Как орган чувств ухо позволяет нам поддерживать коммуникацию, слышать приближающуюся опасность и погружаться в чудесный мир музыки. По значимости в истории религиозного символизма оно уступает только глазу. А в тех традициях, где подчеркивается способность божества говорить, ухо обретает первостепенную важность. С одной стороны, ухо воспринимает религиозное переживание: «И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах» (Первая Книга Царств, 3:10-11). С другой стороны, говорит человек, а слушает Бог: «Дозволь моей молитве предстать перед тобой, склони свое ухо к моему голосу» (псалом 88:2 из стандартной пересмотренной версии Библии, опубликованной в США в 1952 г., в русской Псалтири таких слов в псалме 88 нет).
Шестой китайский патриарх чань-буддизма Хуэй-нэн так описал свое внезапное озарение: «Мне довелось увидеть другого человека, который декламировал бриллиантовую сутру. Услышав ее, мой разум прояснился, и я проснулся». Чаньская традиция, воспринятая в Японии под именем дзэн, передавала истории о том, как медитирующие «пробуждались» под звук храмового колокола или даже под «звук хлопка одной ладонью».
Индуизм в своей космологии обращается к гудящему изначальному звуку «ом», который существовал до сотворения света и который мудрецы могут слышать в состоянии глубокого внутреннего сосредоточения. Средневековые христиане утверждали, что Христос (как Слово Божье) был зачат в утробе матери после того, как голубь вошел в ее ухо. Более рассудительные египетские мастера, возводившие каменные стелы, уверяли, что только правое ухо воспринимало «дух рождения»; левое же ухо воспринимало «дух смерти». Такое мнение было связано с широко распространенным представлением о «темной» природе левой стороны, которая, тем не менее, открывала богатые возможности для алхимиков.
Психоаналитик Теодор Райк считал, что «нечто неуловимое, являясь невидимым и неосязаемым, может быть услышанным». В своей классической работе «Слушая третьим ухом» он предположил, что мы действительно слышим во многом с помощью нашей интуиции.
Внешнее сходство человеческого уха с ракушкой породило целый ряд важных символов. Оно символизирует едва заметное явление слушания («Друзья, римляне, соотечественники, одолжите мне свои уши» – фраза из шекспировского «Юлия Цезаря», которая буквально застревает в ухе). Смысл метафоры, по-видимому, состоит в том, что все достойное быть услышанным требует слушания столь же проницательного, сколь очевидны уши у нас на голове. Но и слух сам по себе символичен. В анализе можно почувствовать синхронистичное движение сквозь биологию уха – от внешнего к среднему и к «внутреннему» уху – структуру, знакомую лишь современным людям. Юнг внимательно слушал бессознательное, которое говорило с ним через образы снов, а затем отвечал конкретным поведением, чтобы придать их значениям реальность. Вот что подразумевается под «реализацией психики», для чего сначала надо обзавестись исключительными ушами и современным эквивалентом сверхнормального слуха.
Наша чрезмерно шумная культура – неизбежная особенность городской среды – вредит нашим барабанным перепонкам; и мы в равной степени подвержены ослеплению коллективными ценностями, что травмирует наше чувство индивидуальности. Сплетни соседей и СМИ полнятся «злыми духами» теневых проекций. Если мы сознательно как-то сопротивляемся этим влияниям, мы можем символически проколоть наши уши и украсить их кольцами психологической целостности.
Образы из Архива ARAS: