№1 2017 “Наблюдение за младенцами”

Весенний «детский» номер «Юнгианского анализа» (#1/2017) посвящен методу наблюдения за младенцами. Прежде чем перейти к его презентации в статьях, основанных на реальных отчетах о наблюдении, мы публикуем несколько работ, анализирующих имплицитный образ ребенка — у Карла Юнга и Вирджинии Вульф, у Мелани Кляйн и Майкла Фордхама, а также у родителей детей, зачатых методом ЭКО. Насколько мы свободны в наблюдении от внутренних концепций о ребенке?

Коллеги из киевской группы наблюдения покажут нам возможности и различные аспекты этого метода. Оксана Залесская, Инна Кирилюк, Ольга Касяненко и Татьяна Площанюк в течение четырех лет работали в этом проекте под руководством членов Международной психоаналитической ассоциации Раисы Даировой и Алекса Дубински. В их статьях разворачиваются самые разные сюжеты — сиблингов, ребенка-заместителя, близнецов, присоединения к физическим ощущениям младенца, формирования аналитической позиции. А какое все это может иметь отношение к аналитической практике, убедительно продемонстрировано в статье Кэтрин Шмидт-Лев-Беер, которая опирается на эпизоды наблюдения за младенцем, чтобы лучше понять, что происходит с ее взрослой пациенткой.

Невыносимость нерасчлененного потока младенческой архаики взрослому человеку помогает перерабатывать искусство. Мы уравновешиваем тексты наблюдателей работами, где авторы обращаются к эстетике, искусству, геометрии, где на аполлонических просторах царствует развитое Эго. Сергей Моргачев амплифицирует визуальный архетип, а Наталья Новикова предлагает методику стилистических амплификаций рисунка.

Эти статьи могут показаться умозрительными и гладкими по сравнению с шероховатым повествованием наблюдателей, но они захватывают грандиозностью пространства сознания, которое, по мнению Сергея Моргачева, «значительно больше пространства слов». Кроме того, они наглядно показывают, что такое вторая кожа, о которой немало говорится в предыдущих статьях.

Елена Пуртова, Мария Лосева, Оксана Залесская

В номере:

Рубрика “Точка зрения”

* Кэтрин Шмидт-Лев-Беер. Невербальное сообщение негативных аффектов: влияние наблюдений за младенцами на анализ взрослого пациента

* Брайан Фельдман. Призраки в игровой, фантомы в детской: экстракорпоральное оплодотворение через призму детского анализа и наблюдений за младенцами

*  Анна Степаненко. Таинство формирования привязанности

Рубрика “Образ ребенка”

*  Элизабет Гудинаф. Образ ребенка у Вирджинии Вульф и Карла Юнга

*  Майкл Фордхам. Успехи младенца. Размышления о взрослении в ранние годы

Рубрика “Наблюдение и формирование аналитической позиции”

* Раиса Даирова. Наблюдение за младенцами как путь к психоаналитической идентичности

*  Ольга Касяненко. Влияние опыта наблюдения за младенцами на формирование аналитической позиции

*  Инна Кирилюк. Отражение опыта травмы ребенка-заместителя в позиции наблюдателя

*  Татьяна Площанюк. Контрперенос наблюдателя как инструмент понимания потребностей младенца

*  Оксана Залесская. Опыт наблюдения близнецов

Рубрика “Интеллектуальные путешествия”

* Наталья Новикова. Метод стилистических амплификаций визуального творчества клиента

*  Сергей Моргачев. Об одном визуальном архетипе


Аннотации


Кэтрин Шмидт-лев-Беер. Невербальное сообщение негативных аффектов. Влияние наблюдений за младенцами на анализ взрослого пациента

Статья о важности опыта наблюдения за младенцем, что дает ключ к пониманию взрослых пациентов. На примере аналитического случая автор рассуждает о вынужденной потребности в «образовании второй кожи», защитного панциря, дающего возможность выжить младенцу, но удерживающего от проживания собственной жизни в дальнейшем. Автор наглядно показывает, как внутренний камертон психолога, настроенный на восприятие потребностей младенца, позволяет глубже и точнее помогать понимать пациентов, не имеющих опыта общения с «достаточно хорошей матерью» и вынужденных скрывать свои страдания глубоко внутри.
Сопоставляя кейсы взрослого пациента и ребенка, автор наглядно показывает, как дефицитарность в раннем общении мать—ребенок приводит к сбою в развитии личности и формированию ложной Самости.

Ключевые слова: наблюдение за младенцами, кожа как контейнер, ранние отношения мать—ребенок, ложная Самость, проективная идентификация.


