверждения о том, что у старости нет будущего, автор исследует фантазии стареющих героев романа Льва Толстого «Война и мир»  и обнаруживает, что именно символизирует будущее для уходящих людей. Автор также рассказывает длинную историю старости своей бабушки, дожившей до девяносто пяти лет.

Ключевые слова: Толстой, «Война и мир», старость, прошлое, Моуди

Сергей Моргачев. Печать сокрытого

Тема этой статьи — тайна знания и жертвы, приносимые на пути служения ей, наука и разделенность со знанием. Автор свободно рассуждает о сакральности науки, служение которой подобно шаманскому служению, о духе знания и духе тайны, о метафизической сущности знания, уподобляя стремление к научному познанию тайн мироздания шаманскому дару, от которого нельзя отказаться. В этом тексте напрямую не рассказывается о последнем возрасте, но тема его, безусловно, относится к архетипу Мудрого старца.

Ключевые слова: дух знания, дух тайны, Логос, Анима, шаманизм, наука

Светлана Нискулова. «Я слышал, тайный есть аккорд”: четыре жизни Леонарда Коэна»

Психолог Светлана Нискулова рассказывает биографию знаменитого канадского поэта, писателя и певца Леонарда Коэна, реконструируя его внутреннюю жизнь и анализируя его травмы и защиты  с позиций юнгианства. Исследуя события жизни Коэна и его духовные искания в разные периоды, автор отслеживает движения Самости и обнаруживает, какую функцию его искусство обслуживало в каждый момент его жизни.

Ключевые слова: Самость, ось Эго-Самость, творчество, кавер, Анима, Бог, Пуэр

Клэр Оллфин. Куда девается аналитическая идентичность, когда вмешивается старение

Автор, социальный работник и юнгианский аналитик, рассуждает об идентификации аналитика с профессией и о том, что происходит, когда психолог стар и уже не может работать в прежнем режиме. Как быть, когда человек лишается возможности быть нужным, заметным, востребованным? Ответ на вопрос, что тогда остается, так и не найден, но, по крайней мере, поставлен. Речь идет о жизни профессионального «я» и, соответственно, о расставании с этим профессиональным «я».

Ключевые слова: профессия, Юнг, аналитик, пациент, работа, аналитическая идентичность, активность, старение, смерть

Ингрид Ридель. Внутренняя свобода старения 

Две главы из книги Ингрид Ридель, литературоведа и  юнгианского аналитика из Института Юнга в Цюрихе, охватывают  множество тем и большой объем литературы. В числе прочего исследуются ведущие архетипы старости, взаимосвязь между старостью и мудростью, а также связь между старостью и наивностью, и всевозможные проекции на старость. В качестве сопровождения — не только «Наивные старца» Гуггенбюль-Крейга, но и «Недостойная старуха» Брехта и учение средневекового христианского теолога Майстера Экхарта о всепроникающем присутствии Бога

Ключевые слова: старение, Мудрая старуха, Мудрый старец, архетип, сказка, Гуггенбюль-Крейг, Брехт, Майстер Экхарт

Картер Хейнс. Идентичность, трансцендентность и истинное “я”: взгляды психологии и созерцательной духовности

В статье исследуется пересечение психологии и духовности в работах Томаса Мертона, Карла Юнга, Фрица Кункеля и Виктора Франкла. Темы духовности, связанные с идентичностью человека, психологической и духовной трансцендентностью, а также метафора истинного и ложного “я” прослеживаются в работах всех четырех мыслителей. Предлагаются примеры практического применения, включая виньетки и конкретные рекомендации по расширению и углублению личной и профессиональной практики интеграции.

Ключевые слова: психология, духовность, Мертон, Юнг, Кункель, Франкл, эпистемология, истинное я, ложное я

Дэвид И.Ф. Хо. Самость и идентичность в восточных религиях:     контраст с Западом

Автор обращается к восточной идее Самости и идентичности, которые часто игнорируются западными психологами. Основное внимание уделяется философским традициям в конфуцианстве, даосизме, буддизме и индуизме. Автор сравнивает  восточные концепции друг с другом и с основными западными концепциями по следующим направлениям:  различие между субъектом и объектом; разграничение “я” и “другой” и индивидуальная идентичность; главенство и суверенитет. В качестве объединяющей темы восточных концепций Самости предлагается категория психологической децентрации.

Ключевые слова: Самость, идентичность, Запад, Восток, конфуцианство, буддизм, даосизм, индуизм, децентрация, самоотречение, наблюдающее-я, познающее-я, Веданта

Елена Шкадаревич. Мудрый младенец — наивный старик

Психолог и преподаватель программы «Юнгианская сказкотерапия» ищет и находит ту точку, в которой мудрость и наивность старчества соприкасаются. Елена Шкадаревич привлекает обширный литературный и психологический материал, от «Наивных старцев» А.Гуггенбюль-Крейга до дневников Михаила Пришвина и Корнея Чуковского, чтобы замкнуть старость и детство друг на друге и показать, что помогает человеку возвратить свои утраченные части и присвоить себе свой жизненный опыт во всей его полноте.

Ключевые слова: детство, опыт, память, деменция, Гуггенбюль-Крейг, Толстой, Гессе, Моруа, Чуковский, Пришвин

В следующем номере журнала мы планируем представить доклады, прошедшей в июне 2024 года конференции ЮА-МААП «Калейдоскопы любви». Настраивайтесь на встречи с искусством, красотой, историями индивидуационных отношений (личных и терапевтических) и неизбежную внутреннюю работу.

Комментарии запрещены.