От редакторов
Наш третий номер посвящен представлению профессии юнгианского аналитика. Мы хотим показать нашу работу не с позиции профессиональной Персоны, описывая ее преимущества и эффективность, а в той ее глубине, где Эго аналитика сталкивается с Тенью – своей или профессиональной, когда невидимые части реальности нашей повседневной практики становятся видимыми и осознаются во всей своей неоднозначности.
Пожалуй, ключевой в этой теме является статья Дж. Хиллмана об ошибках анализа. Как всегда мастерски парадоксально он связывает ошибки с самой сутью анализа. А далее М. Фордхам – с прекрасными примерами и анализом того, как терапевты не переносят чего-то в пациентах. И блестящая статья К. Савиц о ре-травматизации в анализе. Г. Абрамович показывает терапевтические последствия вполне житейской ситуации переезда аналитика. Да, все эти статьи – не парадный вход в профессию, но и не черная лестница. Это подъезд повседневности, через который мы можем увидеть ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ анализа.
Нам кажется, что интервью наших коллег, побывавших на конгрессе Международной ассоциации аналитической психологии в Монреале, тоже об этом – об их встречах с человечностью юнгианского сообщества на этом «парадном» мероприятии.
Елена Пуртова, Юлия Власова
Оглавление
Точка зрения
Монреаль-2010. Российские аналитики – о Международном конгрессе IAAP:
Татьяна Ребеко: «Пафосности на конгрессе не было абсолютно»
Мария Салямова: «Надо вернуться в контекст мирового культурного процесса»
Елена Бортулева: «Нам присуще ощущение инаковости»
Джеймс Хиллман. Три вида неудачи в анализе
Станислав Раевский. Поиск смысла – это всегда трансгрессия
Теория и практика
Кэрол Савиц. Вторичная смерть. Потеря аналитика в процессе анализа
Майкл Фордхам. Идиосинкразическое поведение аналитиков
Генри Абрамович. Утраченный теменос: размышления о переезде
Переводы
Роберт А.Джонсон. Признание собственной Тени (продолжение)
Аналитические исследования
Константин Слепак. Кино, тени и глубинная психология
Интерпретации
Мария Лосева. Литературные сиблинги (продолжение)
Образы и сновидения
Арнольд Минделл. Дух из бутылки: анализ сказки
Юнгианское сообщество
Проекты МААП в 2011 году
№3, 2010 г., рубрика “Переводы”
Роберт А. Джонсон
Признание собственной Тени. Постижение темной стороны души
Роберт А. Джонсон (Robert A. Johnson) – почетный доктор наук, юнгианский аналитик (Сан-Диего, Калифорния), бы одним из первых слушателей Института К.Г.Юнга в Цюрихе в 1947 году, учился у Карла Густава Юнга, Эммы Юнг и Иоланды Якоби. В течение 19 лет обучался у Кришнамурти и Шри Ауробиндо, был бенедиктинским монахом.
В продолжении работы «Признание собственной Тени. постижение темной стороны души» автор раскрывает тайные ресурсы Тени, некое золото, которое человек имеет возможность добыть в процессе развития. Он говорит о целостности реальности. невозможности существования светлого без темного, о сакральной природе всего сущего, включая человеческую душу, где Тень должна найти свое место и выполнить свое священное предназначение. Автор подчеркивает роль ритуалов, связи с божественным в поиске некоей оптимальной точки равновесия между светлой и темной стороной бытия.
№3, 2010 г., рубрика “Аналитические исследования”
Константин Слепак
Кино, тени и глубинная психология
Константин Слепак – юнгианский аналитик, кандидат IAAP (член Киевской группы развития в составе IAAP), преподаватель МААП, основатель и ведущий «Юнгианского киноклуба».
№3, 2010 г., рубрика “Интерпретации”
Мария Лосева
Литературные сиблинги (продолжение)
Мария Кимовна Лосева – по образованию филолог, писательница. Прошла профессиональную переподготовку по программе «Юнгианская психотерапия».
В этом номере представлена третья часть работы «Литературные сиблинги», в которой с юнгианской точки зрения рассмотрены братья и сестры в классических произведениях русской литературы ХIХ века, начиная от «Евгения Онегина» и заканчивая «Братьями Карамазовыми». На примере всем известных со школы литературных героев анализируются бессознательные семейные сценарии и сиблинговые отношения, как если бы они были живыми клиентами аналитика. В этой части анализируются сиблинговые отношения брата и сестры, а также семьи, где представлены трое разнополых сиблингов – на примерах произведений Л.Толстого и Ф. Достоевского.