Брайан Фельдман. Призраки в игровой и фантомы в детской. Экстракорпоральное оплодотворение через призму детского анализа и наблюдений за младенцами

Автор делится исследованием о понимании психологических последствий ЭКО для детей, появившихся на свет в результате этой процедуры, а также их родителей. Количество семей, воспользовавшихся методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), неуклонно растет. Этот факт заставляет задуматься, как может быть использован аналитический подход при оказании помощи и родителям, которые прибегли к ЭКО, и их детям. Опыт аналитической работы автора свидетельствует о влиянии метода искусственного оплодотворения на психическое развитие ребенка. В его клинической практике у пациентов неизменно проявлялось некое ощущение инаковости, переживание себя не вполне человеком. Автор утверждает, что это ощущение инаковости воздействует на формирование идентичности. Он описывает два случая: один из них – это наблюдение за младенцами по методу Эстер Бик, а другой – виньетка из детского анализа.

Ключевые слова: инаковость, идентичность, наблюдение за младенцами по методу Эстер Бик, ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), функция второй кожи, контейнирование.


Анна Степаненко. Таинство формирования привязанности

Автор исследует чувственный опыт, полученный в ходе участия в программе «Наблюдение за младенцами». Статья дает представление о том, как происходит процесс формирования привязанности в довербальный период развития личности. На примере «случайного наблюдения» показывается, как образуется особое пространство между матерью и младенцем, дающее возможность последнему обрести собственное ощущение окружающего мира. Особое внимание автор уделяет связи, возникающей между наблюдателем и младенцем, синхронности их ощущений.

Ключевые слова: привязанность, психическое развитие, аналитическая позиция.


Элиза Бетгудинаф. Образ ребенка у Вирджинии Вульф и Карла Юнга

Автор рассматривает «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнга и произведения Вирджинии Вульф («Мгновения бытия», «Волны») как способ воскрешения детского духа, излечения детских травм, возможностей саморазвития и самопознания. Несмотря на то что исследование бессознательного, предпринятое Юнгом и совершенное Вульф с помощью творчества, основывается на общей философии и архетип или образ ребенка играет ключевую роль в работах каждого, взгляды их на развитие и смысл жизненного цикла различаются. Автор анализирует, как происходит становление личности через познание собственного детства, реализуются ресурсы бессознательного, формируется крепкое Эго, раскрывается творческий потенциал.

Ключевые слова: архетип Ребенка, индивидуация, творчество, коллективное бессознательное, Самость, Персона.


Майкл Фордхам. Успехи младенца. Размышления о взрослении в ранние годы

Майкл Фордхам посвятил жизнь пониманию чудес и превратностей детского развития. В этой работе он описывает собственные открытия тех сложных процессов, в ходе которых разворачивается развитие личности. В своей статье автор обращается к следующим вопросам: когда начинается процесс индивидуации? Каковы взаимоотношения Эго и Самости в раннем детстве? Как в ребенке проявляются архетипы? Какого рода события запускают процесс символизации? Как связаны межличностная сфера и внутрипсихическое развитие? Анализируя взгляды Мелани Кляйн на детское развитие и сопоставляя их с идеями Юнга, он соединяет психоаналитическую и юнгианскую парадигмы.

Ключевые слова: Эго, Самость, архетип, индивидуация, психическое развитие, симбиоз.


Раиса Даирова. Наблюдение за младенцами как путь к психоаналитической идентичности

Статья посвящена психоаналитическому обучению студентов по методу Эстер Бик. Автор рассказывает о создании метода, особенностях его использования и тех трудностях наблюдения, которые как раз и дают возможность формировать внутреннюю позицию наблюдателя. Анализируя примеры из практики, автор уделяет особое внимание тому, как наблюдение за младенцами становится этапом на пути развития профессиональной психоаналитической идентичности.

Ключевые слова: формирование психического внутреннего мира, контрперенос, перенос, идентичность – как внутренний психоаналитический объект, психоаналитическое функционирование личности, ранние отношения мать—дитя.


Ольга Касяненко. Влияние опыта наблюдения за младенцами на формирование аналитической позиции

Размышления об опыте участия в группе по наблюдению, а также ведения группы по наблюдению с точки зрения влияния этого опыта на формирование аналитической позиции как способа думать аналитически и создавать пространство для возникновения мыслей и чувств. Позиция наблюдателя представлена как важная составляющая аналитической позиции. Описаны важные характеристики для формирования позиции наблюдателя: способность выдерживать незнание, не реагировать на бессознательные провокации, не вмешиваться, эмпатичное слушание, предоставление своего ментального пространства для проективных идентификаций младенца и матери, а также других членов семьи, контейнирование чувств младенца и матери, а также собственных контрпереносных чувств.

