Во многих культурах голова считается священным вместилищем жизни, поэтому волосы – это священное проявление силы. Более того, волосы явно обладают и собственной жизненной силой: они продолжают расти даже после смерти, они особенно обильны на телах животных, и они начинают покрывать тело человека в период полового созревания, как только приходит в движение сексуальная энергия.
Один из первых способов отметить перемены, — что-то сделать со своими волосами, и волосы всегда играли свою роль в процессе инициации и на основных этапах трансформаций. Обряды совершеннолетия требовали сдерживать распущенные волосы молодости: их покрывали тюрбаном или шарфом, их упорядочивали сложными прическами и украшениями, что означало вступление в полноправное членство и принятие взрослой ответственности в рамках племени или культуры. Седые волосы могут вызывать разные ассоциации: зрелость, авторитет, мудрость или умирание. Короткая стрижка «боб» была воспринята женщинами в конце XIX века и связана с радикальными феминистскими движениями. Мужчины некоторых индейских племен распускают свои длинные, заплетенные в косы волосы во время траура, индуистские мужчины волосы сбривают, а горе или расставание мы демонстрируем тем, что рвем, стрижем или скрываем волосы.
Мягкие, густые волосы чувственно привлекательны для глаз и на ощупь. Невеста говорит о своем возлюбленном: «Его голова — чистое золотое; кудри его волнистые, черные, как ворон»; и жених говорит о ней: «Волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской» (Песнь Соломона 5:11, 6:5) Однако библейское отношение к длинным, красивым волосам также бывает амбивалентным. Знаменитые косы Авессалома запутались в дереве, и он погиб; длинные волосы замужних женщин должны быть каким-то образом связаны, возможно, покрыты шарфами; а женщина, обвиняемая в прелюбодеянии, должна предстать перед священником на суде с распущенными волосами (Числа 5:18).
В сказке братьев Гримм «Рапунцель» у заточенной в башне молодой девушки неестественно длинные косы, похожие на золотую канитель. Она воплощает бедственное положение одержимой или инкапсулированной души, в которой, пока она не освободится, золотой потенциал истинного (символического) воображения подменен идеализированным, иллюзорным фантазированием, а личность, мечтательная и изолированная, теряет способность укореняться в реальности или творчески жить в мире (Д.Калшед. Внутренний мир травмы).
Образы из Архива ARAS: