№1 2011

В этом номере мы начинаем обсуждать очень большую и важную тему  профессиональной идентичности. Что значит быть юнгианским психологом, аналитиком? Достаточно ли разделять юнгианские идеи и принимать их как свою мировоззренческую позицию? Насколько необходимо подкреплять собственное ощущение своей юнгианской идентичности дипломами и сертификатами? Это вечные вопросы про внешнее и внутреннее, про всегда необходимое и неизбежное «и – и».

Внутреннее – это, конечно, определяющее, индивидуация, то, что разворачивается в очень личной сфере отношений с Самостью. Полагаем,  что наши читатели будут соотносить представленные в журнале материалы именно с этим внутренним процессом. А мы попробуем рассмотреть внешнюю составляющую профессионального становления, существующие в настоящий момент структуры и формы юнгианского обучения.

Каждая национальная ассоциация или институт, имеющая право обучения, делает это в собственных традициях, придерживаясь своих критериев оценки готовности и продвижения кандидатов. Российская ассоциация аналитической психологии сейчас только создает свои собственные тренинговые стандарты, а существуют ли вообще единые стандарты обучения юнгианских аналитиков? Мы предлагаем поразмышлять об этом вместе с описанием исследования моделей обучения Международной ассоциации аналитической психологии.

Другой важный вопрос обучения – это вопрос отбора. Каким образом кто-то признается подходящим или не подходящим для обучения юнгианскому анализу? Своим видением делится с нами Джен Винер, – именно ей мы обязаны запуском трех международных обучающих программ в России и возникновением Российского общества.

И последнее: мы хотим показать, где и как могут учиться те, кто выбирает для себя юнгианство, какие есть возможности уже сейчас. Об этом – интервью наших коллег.

Елена Пуртова, Юлия Власова

Оглавление

Рубрика: Точка зрения

Подготовка аналитиков в Москве. Руководители обучающих программ – о своем подходе:

Лев Хегай. МААП. Инструкция к применению

Татьяна Ребеко: «Путь в юнгианство – не короткий путь, а длинный»

Мадина Слуцкая: «Мы стараемся понять мотивацию абитуриента»

Джен Винер. Оценивая прогресс у кандидатов

Рубрика: Теория и практика

Как становятся юнгианскими аналитиками

Денис Рамос. Сравнительное исследование учебных программ IAAP (части A и D).

Кристиан Гайар. Работа с группами развития IAAP

Конституция IAAP: Индивидуальное членство

Дебора Эггер. Алхимия обучения

Готфрид Хьюер. Призрачное действие на расстоянии

Рубрика: Интервью

Анализируем собственный опыт преподавания и обучения

Региональные программы МААП

Опыт международных программ

Рубрика: Аналитические исследования

Герт Зауэр. Юнг и русский символизм

Оксана Лаврова. Топография смысла

Рубрика: Переводы

Роберт А.Джонсон. Признание собственной Тени (заключение)

Рубрика: Интерпретации

Мария Лосева. Литературные сиблинги (продолжение)

№1(4), 2011 г., рубрика “Точка зрения”

Подготовка аналитиков в Москве

Руководители обучающих программ – о своем подходе

В этой работе анализируtтся опыт создания, структурирования и развития программ юнгианской подготовки в трех учебных центрах Москвы – Московской ассоциации аналитической подготовки (МААП), Государственном академическом университете гуманитарных наук (ГАУГН) и Институте практической психологии и психоанализа (ИППиП). Организаторы программ обсуждают вопросы отбора кандидатов и критерии выпускных работ, концептуального подхода к программе и предпочитаемых методов преподавания.

Джен Винер

Оценивая прогресс у кандидатов

Подход Юнга к методу и технике был меркуриански непостоянным, поэтому во всем, что касается оценки прогресса у студентов, его наследие использовать непросто. Бытует мнение, что те из нас, кто отслеживает кандидатов в процессе обучения, продолжают чрезмерно полагаться на субъективные оценки и интуицию. Какими бы ни были процедуры отбора и инструменты контроля над обучением, эмоциональная и финансовая вовлеченность кандидатов, а также склонность аналитических школ к закрытости от внешнего мира и наличие некоторой клановости в профессии не позволяют объективно подойти к оценке прогресса и готовности студентов к сертификации. Такой подход может оказаться в лучшем случае бессистемным, а в худшем – неадекватным.

Некоторые кандидаты имеют талант к аналитической работе, другие развивают в себе эти способности со временем, а остальные никогда не достигнут желаемого уровня. Пытаясь определить, что же такое аналитический талант, автор статьи описывает юнгианский подход к оценке прогресса, сосредотачиваясь на значимости и взаимосвязи личностных качеств и уровня подготовки.

