№2 2011

В предыдущем номере журнала мы начали тему обучения юнгианских аналитиков и профессиональной идентичности. Материалы этого журнала – как более широкие круги по воде, расходящиеся от «камня темы» прошлого номера.

Посвященные тренингу статьи обобщают опыт профессиональной подготовки юнгианских аналитиков за рубежом: Джен Винер и Кристофер Перри рассматривают историю развития юнгианского тренинга, Том Келли описывает обучающий процесс как движение от «идеального» к «достаточно хорошему», и здесь же мы заканчиваем публикацию исследования тренинговых моделей IAAP Денис Рамос.

Как проявляются «терапевтические предки» и традиции обучения в практике реальной работы с клиентами, мы увидим в клинических материалах этого номера: в работах Уоррена Колмана и Франсуа Мартэн-Валла отчетливо звучат традиции и язык английского и французского психоанализа. И совсем другой язык и способ мышления мы встретим в статье американского коллеги – Майкла Ванноя Адамса, чей приезд мы ожидаем на V Международную конференцию МААП. Эти работы «поляризованы» по близости-дальности к психоанализу и отражают разные грани юнгианской идентичности.

Продолжением этой темы является статья Олега Телемского, который размышляет о том, как в развитии того или иного взгляда на юнгианство сохраняется или теряется дух Юнга – то, что автор называет «суверенным юнгианством».

Не только обучение и  клиника, но мифология и культура прописались на страницах этого номера. Миф о Пандоре предстает перед нами не в редуктивном контексте «женской истории», а во всей полноте истории человека и его взаимоотношений с божественным: работа Татьяны Каблучковой. Сергей Моргачев знакомит нас с биографией Андрея Тарковского сквозь призму юнгианства. Три аналитика исследуют известный фильм «Черный лебедь».

И это еще не все…

Елена Пуртова, Юлия Власова

№2(5), 2011 г., оглавление

Оглавление

Рубрика: Точка зрения

Майкл Ванной Адамс. Наука о воображении: изучение образов юнгианцами

Рубрика: Теория и практика

Уоррен Колман. «С миром что-то не так»: личная патология или коллективная болезнь?

Франсуа Мартэн-Валла. Бессмысленность инцеста, проверенная анализом  

Рубрика: Подготовка аналитиков

Джен Винер, Кристофер Перри. Пятьдесят лет в пути. Обучение в XXI веке: от пары к сообществу

Том Келли. Формирование аналитика: от «идеального» до «достаточно хорошего»

Денис Рамос. Сравнительное исследование учебных программ IAAP (части B и C)

Рубрика: Интервью

Энн Шерер. Заголовок-цитата

Рубрика: Аналитические исследования

Сергей Моргачев. «Угрюмый, тусклый огнь желанья». Об Андрее Тарковском

Рубрика: Дискуссии

Олег Телемский. Против Постъюнгианства

Фильм «Черный лебедь». Три эссе:

– Дэниэл Росс. Погружение в темноту

– Татьяна Алдошина. Волны ассоциаций

– Юлия Власова. Кто воплотит обоих лебедей?

Рубрика: Интерпретации

Мария Лосева. Литературные сиблинги (продолжение)

Рубрика: Вопрос-ответ

Софья Зотова. Что такое интервизия?

№2(5), 2011 г., рубрика “Точка зрения”

Майкл Ванной Адамс

Наука о воображении: изучение образов юнгианцами

Автор настоящей статьи исследует работу воображения, полемизируя с К.Г. Юнгом, утверждая, что образы обладают имплицитной сущностью, в то время. Как Юнг и его последователи выводят образ из определенной концепции, при этом сам образ является второстепенной продукцией психического. Отстаивая свою позицию, автор утверждает, что в образе следует изучать конкретное содержание, опираясь на детализацию, а не на обобщение. Сквозь всю работу проходит актуальная тема противостояния «чудовищу». Вводится своеобразная концепция Эго-образа и не-Эго -образа, которые, по мнению автора, часто вступают в противостояние. Автор иллюстрирует работу указаниями на значимые современные культурные и политические явления, обращается к сновидениям, ссылается на определенные утверждения Д. Хиллмана, Дж. Пэрис, Д. Уильямса и других.

