Волосы

Во многих культурах голова считается священным вместилищем жизни, поэтому волосы – это священное проявление силы. Более того, волосы явно обладают и собственной жизненной силой: они продолжают расти даже после смерти, они особенно обильны на телах животных, и они начинают покрывать тело человека в период полового созревания, как только приходит в движение сексуальная энергия.

Один из первых способов отметить перемены,  — что-то сделать со своими волосами, и волосы всегда играли свою роль в процессе инициации и на основных этапах трансформаций. Обряды совершеннолетия требовали сдерживать распущенные волосы молодости: их покрывали тюрбаном или шарфом, их упорядочивали сложными прическами и украшениями, что означало вступление в полноправное членство и принятие взрослой ответственности в рамках племени или культуры. Седые волосы могут вызывать разные ассоциации: зрелость, авторитет, мудрость или умирание. Короткая стрижка «боб» была воспринята женщинами в конце XIX века и связана с радикальными феминистскими движениями. Мужчины некоторых индейских племен распускают свои длинные, заплетенные в косы волосы во время траура, индуистские мужчины волосы сбривают, а горе или расставание мы демонстрируем тем, что рвем, стрижем или скрываем волосы.

Мягкие, густые волосы чувственно привлекательны для глаз и на ощупь. Невеста говорит о своем возлюбленном: «Его голова — чистое золотое; кудри его волнистые, черные, как ворон»; и жених говорит о ней: «Волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской» (Песнь Соломона 5:11, 6:5) Однако библейское отношение к длинным, красивым волосам также бывает амбивалентным. Знаменитые косы Авессалома запутались в дереве, и он погиб; длинные волосы замужних женщин должны быть каким-то образом связаны, возможно, покрыты шарфами; а женщина, обвиняемая в прелюбодеянии, должна предстать перед священником на суде с распущенными волосами (Числа 5:18).

В сказке братьев Гримм «Рапунцель» у заточенной в башне молодой девушки неестественно длинные косы, похожие на золотую канитель. Она воплощает бедственное положение одержимой или инкапсулированной души, в которой, пока она не освободится, золотой потенциал истинного (символического) воображения подменен идеализированным, иллюзорным фантазированием, а личность, мечтательная и изолированная, теряет способность укореняться в реальности или творчески жить в мире (Д.Калшед. Внутренний мир травмы).

Образы из Архива ARAS:

Филистимляне подстригают волосы Самсона, к которым «никогда не прикасалась бритва», пока тот спит на коленях коварной Далилы. С отрезанными волосами исчезает и его сверхчеловеческая сила. Самсон и Далила, Карло Чиньяни (1628–1719), холст, масло, Италия.

Божественная Афродиты расчесывает свои волосы подобные морским волнам, из которых она родилась. Образ, который веками повторяют мифические русалки и человеческие женщины. Мрамор, ок. 100 г. до н.э., Греция.

Мария Магдалина предстает перед нами длинноволосой и кающейся, уверяющей нас, что не нужно отчаиваться из-за наших собственных грехов. Сама она стоит совершенно обнаженной, укрытой лишь своими роскошными рыжими волосами: одновременно святая и грешница. Деревянный алтарь, Италия, около 1280 г.

Комментарии запрещены.