№3, 2010 г., рубрика “Образы и сновидения”
Арнольд Минделл
Дух из бутылки: анализ сказки
Арнольд Минделл (Arnold Mindell) (род. 1940) — американский психотерапевт, писатель и основатель процессуально ориентированной психологии. С 1990 года проживает в Портленде, штат Орегон, США. Автор 19 книг, изданных на 20 языках. Магистр наук (физика, MIT) и доктор психологии (Union Institute).
Впервые опубликовано на русском языке в Московском психотерапевтическом журнале, 1993, 2. Перевод В.В. Самойлова.
Форма проявления сновидящего тела зависит от канала, в котором возникает его процесс. Так, оно может проявиться как боль, как движение или как голоса. Оно также может возникнуть на городской улице как поразительное происшествие или появиться визуально в сновидении. Когда определенный лейтмотив сновидения характерен для небольшой группы людей, мы называем это местным преданием. Когда такой лейтмотив распространен в какой-либо культуре, мы говорим о волшебной сказке. Сказки – это нечто вроде сновидений культуры. Читая нижеследующую сказку, попытайтесь угадать, какому народу и какому типу культуры могла бы присниться подобная история.
№3, 2010 г., рубрика “Теория и практика”
Кэрол Савиц
Вторичная смерть
Потеря аналитика в процессе анализа
Кэрол Савиц (Нью-Йорк) – M.A., M.S.W., C.S.W., кандидат в члены Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP) в Институте К.Г.Юнга в Нью-Йорке. Ведет частную психотерапевтическую практику, работает с детьми и взрослыми. Автор статей и книжных обзоров в Журнале аналитической психологии (Journal of Analytical Psychology) и журнале Quandrant.
В настоящей работе подробно рассматривается феномен потери аналитического взаимодействия в результате неуместных и несвоевременных действий или интерпретаций аналитика, при котором глубина психического расщепления у анализанда носит травматический характер, и восстановить контакт становится весьма сложной задачей. В статье проводится исследование этиологии и механизма травмы такого рода. Автор использует метафору безвозвратной потери Орфеем Эвридики, ее повторной смерти, в описании драматичного процесса утраты взаимодействия в сеттинге.
Майкл Фордхам
Идиосинкразическое поведение аналитиков
Майкл Фордхам (Michael Scott Montague Fordham) (1905 – 1995), доктор медицины, английский психиатр и юнгианский аналитик, исследователь материнско-детских отношений. Один из редакторов английского перевода собрания сочинений К.Г.Юнга. Основатель Общества аналитической психологии (Society of Analytical Psychology, London). Встречался с Юнгом в 1934 году, был в анализе у Х. Бэйнза и Х. Кирш – учеников Юнга. С 1955 по 1970 год был главным редактором Журнала аналитической психологии (The Journal of Analytical Psychology), который ежегодно вручает Премию Майкла Фордхама (The Michael Fordham Prize) за самый творческий и оригинальный подход в клиническом аналитическом мышлении.
Прежде всего, в этой небольшой работе автор говорит про ответственность аналитика за аналитическое пространство и содержание контакта, возникающего в паре «аналитик — анализанд». Исследуются ситуации, могущие привести к идиосинкратическому акту аналитика: неверные, обильные и непродуктивные интерпретации, длительное отсутствие результата, деструктивное поведение анализанда, нарушения на уровне переноса/контрпереноса. Важным моментом является освещение пределов толератности аналитика. Примечательно, что настоящее эссе иллюстрировано яркими примерами из клинической практики К.Г.Юнга и самого автора
Генри Абрамович
Утраченный теменос: размышления о переезде
Генри Абрамович (Henry Abramovitch), Иерусалим – доктор наук (Ph.D., Yale University), профессор Тель-Авивского Университета, (Tel Aviv University), исследователь в области поведенческих наук, терапевтических отношений, кросс-культурной медицины, жизненного цикла, психотерапии. Обучающий аналитик Израильского института юнгианской психологии (Israel Institute for Jungian Psychology, IIJP), член Этического комитета Международной ассоциации аналитической психологии (International Association of Analytical Psychology, IAAP). Клинический психолог, антрополог, бывший президент Израильской антропологической ассоциации (Israel Anthropological Association). Преподает в Тель-Авивской медицинской школе (Tel Aviv Medical School). Автор книг «The First Father and Sisters Keepers», «Brothers Weepers» и множества статей по темам этики, теменоса, межкультурных вопросов, сиблингов, смерти и умирания, а также искусства и травмы. Редактировал специальные издания «International Journal of Jungian Studies on Erich Neumann» (Harvest) и «Transcultural Psychiatry on The Relevance of Jungian Psychology to Cross-Cultural Psychiatry». Работает со взрослыми и подростками.
* Впервые опубликовано: Journal of Analytical Psychology, 1997, 42, 569-584.