№1(4), 2011 г., рубрика “Теория и практика”

Как становятся юнгианскими аналитиками

В работе описываются существующие в настоящий момент способы обучения и сертификации в Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP). Приводится фрагмент Конституции IAAP, в котором описывается индивидуальное членство, доклад Кристиана Гайяра о работе IAAP с группами развития, сделанный им на Киевской школе аналитической психологии в 2006 году, и сравнительное исследование тренинговых моделей IAAP, описанное Денис Рамос.

Готфрид Хьюер

Призрачное действие на расстоянии

Автор рассматривает феномен параллельного процесса как бессознательное влияние переноса и контрпереноса между аналитиком и пациентом на взаимоотношения в супервизии. В настоящей статье исторический обзор использования динамики переноса сменяет взгляд на изучение параллельных процессов в рамках научных парадигм зоопсихологии и квантовой физики. Автор приводит современное нейробиологическое объяснение загадки параллельного процесса. Статье придает особую ценность примеры проявления и использования параллельных процессов в супервизорской практике.

№1(4), 2011 г., рубрика “Интервью”

Анализируем собственный опыт преподавания и обучения

В двух интервью московских аналитиков проводится анализ опыта участия в международных программах юнгианской подготовки. Это супервизорская программа четырех юнгианских обществ Великобритании, которая проводилась в Санкт-Петербурге, Москве и сейчас продолжается в Краснодаре. О своей работе в такой программе размышляет Наталья Александрова. Другой путь, осваиваемый сейчас московскими аналитиками – это международная программа Цюрихского института Юнга. Об ее особенностях рассказывает Наталья Ретеюм.

Третье интервью проводится с группой тренеров региональных программ Московской ассоциации аналитической психологии – Еленой Блиновой, Натальей Павликовой и Константином Слепаком. Они анализируют свой опыт ведения юнгианских программ в регионах, их специфику, задачи и результаты.

№1(4), 2011 г., рубрика “Аналитические исследования”

Герт Зауэр

К.Г. Юнг и русский символизм

В настоящем эссе известный немецкий аналитик Г. Зауэр проводит глубокое подробное исследование сходства и взаимного влияния концепции символов русских символистов, прежде всего, В.И. Иванова, и работ К.Г. Юнга. Представляет интерес тот факт, что автор рассматривает динамику русского символизма и работ К.Г. Юнга в культурно-исторической и временной перспективах. В работе приведена интересная таблица, позволяющая увидеть развитие идей К.Г. Юнга в контексте его контакта с идеями русского символизма посредством встреч со значимыми личностями «времени символизма»: С. Шпильрейн, Э. Метнером. Автор объясняет существование близкого сходства концепций К.Г. Юнга и идей русского символизма способностью великого швейцарца отражать течение психической энергии, отражающей реальность того времени.

Оксана Лаврова

Топология смысла: онтологические структуры в категориях психологии

В статье рассматриваются онтологические структуры в смысловой организации базовых психологических категорий, таких как «психика», «сознание», «бессознательное» и «телесность». С позиций кватерной методологии К.Г. Юнга становится возможным выход в трехмерную пространственную конфигуративность их смысла. В основе пространственной организации рассматриваемых онтологических структур лежит идея К.Юнга о том, что психика представляет собой две пирамиды, направленные своими основаниями друг к другу (октаэдр). Развитие этой идеи обнаруживает не две, а шесть пирамид, имеющих три разных взаимно перпендикулярных основания. В таком пространстве, по мнению автора, онтология психического становится реальностью.

№1(4), 2011 г., рубрика “Переводы”

Роберт А. Джонсон

Признание собственной Тени

В заключительной части работы «Признание собственной Тени. Постижение темной стороны души» автор повествует о забытом символе мандорлы – миндалевидном сегменте, образующимся при наложении двух окружностей. Этот символ есть смысл интеграции теневых аспектов, гармоничном соединении противоположностей. Автор рассказывает о сакральном и целительном аспектах мандорлы, ее проявленности в человеческой жизни. Интересным представляется и исследование языка как мандорлы – связующего нечто между противоположностями. Также автор обращает внимание на мандорлу в контексте алхимического процесса.

№1(4), 2011 г., рубрика “Интерпретации”

Мария Лосева

Литературные сиблинги (продолжение)

В этом номере представлена третья часть работы «Литературные сиблинги», в которой с юнгианской точки зрения рассмотрены братья и сестры в классических произведениях русской литературы ХIХ века, начиная от «Евгения Онегина» и заканчивая «Братьями Карамазовыми». На примере всем известных со школы литературных героев анализируются бессознательные семейные сценарии и сиблинговые отношения, как если бы они были живыми клиентами аналитика. В этой части анализируются семьи, где представлены трое разнополых сиблингов – на примерах произведения Ф. Достоевского.

Комментарии запрещены.