№1 2018 “Аутизм и аутистические защиты”

Дорогие читатели! Вышел № 1 (32) нашего журнала за 2018 год. Тема номера – “Аутизм и аутистические защиты”.

От редакции
Вечером 2 апреля «Рабочий и колхозница» в Москве, Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке, статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро и другие здания и памятники по всему миру будут подсвечены синим: в 2007 году ООН объявило эту дату Всемирным днем распространения информации об аутизме. Санкт-Петербург, Воронеж, Новосибирск, Белгород, Казань тоже участвуют в акции синего цвета.
Традиционный детский номер посвящен детям с аутизмом, которых одна из наших авторов метко называет «принцами дождя». Богато проиллюстрированные кейсами работы Джин Маганьи, Татьяны Вершининой и Анны Коротковой вводят нас в широкий спектр аутистических проявлений детей и взрослых, психотического, пограничного и невротического уровней. Наше теоретическое видение аутизма углубляют новаторская статья Ирины Никоновой и Юлии Лариной о функциях речи в психическом развитии детей и фрагмент хрестоматийной работы Фрэнсис Тастин о психогенном развитии аутизма. Описание примеров терапевтической работы с аутичными детьми — в статьях Елизаветы Агеенко и Марии Моря. Взгляд на жизнь с аутизмом и организацию развивающего пространства из позиции мамы — в интервью Веры Ковтыхи с мамой мальчика с расстройством аутистического спектра, где она размышляет о переживании «особого родительства». Другой взгляд на ребенка с аутизмом — в статье Тамары Придатко, которая описывает свою работу тьютора.
Еще одна любопытная линия этого номера — это описание разнообразия развивающихся методов работы с детьми, страдающими аутизмом. Помимо традиционных для аналитической психологии способов, мы встретимся с такими направлениями как АБА-терапия (Applied Behavior Analysis), инклюзивное обучение с тьюторским сопровождением, аудио-вокальные тренировки, сенсорная интеграция и совместное плавание с дельфинами, которое развивается не только в Америке, но и в России.
Один из наиболее трагических аспектов аутизма — одиночество как сиротство: семья часто изгоняет этих детей в казенные дома, поскольку они становятся носителями «семейного несчастья». Разлука, разорванность связей — ведущая тема аутизма. Поэтому отдельная тема этого номера — место детских аналитических психологов в медицинских и образовательных учреждениях и возможности их взаимодействия с системой помощи детям. Своим опытом работы в психиатрической больнице, центре психолого-медико-социального сопровождения детей с особенностями развития, детском саду и сиротском учреждении делятся наши коллеги Анна Медина, Екатерина Потапова, Вера Михайлова и Елизавета Молостова.
Россыпь примеров и практических ситуаций, описанных в номере, позволяет вычленить общий лейтмотив работы с аутизмом и аутистическими защитами — терпение и готовность в медленному процессу. Одна из статей номера называется строчкой из стихотворения Константина Симонова — «Жди меня, и я вернусь». Напомним, как заканчивается это стихотворение: «Ожиданием своим ты спасла меня».

Елена Пуртова, Оксана Залесская

В номере:

Точка зрения
* Ирина Никонова, Юлия Ларина. О чем молчит язык
* Анна Короткова. Архетипические состояния «неживых» состояний психики

Аутистические защиты
* Фрэнсис Тастин. Аутистические защиты невротических пациентов
* Джин Маганья. Общение без слов

Терапевтическая работа с аутичными детьми
* Татьяна Вершинина. Принцы дождя
* Вера Ковтыха. Особенное родительство. Интервью с мамой аутичного ребенка
* Тамара Придатко. Путь к себе. От коррекции к терапии
* Мария Моря. «Жди меня, и я вернусь…»
* Елизавета Агеенко. «…И будет ласковым летний дождь»
* Бетси Смит. «Дельфины плюс» и аутичные дети

Психолог в детском учреждении
* Анна Медина. Роль клинического психолога в системе здравоохранения
* Екатерина Потапова. Зажечь свет. Аналитическая терапия с детьми младенческого и раннего возраста
* Вера Михайлова. Психолог в детском саду. Реалии и возможности
* Елизавета Молостова. Особенности работы с детьми, имеющими опыт покинутости

