Дорогие читатели, нам хочется поздравить вас с темой номера (#2/2017) – алхимия! Жемчужина в раковине юнгианского подхода, тайное знание, открывающее практикам мир трансформирующих символов.
После веков забвения алхимия обрела свой ренессанс благодаря Юнгу. В одном из своих снов он был привезен возничим в средневековый город и оказался в нем заперт. Юнг провел десять лет своей жизни в этом таинственном пространстве, исследуя алхимические тексты и приобщая к ним своих учеников. Он разглядел в философском камне трансцендентную функцию, а в алхимии – символический аналог индивидуации и показал нам, как можно использовать ее дары в клинической практике.
Алхимический символ указывает на общие законы поддержания порядка в океане хаоса, общие и для материального, и для психического, и для духовного измерений. Сам процесс выхода из профанных связей сознания к высшим смыслам в процессе символизации является исцеляющим, требует от плотной материи раскрытия заложенного в нее зерна Духа. Как это происходит в аналитической ситуации, мы увидим в статьях Фила Госса и Оксаны Лавровой. В обоих клинических случаях речь идет о мужской идентификации и взаимоотношениях с Анимой, которые исследуются через призму алхимических операций.
Номер, разумеется, открывается статьей «Почему не существует алхимии» (почему – читатель сам разберется). Тема статьи Льва Хегая продолжается в обширном исследовании, выполненном Томом Кавалли. Автор убедительно доказывает, что алхимия не только гораздо древней, чем мы привыкли думать, но и гораздо ближе к современной науке (о чем мы тоже не привыкли думать), тем самым соединяя две противоположности – древнейшую древность и самую продвинутую современность.
Понимание алхимии как особого символического языка психотерапии убедительно развернуто в работе Ирен Гэд. Мы увидим истоки этой традиции – впервые публикуется на русском языке конспектную запись выступления Юнга в Психологическом клубе Цюриха, посвященную Фаусту и алхимии. Благодарим Вадима Бакусева за уникальную возможность увидеть, как «алхимически» думал Юнг.
Возможности использования алхимического языка не ограничиваются психотерапией. Ведущие юнгианского киноклуба Лидия Чигарькова и Валерий Максимов описывают происходящие в киноклубе процессы как этапы Великого Делания. Выпускница МААП Екатерина Семенова честно делится тем, как серия гобеленов «Дама с единорогом» помогла ей собрать свою психику в целое после пережитой катастрофы. Бывший шеф-повар, а ныне юнгианский аналитик Сюзан Негли видит процессы индивидуации в кулинарии, а Ида Ла Чуса – в своем взаимодействии с океаном и серфинге.
Надеемся, что все эти тексты станут для вас возможностью поглощать, погружаться, рассыпаться и собираться заново, станут частью вашего индивидуального Великого Делания.
Елена Пуртова, Оксана Лаврова, Мария Лосева
В номере:
Рубрика “Точка зрения”
* Лев Хегай. Почему не существует алхимии, но существуют алхимики
* Том Ф. Кавалли. Алхимический Осирис: от Ра до радия (начало)
Рубрика “Символический язык алхимии”
* Ирен Гэд. Алхимия: язык души
* Лидия Чигарькова, Валерий Максимов. Киноклуб через призму алхимического символизма
Рубрика “Алхимические амплификации”
* Карл Густав Юнг. Фауст и алхимия
* Екатерина Семенова. “Дама с единорогом”. Дух и материя как две грани божественного непознаваемого
Рубрика “Алхимия и клиническая практика”
* Фил Госс. Маскулинность и claustrum как теневой сосуд
* Оксана Лаврова. Алхимическая символизация и травма
Рубрика “Алхимия повседневности”
* Сьюзан С. Негли. Conjunction gastronomique. Размышления о процессе индивидуации в терминах кулинарии
* Ида ла Чуса. Душа в океане
Аннотации
Лев Хегай. Почему не существует алхимии, но существуют алхимики
В статье проводится различие между мифом об алхимии и реальными фигурами выдающихся алхимиков, которые пытались найти баланс между материальным и духовным, языческим и христианским, логическим и образным, совершая, таким образом, работу индивидуации. Символический язык алхимии использовался для создания тайных обществ, имевших целью содействие индивидуации. Это объясняет, почему на идейном и организационном уровне алхимия является предтечей глубинной психологии. В статье также показано ошибочное использование алхимических гравюр как простых метафор терапевтического процесса.
Ключевые слова: Юнг, алхимия, глубинная психология, Ньютон, Майер, инициатическая традиция, путь пилигримов в Сантьяго-де-Компостела.
Том Ф. Кавалли. Алхимический Осирис: от Ра до радия
Автор анализирует рисунки древнего Египта и на примере Осириса (символа слияния лунарного и солярного сознания) демонстрирует, что в те давние периоды в Египте уже существовали алхимические идеи. Статья раскрывает телеологическую задачу современной алхимии и в то же время рассказывает об истоках юнговской теории психологической индивидуации. Кавалли переосмысляет важные элементы ключевого египетского ритуала – мумификации, исследует различные точки зрения египтян на время в его отношении к процессу личной и космической индивидуации, «воскрешает» Осириса в качестве бога обновления и описывает, как он соотносится с современными вопросами науки и экологии. Алхимия не умерла окончательно, а, в духе самого Осириса, переродилась в новом обличии, начав с физики (тело) и продолжив психологией; алхимия снова нашла способ заявить о себе широкой аудитории. Части алхимической науки, разбросанные по научной ниве, сейчас возрождаются в таких непривычных специальностях, как биогенетическая инженерия, квантовая физика, экология, солнечная энергетика и множество иных научных дисциплин.
Ключевые слова: алхимия, Самость, separatio, solutio, coniunctio, mortificatio, трансформация, prima materia, индивидуация, алхимический процесс.
Джеймс Хиллман. О терапевтической ценности алхимического языка
Хиллман напоминает о двойной ценности алхимии для аналитической психологии. С одной стороны, алхимическая теория рассматривается как основа, помогающая понять процесс трансформации, с другой – как реальная возможность проследить преемственность и архетипичность алхимических тем в практике. В статье говорится о третьем важном и ценном аспекте алхимии в психологической практике, имеющем отношение к языку, – алхимическом языке как режиме терапии, который сам по себе является целительным! В алхимии существенным является вещество. Это является переломным моментом и для терапевтической практики – сделать душу существенной для пациента, трансформировать чувство того, что является существенным. Язык алхимии – не только язык образов и символов, но и язык существенного. Автор показывает важность процесса возрождения алхимического режима воображения, который помогает восстановлению имагинативной материи, а не буквально алхимии.
Ключевые слова: алхимия, алхимический язык, слова-концепты, источники алхимии, метафорический подтекст, метафора «как будто бы», coniunctio.
Ирен Гэд. Алхимия: язык души
Статья о практическом применении понимания процессов алхимии, о схожести алхимических и терапевтических целей. Автор, соединяя алхимическое и психологическое, рассуждает об обретении способа выйти за пределы рационального знания, присущего разуму, об открытии доступа к интуитивной мудрости сердца и вместе с этим способности заглянуть в самую суть вещей, об осознании внутреннего стремления, действующего как на физическом, так и на духовном уровне личности. Имея дело со сложностями изменения и преобразования одного состояния или формы в другое, алхимия связывает внешнюю работу над обыденными материалами с внутренней тайной работой над личностью. Алхимия предлагает нам сокровищницу символов, знание которой чрезвычайно полезно для понимания психопатологических процессов. Качественные трансформации в алхимии соотносятся с процессами психологической трансформации. Автор наставляет, как, опираясь на алхимическую мудрость, восстанавливая материю и смыслы, преобразовывая их в метафору, удерживаться и двигаться в терапевтическом пространстве «как будто бы». Статья дает возможность увидеть, как понимание алхимических процессов и символов помогает укрепить психологический контейнер, почувствовать движение процесса индивидуации, услышать голос Самости.
Ключевые слова: миф, воображение, алхимия, prima material, lapis, трансцендентное, индивидуация, психологический контейнер, Самость.
Фил Госс. Маскулинность и claustrum как теневой сосуд
Статья иллюстрирует, как алхимическое знание дает понимание процессов становления мужской идентичности. Из-за нарушения, а иногда из-за болезненного поражения раннего опыта привязанности к матери ребенок символически застревает в клаустрофобическом пространстве между матерью и Самостью. Это означает, что сепарация и отношения могут стать нескончаемой борьбой, которая повторяет себя в бессознательном процессе и проигрывается в актуальных отношениях (с собой и другими). Переводя этот процесс на язык алхимической символики, Госс рассматривает это явление как «теневой алхимический сосуд», скрывающий все непризнанные качества. На алхимическом языке сосуд или тигель – реторта, в которой смешиваются взятые вещества. Цель алхимика состояла в том, чтобы выделить из смеси то, что в ней было хорошего, нового или драгоценного. Как «теневой сосуд» claustrum делает нечто противоположное: он удерживает реальное и потенциальное «золото» в ограничивающем самого себя контейнере. Автор на примере клинического случая показывает, как алхимия аналитического процесса может изменить конфигурацию гендерной идентичности, представляет процесс индивидуации и ее гендерное измерение.
Ключевые слова: Самость, привязанность, Тень, Анима, Анимус, маскулинность, объектные отношения, claustrum, триангуляция, индивидуация.
Оксана Лаврова. Алхимическая символизация и травма
В этой статье автор раскрывает процесс амплификации алхимических символов, то есть алхимической символизации, на множественную травму, центрированную на взаимоотношениях пациента со своей Анимой. Символизация – бесконечное движение к центру не в голове, а в реальной жизни. Аналитический сеттинг в данной ситуации является необходимым безопасным процессом и местом, в котором воссоздаются иные по сравнению с травмирующими условия для алхимической символизации. Символизация рассматривается в качестве основного непроизвольного интегрирующего психического процесса, выводящего из комплекса ретравматизации в пространство исцеления.
Ключевые слова: символизация, символическое мышление, Splendor Solis, Rosarium Philosiphorum, алхимическая символизация, юнгианский анализ травмы.
Карл Густав Юнг. Фауст и алхимия
Юнг писал, что у трагедии Гете «Фауст» есть свои прообразы в алхимии. «Химическая свадьба Кристиана Розенкрейца» (1616), сочиненная Иоганном Валентином Андреэ, – один из совершенных примеров такого рода. Доклад позволяет проследить общие алхимические образы и принципы человеческого преображения в «Фаусте» Гете и произведении теолога из Вюртемберга.
Ключевые слова: алхимическое деяние, священный брак, гермафродит, Меркурий, Тень.
Екатерина Семенова. «Дама с единорогом». Дух и материя как две грани божественного непознаваемого
Статья дает возможность проследить алхимический процесс Великого делания на примере анализа серии гобеленов «Дама с единорогом». Сюжеты гобеленов связаны с разными состояниями души, этапами алхимического делания: трансформация металлов, духовное совершенствование человека и созерцание божества в его славе. Символическое наполнение направляет и способствует достижению единения духа и материи. Автор описывает свой опыт самовыражения и собирания себя в целое, начавшийся после синхроничной встречи с информацией о гобеленах, благодаря переосмыслению символа единорога и доверию алхимическому процессу трансформации.
Ключевые слова: синхрония, символ, алхимия, magnum opus, Самость.
Сьюзан С. Негли. Coniunctio Gastronomique: размышления о процессе индивидуации в терминах кулинарии
В этой статье изучается процесс индивидуации, выраженный через метафору еды, ее приготовления и поглощения. Психика говорит языком символа и мифа и обретает этот язык с нашей помощью. Личная история о получении образования в области кулинарных искусств открывает нам аналогию между приготовлением еды, алхимией и психическим процессам. По сути, все они являются трансформацией базовых ингредиентов в утонченные субстанции. Говоря языком психологическим, этот процесс олицетворяет развитие личности. В клинической практике базовые понятия тоже часто обсуждаются через метафоры кухни, ее приспособлений и самой кухонной среды.
Для иллюстрации значительных переходов и переживаний, ставших частью личной мифологии, приводится амплификация пяти сновидений. Эти архетипические сны с помощью обычных и земных образов кухни и приготовления пищи открывают не только возможности для исцеления, но и проблески духовной истины.
Понимание психики с помощью процессов приготовления еды исцеляет основную рану современной жизни – расщепление тела и разума. Пища, о которой часто размышляют как о символической связи между человеком и богом, является средством воплощения; бог становится плотью через акт еды и инкорпорации. Мы становимся тем, что мы едим. Эта точка зрения проиллюстрирована в финальном сновидении о Юнге, где кулинарные манипуляции выполняются с самим сновидцем.
Ключевые слова: elixir vitae, prima materia, трансформация, Самость, уроборос, индивидуация, архетип пиршества, Божественный ребенок, амплификация, растворение, выпаривание, очищение, сгущение.
Ида Ла Чуса. Душа и море
Автор исследует глубинные психологические, мифологические и архетипические темы, связанные с океаном. Она рассказывает семейные и личные истории об отношениях с водной стихией, описывает нуминозные переживания, инспирированные увлечением серфингом. При погружении в море в ней неизменно включаются архетипические силы. Осмысляя свой опыт, автор обращается к произведениям Юнга и Хиллмана, а также других юнгианцев.
Ключевые слова: океан, серфинг, архетипы, нуминозное, экопсихология.
Лидия Чигарькова, Валерий Максимов. Киноклуб через призму алхимического символизма
Статья ведущих юнгианского киноклуба Лидии Чигарьковой и Валерия Максимова построена на образе киноклуба как алхимической реторты, в которой prima materia превращается в золото. Киноклубный процесс рассматривается как алхимический опус, где «первая работа» – поиск и осмысление фильма, вызывающего неоднозначные чувства, «вторая работа» – совместный групповой просмотр и обсуждение, создающие общее психическое поле, и, наконец, «третья работа» – «многократное воспроизведение первых двух», что позволяет рассматривать работу киноклуба как единый разворачивающийся процесс, в котором проявляет себя автономная психика.
Ключевые слова: алхимия, алхимические операции, теменос, философское яйцо, Эго, Самость, юнгианский киноклуб.