№3 / 2019, Мифы и дух времени | [в продаже]

В докладах юнгианских конференций 2017-2019 годов — все разнообразие юнгианских событий, тем и подходов через призму вечной аналитической темы, мифов и их влияния на нашу жизнь. Здесь Древняя Греция, Шумер, каббала соседствуют с наследием Пушкина, Шекспира, жанром фэнтези и детской дворовой культурой.

От редакции

От редакции

В номере

Все статьи этого выпуска — доклады конференций, благодаря чему мы видим разнообразие событий нашего юнгианского мира, актуальных тем и способов думать о них. Содержательную основу и тему номера составили лекции четвертой Израильской школы по аналитической психологии для русскоговорящих кандидатов IAAP(Яд-Ашмона, март 2017), но помимо этого мы публикуем доклады с XX Международной конференции МААП (Москва, октябрь, 2018), Первой международной конференции IAAP по детскому анализу (Москва, апрель, 2019), XX конференции Уральской ассоциации аналитической психологии (Екатеринбург, май, 2019), первой совместной конференции журнала «Юнгианский анализ» и МААП (Ершово, июнь, 2019) и конференции ВЕИП по аналитической психологии (Санкт-Петербург, март, 2016).

Объединяющая все эти материалы тема — вечная для аналитической психологии – мифы и их влияние на нашу жизнь. Умение читать и толковать миф в контексте психического развития — исключительное достоинство аналитических психологов, которым в полной мере обладают авторы журнала. Нас ожидают Древнегреческие мифы и встречи с Орфеем, Дионисом и Минотавром, шумерский миф о Гильгамеше, мудрая и таинственная каббала, Пушкин, Шекспир, фэнтези и детская дворовая культура.

Мифология поможет нам рассмотреть, пожалуй, самый острый вопрос внутренней реальности – трудность принятия человеческих ограничений, старения и смерти. Нашими спутниками здесь станут герои статьей Иешуа Зива, Ави Баумана и Баруха Каханы: ищущий бессмертия Гильгамеш, спускающийся в смерть Орфей и Всевышний, созидающий для человека место во Вселенной.

С этими темами глубоко связана и другая линия – инфляция Эго, логики и научного знания в контексте отношений с личным и коллективным бессознательным. Бернард Сарториус размышляет о власти интеллекта и Минотавре как продукте искаженной контролем эго-установки. Иегуда Абрамович исследует силу Диониса и предостерегает от игнорирования его власти. Ави Бауманн подчеркивает аполлонические установки Орфея, препятствующие естественному ходу его горевания по Эвридике. Лев Хегай связывает архетип Мага (образ Просперо) с проживанием травмы и исследует возможности исцеления.

И еще одна линия размышлений – как Отец и отцовское в разных своих формах помогает нам пережить архетипический опыт и обучает принятию своего человеческого места в мире. Об исключительной роли отца в индивидуации царя Салтана и современных мальчиков – в статье Марии Прилуцкой и Татьяны Первушиной. Роман Кононов показывает, как нуминозное становится приемлемым благодаря детским ритуалам, а Нина Хребтова описывает современный эпос как воспитателя поколения. И опять уместно вспомнить истории про отношения человека и Бога Иешуа Зива и Баруха Каханы.

Все эти сплетенные темы – как лабиринт, в котором не нужно торопиться и искать ближайший выход, а важно научиться пребывать, двигаться и исследовать коридоры, неожиданные повороты и тупики. И тогда вместе с Джорджем Трикарико можно надеяться на встречу с Возможным, что мы желаем всем нашим читателям.

Елена Пуртова, Мария Лосева


Купить этот номер >>>


В номере

В номере

/

Д Р Е В Н И Е М И Ф Ы — С О В Р Е М Е Н Н А Я Д У Ш А

ИЕШУА ЗИВ. Путь героя к принятию собственных ограничений

АВИ БАУМАНН. Миф об Орфее, поэте и музыканте. Спуск в подземное царство и возможность трансформации

БАРУХ КАХАНА. Каббалистический цимцун

ИЕГУДА АБРАМОВИЧ. Дионис – бог, о котором мы забыли

М И Ф Л А Б И Р И Н Т А — Л А Б И Р И Н Т М И Ф А

БЕРНАРД САРТОРИУС. Минотавр и микросхема

ДЖОРДЖИО ТРИКАРИКО. Лабиринт как символ Возможности

НИНА ХРЕБТОВА. В саду расходящихся тропок. Ресурсы и испытания современного эпоса

РОМАН КОНОНОВ. Прикладная антропология: размышления о ритуале, группах и индивидуации

М И Ф И К О М П Л Е К С

ЛЕВ ХЕГАЙ. Комплекс Просперо. «Буря» Шекспира и психоанализ магии

ТАТЬЯНА ПЕРВУШИНА, МАРИЯ ПРИЛУЦКАЯ. Символическая трансформация отношений сын-отец: исследование сказки



Аннотации

Аннотации

Аннотации

ИЕШУА ЗИВ. Путь Героя к принятию собственных ограничений

Иешуа Зив, используя известный эпизод шумерского мифа о Гильгамеше, показывает путь Героя к разрешению наиболее существенной драмы в человеческой душе – принятие вечности и бессмертия изнутри собственной ограниченности смертью. Анализируя путь мифологического Героя, автор показывает, как собирается внутренний образ бесконечности, дающий силы и смыслы бессмысленному, наполненному страданиями соперничеству с богами и вечностью; как проходит процесс соединения внутреннего и внешнего, конфликтного и необходимого единения вечности и бессмертия у Гильгамеша, который приходит к пониманию парадокса: приняв ограничения, мы обретаем возможности.