Нэнси Фурлотти. Памяти Эреля Шалита

Юнгианские конференции в 2018 году


Аннотации


Ирина Никонова, Юлия Ларина. О чем молчит язык

В статье исследуется, каким образом ранние нарушения детско-материнских отношений отображает свою симптоматику в речи детей. Авторы рассказывают о том, как некоторые особенности речи детей и подростков отображают уровень их развития, их актуальное психоэмоциональное состояние, особенности объектных отношений, степень травматизации, как речь оттеняет симптом. Затрагивается тема экстралингвистических феноменов, сопровождающих вербальную речь, и ее корреляцию с продукцией ребенка в других семиотических системах (визуальные образы, телесная активность). Анализируется, как обозначенные выше процессы отражаются в переносно – контрпереносных отношениях и как они трансформируются в терапевтическом взаимодействии.

Ключевые слова: язык, эмпатия, Эго, Самость, контейнирование, симбиоз, перенос, контрперенос, травматизация


Анна Короткова. Архетипические основы «неживых» состояний психики.

В статье автор размышляет об особых состояниях психики, которые условно называются «неживыми», когда поражаются жизненно важные и обширные области души, что приводит к остановке в развитии человеческой личности. Исследуя архетипические основы этих состояний, автор выдвигает гипотезу о трансгенерационной передаче травмирующих состояний. Примеры из жизни, творчества и сновидений К.Юнга, мифы и случаи из практики иллюстрируют позицию автора.

Ключевые слова: «неживые» состояния психики, травма ранних отношений, трансгенерационная передача, Эго, Самость, сновидения, коллективное бессознательное


Френсис Тастин. Аутистические защиты у невротических пациентов

В статье исследуются истоки возникновения психогенного аутизма у детей и механизмы формирования аутистических защит у взрослых невротических клиентов. На примере снов клиентов автор дает возможность наблюдать, как бессознательно представляется аутистическая инкапсуляция. Автор размышляет об аутистической обездвиженности, описывает предполагаемые возможности излечивания «черной дыры» аутизма, делится особенностями и сложностями терапевтического процесса с клиентами, несущими травму аутистического ряда.

Ключевые слова: психогенный аутизм, инкапсуляция, алекситимия, «черная дыра», «селф», аутистические защиты.


Джин Маганья. Общение без слов

Статья о важности сонастроенности матери к ребенку, благодаря которой происходит понимание и постепенная внутрипсихическая трансформация ребенка. О применении опыта понимания наблюдения за младенцами в терапевтической практике с детьми, страдающими расстройствами пищевого поведения, которые общаются без слов, используя только жесты и проекции своих психических состояний на аналитика.
Автор выделяет основные этапы движения механизма «говорения без слов», иллюстрируя случаями из практики динамику перехода от симптома неговорения ребенка к пониманию без слов.

Ключевые слова: трансформация, раппорт, вербальное Я, несимволизированное Я, ментализация, контейнирование, холдинг


Татьяна Вершинина. Принцы дождя

 Статья предлагает особый взгляд на семейные системы детей с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения семейных историй, коллективных мифов и теорий для чего в жизни некоторых женщин появляется «особый» ребенок. Автор статьи, работающая по методу аудио-вокальных тренировок, связывает появление особенных детей с травмой покинутости у матери. Она показывает, для чего нужны таким матерям «принцы дождя», чему они их учат и куда ведут.

Ключевые слова: аутизм, негативный материнский комплекс, покинутость ребенка и нарциссическая травма.


Вера Ковтыха. Особенное родительство. Интервью с мамой аутичного ребенка

В беседе с психотерапевтом мама мальчика-аутиста рассказывает историю трансформации своих переживаний по поводу необычного ребенка, а также подробно говорит о том, как семья занимается адаптацией мальчика: аналитическая терапия, АВА-терапия, музыкальная терапия, сенсорная интеграция, некоторые виды спорта. Главное для ребенка – создание пространства, где он мог бы быть самим собой.