Ключевые слова: аналитическая позиция, позиция наблюдателя, ментальное пространство, отреагирование, знание и незнание, проективная идентификация, интерсубъективное пространство.


Инна Кирилюк. Отражение опыта травмы ребенка заместителя в позиции наблюдателя

В статье описан опыт наблюдения за младенцем по методу Эстер Бик (Тэвистокская модель). Автор анализирует собственный чувственный опыт как отражение раннего опыта переживаний в диаде Мать-Дитя с точки зрения травмы «ребенка-заместителя». Исследуется позиция наблюдателя как дополнительного контейнера для бессознательных переживаний матери и младенца.

Ключевые слова: наблюдение за младенцем, метод Эстер Бик, травма ребенка-заместителя, инфантильные переживания, диада мать—дитя, контейнирование.


Татьяна Площанюк. Контрперенос наблюдателя как инструмент понимания потребностей младенца

В статье описывается метод наблюдения за младенцем по Эстер Бик, направленный на углубленное понимание эмоциональной жизни детей первых двух лет жизни. Показаны исторические предпосылки возникновения этого метода для обучения будущих аналитиков и его связи с изменением взглядов на контрперенос как на один из важных инструментов работы аналитика.
Автор делится своим опытом наблюдения в семье, где младенец пережил раннюю разлуку с матерью, и размышляет о том, как эмоциональный отклик наблюдателя на взаимодействие матери и младенца и позиция наблюдателя, не вмешивающегося в естественный уклад жизни, создают контейнирующее пространство, способствующее вниманию к потребностям младенца.
Автор обращает внимание на то, как работа в группе, а также поддержка группы дают возможность проработки и понимания природы инфантильных переживаний младенца, увеличивает способность специалиста выдерживать тревогу и беспомощность.

Ключевые слова: наблюдение за младенцем, наблюдатель, младенец, Эстер Бик, инфантильные переживания, бессознательное, контрперенос, контрпереносные чувства, сепарационная тревога.


Оксана Залесская. Опыт наблюдения близнецов

В статье представлен опыт наблюдения по методу Эстер Бик в семье с близнецами. Особое внимание уделено процессу узнавания и дифференциации близнецов. Описывается непосредственно опыт наблюдения и переживания самого наблюдателя.

Ключевые слова: близнецы, позиция наблюдателя, дифференциация, поддержка.


Наталья Новикова. Метод стилистических амплификаций визуального творчества клиента

В данной статье представлен авторский метод стилистической амплификации творческих рисунков. Это форма интерпретации визуального творчества клиента, которая основывается на метафизическом анализе стилистических нюансов рисунка при помощи визуального подбора образов мирового искусства. Автор объясняет возможности применения метода и на конкретных примерах показывает, как происходит исследование культурно-ценностного содержания клиентского изображения в контексте стиля той или иной эпохи, представленного в образах искусства. Анализируя применение метода стилистической амплификации, автор заключает, что он отражает и активизирует процесс индивидуации личности.

Ключевые слова: индивидуация, методы диагностики и психотерапии, амплификация, визуальное творчество, образы мирового искусства, культура.


Сергей Моргачев. Об одном визуальном архетипе

Статья посвящена исследованию определенной геометрической конфигурации, часто встречающейся в пространстве мировой культуры. Это некоторая фигура с отчетливым расширением вверх, подобная латинской букве V или кубку, разрешающаяся в круг или полукруг. Автор полагает, что она представляет собой транскультурный визуальный архетип, и приводит в поддержку своей точки зрения ссылки на подобные изображения в культурах христианства, ислама, иудаизма, буддизма, индуизма, а также в современной архитектуре и живописи. Ставя вопрос о смысле этого архетипа, автор отказывается от традиционных ответов, предполагающих описание этого смысла в контекстах соответствующих культур или поиски общего в таких описаниях. Он полагает, что лучшим ответом, который может быть дан средствами языка, является метафора, и приводит один из вариантов подходящей в данном случае метафоры — японское пятистишие (танка).
Статья завершается размышлением о том, что вербальное описание такого рода феноменов не столько приближает нас к их пониманию, сколько отдаляет от него; их адекватное восприятие возможно скорее как непосредственное целостное переживание, не совмещенное с какой бы то ни было рефлексией.

Ключевые слова: визуальное искусство, архетипы, амплификация, вербализованный смысл, метафора.

Комментарии запрещены.