Вступление
Темницы жизни покидая,
Душа возносится твоя
К дверям мечтательного рая,
В недостижимые края.
Встречают вечные видения
Ее стремительный полет,
И ясный холод вдохновенья
Из грез кристаллы создает.
Когда ж, на землю возвращаясь.
Непостижимое тая,
Она проснется, погружаясь
В туманный воздух бытия, —
Небесный луч воспоминаний
Внезапно вспыхивает в ней
И темный мрак людских страданий
Прорежет молнией своей.
Стихотворение Фёдора Сологуба образно, но кратко, можно сказать, схематично обрисовывает процесс творчества как отлёт и последующее возвращение с приобретениями, которые исцеляют людские страдания. На языке психологии примерно то же самое сказал один из авторов этого номера Стефан Вольф: «Искусство, как и психоанализ, направлено на то, чтобы добиться репрезентации непредставимого, то есть позволить неназванному быть названным, невидимому стать видимым, неслышимому быть услышанным, немыслимому стать мыслимым».
Тема номера — исцеляющее творчество. Это далеко не первый номер, посвящённый аналогии психологической работы и творческого процесса. От предыдущих его отличает особый, чрезвычайно углублённый взгляд на то, как это вообще происходит и с чем можно возвратиться оттуда в «туманный воздух бытия». Что представляет собой творчество? И как оно способно исцелить? Всегда ли творчество — это индивидуация? И что произойдёт, если не откликнуться на зов творческого порыва? Неувиденного, прежде не существовавшего себя самого. Можно ли это назвать самотрансформацией?
Всегда ли творчество — это индивидуация? И что произойдет, если не откликнуться на зов творческого порыва? А как мы расплачиваемся за то, что занялись творчеством вместо чего-то другого?
Авторы номера рассматривают творчество в противоречивости его свойств. Они анализируют личные истоки творчества: так, разлука с матерью и суровость семейных правил сформировали особый внутренний мир и послужили источником фильмов Ингмара Бергмана, а творчество Марии Каллас связано с её способностью предоставлять свой уникальный голос и опыт страданий для воплощения архетипической энергии трагических женских образов.
Натэла Беридзе размышляет о Вирджинии Вулф и обращает внимание на редко замечаемую сторону творческого процесса — сублимацию, которая позволяет «творцу» избежать боли и страданий индивидуации путём регрессии. О внутренних вызовах Анимуса на перекрёстках женского индивидуационного процесса размышляет и Мария Федюнина.
Многое в номере связано именно с женским творчеством. С исторической точки зрения женщины не так уж давно занялись творчеством. Рождение детей — тоже творчество, но это другая, буквальная его окраина. А Дженис Шапиро, описывая своё детище — студию для подростков, проходящих лечение в психиатрической больнице, считает это место повитухой, сопровождающей новое рождение ребёнка.
Анна Болсуновская рассуждает о жанре автофикшен. Создатель этого жанра Серж Дубровский называл его «вымыслом достоверного», а мы обнаруживаем такой аспект писательства, который пока ещё непривычен: как меняет текст его создателя. Такое самопорождение (или самоперерождение) — тоже прекрасный образ, потому что здесь происходит создание неувиденного, прежде не существовавшего себя самого. Можно ли это назвать самотрансформацией?
Мария Лосева, Елена Пуртова
Содержание
Точка зрения
Стефан Вольф. «Рутина – это тупик» (К.Г. Юнг): о сходстве между художественно-творческой и психоаналитической работой
Кристиан Гайяр. Юнг, Пикассо и голубой цвет (начало)
Источники творчества
Мария Федюнина. Анимус и Эрос: творческие вызовы современной женщины
Натела Беридзе. Опасности творческого процесса
Светлана Лебедева. Мария Каллас: голос как лекарство от боли
Анастасия Парфенова. Ингмар Бергман. Кинематограф как способ взаимодействия с ранней травмой
Самосотворение
Дженис Шапиро. Открытая студия как творческое межкультурное сообщество. Все острова соединяются на морском дне
Анна Болсуновская. Как сочинить себя
Жизнь с мана
Сергей Моргачев. Проект «Жизнь с мана». Вступление редактора
Пан Лемос. Сияние Телесфора: краткое размышление о термине «мана-личность» и динамике стоящих за ним переживаний