№2(5), 2011 г., рубрика “Теория и практика”

У.Колман

«С миром что-то не так»: личная патология или коллективная болезнь?

Статья посвящена проекции внутренних психических процессов на явления окружающего мира, включая и социальные и культурные. В настоящей работе клинический случай рассматривается автором посредством аллегории, обращения к фильму-антиутопии «Матрица». Исследуются причины, по которым клиент чувствует себя игрушкой в руках неких могущественных сил, и, чтобы противостоять им, проявляет хаотичную, но неэффективную гражданскую активность, пытаясь таким образом усилить Эго. Особый интерес представляет скрупулезное изучение аналитиком контрпереносов, возникших в процессе взаимодействия с клиентом. Темы, в которые анализанд пытается вовлечь аналитика, являются общезначимыми, по сути. Принадлежащими коллективному, что обусловливает сложность конфронтации. Автор также поднимает тему социального мифа о психотерапии, как способе превращения людей в социально желательных индивидов.

Франсуа Мартен-Валла

Бессмысленность инцеста, проверенная анализом

В этой статье Д-р Мартен-Валла обсуждает вопрос о появлении и исчезновении смысла в анализе. Обращаясь к работам К.Г. Юнга и Дж. Брайта, он подчеркивает, что именно осмысленность делает жизнь таковой. Рассматривая взаимоотношения в аналитическом сеттинге, автор отмечает значимость появления «третьего в анализе» – некоего психоидного феномена, обеспечивающего исцеление. Далее автор рассказывает о своей пациентке, для которой вопрос смысла, желаний, жизненности был закрыт в раннем детстве, после ситуации медицинского вмешательства, где поведение матери превратило инцидент в инцестуозную травму. Автор подробно излагает, что лишь по истечении четырех лет у аналитика и анализанда появилась возможность встретиться с травмой детства и воспользоваться возможностью исцелить ее, благодаря появлению «третьего в анализе», восстановившему смысл.

№2(5), 2011 г., рубрика “Подготовка аналитиков”

Джен Винер, Кристофер Перри

Пятьдесят лет в пути. Обучение в XXI веке: от пары к сообществу

Два руководителя SAP рассматривают 50-летний опыт создания и реализации обучающих программ. Настоящая статья является совместным размышлением о том, что может предложить аналитическое обучение в современном мире для привлечения и профессионального становления новых аналитиков. Здесь также исследуются источники бессознательного и сознательного сопротивления изменениям, неприятие нового, опасность ригидности при необходимости сохранить структуру и цели внутри обучающей программы и отбора в нее. С одной стороны – необходимо строить программу таким образом, чтобы кандидаты могли максимально раскрыть свой потенциал, идти по пути индивидуации, с другой – чтобы не утратить основную обучающую цель. Важно, что в статье авторы приводят признаки значимых изменений в трехсторонней структуре (анализ-супервизия-семинар) обучения, которые произошли в последние десятилетия и сделали процесс изменения обучающих программ необходимостью. В исследовании внутренних процессов у обучаемых и преподавателей авторы используют алхимические метафоры растворения и коагуляции.

Том Келли

Формирование аналитика: от «идеального» до «достаточно хорошего»

В работе рассматривается вопрос о различных подходах к обучению и о том, как это связано с личным опытом обучения и личным аналитическим развитием. Автор основывает свои размышления на дискуссиях, ведущихся в ходе ежегодных совещаний директоров по обучению североамериканских юнгианских сообществ. Он предполагает, что в то время как каждый институт стремится обеспечить «идеальную» программу обучения для своих кандидатов, философия, лежащая в основе того, как определяется этот идеал, зависит, в значительной степени, от теоретической и философской ориентации «отцов и матерей». Это приводит к своего рода аналитической родословной, которая обязательно влияет на форму и содержание «идеальной» программы. Представлены теневые вопросы, связанные с аналитическим наследием, в контексте вступительных процедур, консультаций по случаям, экзаменационных комиссий и наблюдательных комитетов. Изучается мотивация, стоящая за тем, почему мы решаем проходить обучение, и размышления о том, что делает аналитика «юнгианцем».

