Вступление
Похож на голос головной убор.
Верней, похож на головной убор мой голос.
Верней, похоже, горловой напор
топорщит на моей ушанке волос.
Надстройка речи над моим умом
возвышенней шнурков на мне самом,
возвышеннее мягкого зверька,
завязанного бантиком шнурка.
И. Бродский.
«Похож на голос головной убор…»
1960-е гг.
Голос — тема невероятной значимости, вся психическая жизнь человека пронизана голосами, звучащими и молчащими: звонким голосом сознания и шепотом бессознательного, который порой заглушает сознание, и все это — в сопровождении гула коллективного бессознательного. Но как быть с утраченным голосом? Авторы номера размышляют о заикающихся детях, о не говорящих и замолчавших однажды детях. Отказ говорить можно сравнить с историей андерсеновской Русалочки, которая потеряла голос не только «потому что», но ради чего-то более важного для нее. Франсуаза Кайе рассуждает о ранних отношениях с матерью, когда ребенок не может избежать несоответствия ее фантазиям о нем и выскальзывает из этой безопасной идентификации, повисая над бездной — между собой плохим и хорошим, между матерью, плохой и хорошей, и между матерью и отцом. Молчание часто действует на близких сильнее речи — это хорошо чувствуют родители, которые приводят ребенка к психологам и логопедам. И вместе с ними мы внимательно всматриваемся и вслушиваемся в кричащее молчание нескольких детей, размышляем о его смыслах и сообщениях в статьях Екатерины Заостровцевой, Елены Дугиной, Оксаны Корепановой, Ольги Нешиной.
Заикающиеся дети тоже могут быть поняты как зависшие во внутреннем конфликте и тем самым оказывающие сильное давление на близких. Как отмечает логотерапевт Юлия Лотоцкая-Кеттани, их функционирование «можно назвать плавающим, напоминающим ускользающий и изменяющий свою массу и форму шарик ртути». Логопед и психоаналитик Анни Анзье исследует типичные личностные особенности заикающихся и связывает их с входом в эдипальный конфликт и внутренним запретом на выражение неприемлемых желаний, которые прикрываются заиканием. Загнанный в ловушку своих влечений, «субъект удерживается на достаточном расстоянии от области воображаемого» и не находит символического разрешения своих конфликтов. А чем наполнено молчание аутичных детей? Франческо Бизаньи считает, что они погружены в оглушающую ти- шину и им недостает поющих матерей. А Лидия Руона- ла сравнивает детей с РАС с Океаном Соляриса из рома- на Станислава Лема «Солярис», который разговаривает с землянами на понятном только ему языке, и это прекрасный пример нейроотличности. Итак, мы приходим к тому, что в теме голоса сосредоточены основные конфликты детского развития. И в совершенно удивительной статье Ивана Фонаги мы обна- руживаем смелое сопоставление звуков речи с фазами психосексуального развития — оральной, анальной, фаллической. Прочитав эту статью, понимаешь, что скрыть чувства голосом не получится — он обязательно выдаст… А наша работа состоит в том, чтобы слушать и, как предлагает Бизаньи, предоставлять клиентам свою поющую психику.
Мария Лосева, Елена Пуртова
Содержание
Точка зрения
Франсуаза Кайе. Развитие тени в детстве.
Лидия Руонала. «я разговариваю с тобой, просто из другого измерения».
Франческо Бизаньи. Звуки тишины. Роль музыкальности при аутистических состояниях
Психоанализ речевого развития
«Одни дети разговаривают, другие нет». Интервью с Анни Анзье.
Анни Анзье. О некоторых особенностях личности заикающегося.
Юлия Лотоцкая-Кеттани. Предварительное психоаналитическое исследование личности заикающегося.
Оксана Корепанова. В поисках речи
Иван Фонаги. Связь влечений и звукопроизношения.
Травма и потеря речи. Кейсы
Екатерина Заостровцева. «У бабушки есть кот и черепаха»
Ольга Нешина. Речевая задержка как проявление детской психотравмы.
Елена Дугина. Красноречивое молчание.