В статье рассматриваются некоторые клинические проблемы, связанные с переездом. В таких ситуациях некоторые пациенты (или сами аналитики) могут утратить ощущение контейнирования, обеспечиваемое местом, в котором осуществляется терапия. Когда такое разрушение угрожает прекращением курса терапии, это измененное состояние можно обозначить как архетипическое – «утраченный теменос». Рассмотрение этого состояния привело автора к осмыслению терапевтического процесса как состоящего из двух различных компонентов: терапевтических отношений и терапевтического пространства. Вместе эти компоненты определяют архетип исцеления. Используя два исторических примера, излечение королями золотухи в тюдоровской Англии и паломничества с целью исцеления в Израиле, он показывает, как каждый компонент может действовать полностью независимо. Чаще, однако, они функционируют вместе. Используя опубликованный анализ случая (Volkan, 1984), автор исследует различные аспекты того, как пациенты и аналитики справляются с «утратой теменоса». Он подчеркивает важность эмоциональной атмосферы в физическом сеттинге, тревоги, вызванной предчувствием утраты теменоса, и базовой тревоги, связанной с прекращением анализа. Важность обряда возвращения для пациента подчеркнута как символический способ разрешить проблему «утраты теменоса», который делает возможный целительный переход к «теменосу возвращенному».
№3, 2010 г., рубрика “Точка зрения”
Монреаль-2010
Российские аналитики о Международном конгрессе IAAP
В августе 2010 г. в Монреале состоялся XVIII конгресс Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP), который проходит раз в три года и собирает более пятидесяти юнгианских сообществ разных стран. На этом конгрессе были около двадцати наших коллег из России. Важными событиями для российской группы было участие в программе конференции (доклады, представление постера, ведение пленарной сессии и секций) и принятие в международную ассоциацию наших коллег из Москвы и Санкт-Петербурга. Редакция журнала поздравляет всех, кто в Монреале присоединился к международному сообществу: Юлию Власову, Анну Скавитину, Ольгу Сидельникову, Лию Киневскую, Юлию Казакевич, Марию Салямову, Марию Ломову, Елену Володину, Елену Резанову, Дмитрия Залесского (Киев), Елену Терещук (Минск), Ирину Липовскую, Оксану Лаврову, Владимир Цивинского (Санкт-Петербург).
Своими впечатлениями о конгрессе делятся три его участника, находящиеся в различных позициях по отношению к Международной ассоциации аналитической психологии: Татьяна Ребеко (индивидуальный член IAAP, член методического совета Российского общества аналитической психологии), Мария Салямова (вступившая в IAAP на конгрессе), Елена Бортулева (обучающаяся в программе IAAP):
Елена Бортулёва: «Нам присуще ощущение инаковости»
Беседовала Жанна Сергеева
Мария Салямова: «Надо вернуться в контекст мирового культурного процесса»
Беседовала Юлиана Пучкова
Татьяна Ребеко: «Пафосности на конгрессе не было абсолютно»
Беседовал Гигуца Бучашвили
Джеймс Хиллман
Три вида неудачи в анализе
Джеймс Хиллманн (James Hillmann) – американский аналитический психолог, основатель школы архетипической психологии, бывший директор учебных программ Института К.-Г. Юнга в Цюрихе (1959-1978). Главный редактор журнала “Spring”. На русском языке вышли его книги “Архетипическая психология” (1996), “Исцеляющий вымысел” (1997), “Лекции по типологии К. Г. Юнга” (1998, совместно с М.-Л. фон Франц), “Миф анализа”(2005), “Самоубийство и душа” (2004) и др.
В настоящем эссе один из старейших корифеев юнгианства исследует само понятие неудачи в аналитическом процессе, в жизни и душе. Он говорит о том, что каждый анализ есть одновременно и успех и неудача, и сами понятия неоднозначны. Автор ставит перед читателем глобальные вопросы: должен ли анализ достигать исцеляющего результата в лечении патологических состояний, приближает ли анализ к индивидуации, или сам процесс анализа есть неудача, несущая важный смысл? Наконец, следуя своей концепции архетипической рефлексии, автор подводит читателя к идее, что каждую неудачу и поражение следует рассматривать как возможность в анализе определить архетипическую основу происходящего, понять взаимосвязь жизни с поражением, распадом и разложением, ибо позволяет душе принять реальность смерти.
Станислав Раевский
Поиск смысла – всегда трансгрессия
Станислав Олегович Раевский – индивидуальный член Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP) с 2004 года, сопредседатель Московской ассоциации аналитической психологии (МААП), кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ, практикующий аналитик.
Автор рассуждает о развитии как о необходимости выйти за пределы привычных ограничений. О безысходности, внутренней тюрьме и о возможности аналитических отношений как способе трансгрессии – выходе за ригидные рамки личных и коллективных комплексов.