Дениз Рамос, Периклес Пинхейро Мачадо

Сравнительное исследование учебных программ Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP) (части В и С)

Продолжение публикации сравнительного исследования тренинговых моделей Международной ассоциации аналитической психологии (The International Association of Analytical Psychology, IAAP). В этом номере опубликованы оставшиеся две части исследования, посвященные требованиям к продолжительности обучения и практики (часть В) и стадиям оценивания (часть С).

№2(5), 2011 г., рубрика “Интервью”

Энн Шерер

«Серьезное лицо – не признак ума, а веселое – не признак счастья»

Интервью посвящено двум темам, которые входят в сферу психологических интересов Э.Шерер, – символическое понимание правосудия и юмора. На московском семинаре о роли юмора в психотерапии был проанализирован миф о Деметре по тексту гимна Гомера. Автор рассказывает о своем пути в аналитической психологии, о личных смыслах своей профессиональной деятельности.

Ann Shearer

“A solemn face does not mean intelligence and smiling does not mean happiness”

The interview is dedicated to the themes of psychological interest of Ann Shearer, – symbolical vision of justice and humor. This is the myth of Demeter within the Homer’s Hymn was analyzed at the Moscow seminar on humor. The author speakes about her own way within analytical psychology, personal meanings of the professional activity.

№2(5), 2011 г., рубрика “Аналитические исследования”

С.Моргачев

«Угрюмый, тусклый огнь желанья». Об Андрее Тарковском

В этом поэтическом эссе-исследовании автор делает анализандом великого режиссера, поэта, писателя, художника – Андрея Тарковского. Читатели встречаются со сновидными мирами Тарковского, сквозь призму юнгианского подхода. Наиболее ярко автор показывает архетип Жертвы, который является сквозной темой во всех работах и во всей жизни Тарковского. Встречаясь с работами режиссера, зритель имеет возможность соприкоснуться с невидимым миром своего бессознательного.

№2(5), 2011 г., рубрика “Дискуссии”

О.Телемский

Против постъюнгианства

В резком провокационном стиле автор подвергает критике концепции таких авторов, как Э. Сэмьюэлз и Дж. Винер, считая их идеи извращающим подлинный смысл юнгианства, десакрализующих их, сводящих идею Самости и развития к редуктивным идеям развития. Автор утверждает, что наиболее важным достижением Юнга явилось создание возможности синтеза эзотерических учений, оккультных знаний и строгого научного подхода, и отказ от этой позиции приводит к примитивизации и лишению духовности в юнгианстве, делает его бессмысленным и механистичным. Вводится понятие суверенного юнгианства, как истинного учения, цель которого есть восстановление связи с сакральным или нуминозным присутствием. Своеобразная орфография, сохраненная в данном издании, подчеркивает инаковость мышления автора и его подхода к юнгианству.

Фильм «Черный лебедь»

Три эссе юнгианских аналитиков, посвященных фильму «Черный лебедь», – истории, вызвавшей резонанс в психологическом мире

Д. Росс рассматривает сюжет фильма, как попытки героини вырваться из-под власти архетипа Пуэллы.

Т. Алдошина, откликаясь на статью Д. Росса, проводит интереснейшее исследование историй, возникающих в интернете, созвучных идее фильма, подчеркивая, что интернет есть некий новый оракул.

Ю. Власова рассматривает психоз главной героини как единственно возможное появление транцендентной функции, обеспечивший героине переход к теневой части.

№2(5), 2011 г., рубрика “Интерпретации”

Мария Лосева

Литературные сиблинги (пятая часть)

В этом номере представлена четвертая часть работы «Литературные сиблинги», в которой с юнгианской точки зрения рассмотрены братья и сестры в классических произведениях русской литературы ХIХ века, начиная от «Евгения Онегина» и заканчивая «Братьями Карамазовыми». На примере всем известных со школы литературных героев анализируются бессознательные семейные сценарии и сиблинговые отношения, как если бы они были живыми клиентами аналитика. В этой части анализируются семьи, где есть три сестры, – на примерах героев романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина».

Комментарии запрещены.