Вступление
Тексты этого номера составляют доклады прошедшей в июне 2024 года конференции ЮА-МААП «Калейдоскопы любви». Образ калейдоскопа отправляет нас к подвижному, переменчивому взгляду на вневременную реальность феномена любви, которая может быть увидена в бесконечном диапазоне своих составляющих и проявлений.
Посмотрим и на работы авторов номера как на выразительную часть этого диапазона. К аналитическому Эго обращена работа В. Андреевой, которая размышляет о развитии эстетического переживания жизни. Она находит его источник в символичес- ком пространстве внутри матери и между родителями, которые создают возможность наслаждаться красотой и переживать то, что автор назвала «двусмысленностью красоты»: амбивалентность, конфликтность близости.
Следующая группа работ также соединяет этическое с эстетическим: авторы обращаются к анализу отношений и партнерства, в которых мы испытываем любовь, учимся любви и создаем новые внутренние территории. Мы посмотрим на любовь через стихи (куда не успел посмотреть психоанализ, там уже побывали поэты – смотрите статью А. Стасевич) и краски, погрузившись в истории Леоноры Каррингтон и Макса Эрнста (статья Ю. Новико- вой), Эдварда Мунка (статья И. Полянской) и Фриды Кало (статья Дж. Шапиро). В этот же ряд можно поставить работу Ю. Казакевич, которая переносит тему развития способности любить в пространство сложных отношений аналитика и пациента.
И от этих работ уже один шаг к исключительно юнгианскому взгляду на любовь как на интрапсихическое взаимодействие, втягивающее Эго в близость с доступными и дальними слоями бессознательного.
Р. Моради рассматривает романтическую любовь как сложный процесс алхимической трансформации и размышляет об особой позиции аналитика, которому суждено быть свидетелем одержимости клиента любовной болезнью.
Выступление Г. Хойера посвящено открытию древней коптской рукописи — Евангелия Иуды. Она совершенно иначе представляет нам известный сюжет о предательстве и заставляет задуматься об исключительной роли носителей теневых проекций и прощении.
С. Поллард, соединяющая юнгианскую практику с монашеским служением, считает любовь неотъемлемой частью аналитических отношений и создает красивый образ пустой внутренней комнаты, в которой есть место только Богу.
Тему любови в отношениях Эго и Самости хорошо иллюстрируют статьи завершающейся в этом номере рубрики «Проблема истинного Я». Разноликая любовь к друго- му, к себе, к жизни — это следствие поиска и ощущения собственной целостности, Самости, соединяющей наши внутренние части любовью.
Четверо ученых из ЮАР ре- шили не теоретически, а экспериментально обнаружить Самость. Звучит несколько странно, но они выполнили задуманное, обратившись к самосозерцанию. Более понятным путем отправилась Моник Верье, в 11 лет начавшая личную терапию. Ее история звучит как сказка: ничего не помогало, она блуждала в лабиринте зависимостей и детских травм, и вдруг обнаружила золотую нить Ариадны — неповреждаемую целостность внутри себя. Надеемся, что этот номер поработает для вас путеводной нитью.
Мария Лосева, Елена Пуртова
Содержание
Точка зрения
Виктория Андреева. Восприятие красоты мира
Готфрид Хойер. Евангелие иуды — потенциал для мира. Пост-постъюнгианская точка зрения.
Алхимия любви
Александра Стасевич. Поэты о любви.
Ирина Полянская. Любовь в красках. Фриз эдварда мунка как процесс индивидуации в отношениях.
Юлия Новикова. Леонора каррингтон и макс эрнст: алхимия любви.
Дженис Шапиро. «зачем мне ноги, если у меня есть крылья, чтобы летать». Искусство как трансцендентная функция.
Анализ и любовь
Сюзан Поллард. Хрупкий сосуд, цветущая ветвь, оживающая пустыня: путешествие в безусловную любовь в рамках анализа.
Юлия Казакевич. Первая встреча – последняя встреча: индивидуальный образ любви к «трудным пациентам»
Роберт Моради. Романтическая любовь в анализе.
Проблема истинного Я
Стэфен Д. Эдвардс, Сумешни Говендер, Думисани Нзима и Мандла Хлонгване. Исследование самосозерцания в духовном и трансперсональном психологическом контексте.
Моник Верье. Трансперсональная Самость как основа исцеления.