Ключевые слова: аутизм, РАС (расстройство аутистического спектра), АВА-терапия, тьютор, инклюзивный класс, ресурс

Мария Моря. Жди меня, и я вернусь

В статье описывается клиническая работа с ребенком, страдающим синдромом раннего детского аутизма. Рассматривается важность безопасного пространства и функции аналитика для развития личности ребенка.
На примере клинического случая автор показывает, как аутичный ребенок проходит пропущенные стадии развития благодаря терпеливому глубокому контакту с психологом. Самое главное в работе с аутичным ребенком – быть собой, присутствуя в мире аутичного ребенка, создавая глубинные отношения с ним, не перетягивая его в свой мир.

Ключевые слова: холдинг, РДА (ранний детский аутизм), «мать-дитя», «аналитик-пациент», фасилитатор


Елизавета Агеенко. «… И будет ласковым летний дождь»

В этой статье на примере работы с ребенком раннего возраста, имевшим аутистическую симптоматику, и его родителями, автор показывает, как наблюдение, тонкая сонастройка и создание думающего пространства помогает восстановить у родителей контейнирующую функцию, что позволяет ребенку отказаться от аутистических защит и дает возможность его психике развиваться.

Ключевые слова: контейнирующая функция, детский аутизм, аутистические защиты, дистресс младенца, контрпереносные чувства, детско-родительские отношения


Бетти Смит. «Дельфины плюс» и аутичные дети

Это интервью посвящено новаторскому пробному проекту Бетти Смит, в котором детям и подросткам с инвалидностью и/или аутизмом предоставляется терапия с помощью общения с дельфинами. Высокие умственные способности дельфинов, их удивительная чувствительность к нуждам людей с ограниченными возможностями вкупе с явным удовольствием, которое они получают от спонтанной невербальной игры, делают их незаменимыми терапевтами.

Ключевые слова: детский аутизм, взаимодействие, игра, звуковые волны, коллективное бессознательное


Анна Медина. Роль клинического психолога в системе здравоохранения

В статье автор делится опытом работы клинического психолога в психиатрической клинике, иллюстрируя на примерах из практики возможность применения аналитического подхода в особых условиях стационара. Несмотря на ограничения в применении юнгианского анализа как основного метода воздействия, он может быть использован как способ дополнительной диагностики развития и динамики роста пациента; как возможность понимания движения процессов между психологом и пациентом.

Ключевые слова: психокоррекционная работа, диагностическая работа, аналитический подход, персона, тень, эмпатия, суггестия.


Екатерина Потапова. Зажечь свет: аналитическая терапия с детьми младенческого и раннего возраста

Статья посвящена рассмотрению возможностей аналитической терапии в работе с детьми младенческого и раннего возрастов, а также проблеме оказания психотерапевтической помощи детям, оказавшимся в условиях материнской депривации, в частности, находящихся в сиротских учреждениях.

Ключевые слова: аналитическая психотерапия младенцев, аналитическая психотерапия детей раннего возраста, материнская депривация, психологическая помощь в сиротских учреждениях, Самость младенца


Вера Михайлова. Психолог в детском саду: реалии и возможности

В статье автор описывает свой опыт работы психологом в государственных учреждениях, оказывающих помощь детям и семьям, уделяя особое внимание организации психологической работы в детском саду. Автор размышляет с позиций аналитического подхода о роли и месте психолога в детском саду в условиях современности, о возможностях и трудностях организации взаимодействия между детьми, родителями и воспитателями. Описывается работа с воспитателями детского сада в формате супервизионной группы, которая позволила обсуждать сложные случаи и творчески искать пути помощи детям.

Ключевые слова: детский сад, дети, воспитатели, психолог, система образования, общество, посредничество, контейнирование, психологическая культура


Елизавета Молостова. Особенности работы с детьми, имеющими опыт покинутости

В данной статье исследуется явления сиротства. Автор подмечает влияние теневой «энергии разлуки» на судьбу отдельно взятого ребенка и судьбу окружающих его взрослых – родителей, усыновителей, специалистов, психологов, аналитиков.

Ключевые слова: Тень, судьба сироты, возврат усыновленных детей, эмоциональный голод, работа психолога, всемогущество и бессилие, ненависть, любовь, чувства специалистов, символическое поле, аналитическая работа, энергия, прерывание работы, потенциал

Комментарии запрещены.