Ключевые слова: мифы, архетипы, душа, Герой, расщепление, травма, Раненый целитель, творчество, переходное пространство, Анима, Эрос, Танатос, Пуэр, индивидуация

АВИ БАУМАНН. Миф об Орфее, поэте и музыканте. Спуск в подземное царство и возможность трансформации

В переводе с греческого «Орфей» – это тот, кто с двух сторон реки: как ива, дерево, которое опускает ветви к воде, образуя мостик. В ситуациях травмы, потери, кризиса возникает встреча с этим архетипическим образом. Ави Бауманн, исследуя миф об Орфее, показывает, как происходит погружение в травму, которая несет страдания, но одновременно предлагает возможности соединения с исцеляющими ресурсами. Автор утверждает, что для спуска в подземное царство всегда имеется причина, и мы, проводники, в каком-то смысле сами являемся подземным царством.

Ключевые слова: Орфей, архетипы, травма, муза, менада, аполлоническое и дионисийское, расщепление, телесная осознанность, эмоциональная осознанность, трансформация, бессознательное, Самость

БАРУХ КАХАНА.  Каббалистический цимцум. Диалог как пространство терапии

Барух Кахана знакомит с концепцией каббалистического цимцума, который вводится в целях разрешения противоречия порожденного тем, что вначале был Бог, который заполнял все бесконечное пространство и вне и внутри которого ничего не могло быть. Цимцум как бы освобождает место для последующего творения, создавая пространство без Бога. Автор показывает на примере случаев из практики, как каббалистическая точка зрения на диалог при помощи самосокращения во многих случаях дает такой спектр видения, который невозможно получить под другим углом зрения.   

Ключевые слова: сокращение, грандиозность, инфляция, божественное, цимцум, миф, Талмуд

ИЕГУДА АБРАМОВИЧ. Дионис – бог, о котором забыли

В статье рассматривается миф о Дионисе с точки зрения архетипа.  Иегуда Абрамович представляет разнообразные и неоднозначные архетипические образы и переживания, связанные с самым вытесняемым богом душевного пантеона, связанным с телесностью, с титаническими проявлениями (коварство, предательство, разрушения) и прочими теневыми аспектами души. Предлагая  несколько встреч с Дионисом, автор показывает, каким образом принятие дионисийской части, появляющейся под влиянием архетипа, позволяет справиться с земной реальностью, а отрицание ее подвергает разрушительному божественному гневу.

Ключевые слова: архетип, дионисийское переживание, отрицание, инстинкт, ребенок-бог, гомосексуальность, трансцендентное переживание, безумие, сексуальность

БЕРНАРД САРТОРИУС. Минотавр и микросхема

В современной реальности взаимоналожение и расширение потребностей, с одной стороны, и резкое увеличение числа технических средств и инструментов, с другой, усилили негативное влияние деятельности человека на природу и привели к ситуации экологического кризиса и кризиса в сознании  современного человека. Бернард Сарториус предлагает рассмотреть эволюцию человеческого сознания, развитие которого оказалось в данный момент оторванным от реальности, на примере символического мотива лабиринта и Минотавра.  В современной литературе этот образ был переосмыслен швейцарским писателем и драматургом Фридрихом Дюрренматтом. Он проявил актуальность мифа о Минотавре для сегодняшней цивилизации информационных технологий и экологических проблем, когда человек предпочитает не проживать, а управлять.

Ключевые слова: лабиринт, Минотавр, инь, ян, дигитализация, цифровизация, виртуальная реальность, Анима, Дух, Эго

ДЖОРДЖИО ТРИКАРИКО. Лабиринт как символ Возможности

Автор статьи концентрирует свое внимание не на известном мифе о Минотавре, а на образе самого лабиринта – что такое для психики его меандры (изгибы, извилины), коридоры, тьма, входы-выходы? Кто его создал – природа или мастер Дедал, и кто там обитает? Прослеживая историю лабиринта в архаических культурах, Трикарико обнаруживает связь лабиринта с древним танцем, который отражает ритуал путешествия в царство мертвых и возвращения оттуда. С точки зрения психики, главное в лабиринте – знание, что из него есть выход, то есть всегда присутствует Возможность. «Даже если мы потерялись, мы не обязательно потеряны» – резюмирует автор.

Ключевые слова: лабиринт, меандры, архетип трансформации, ритуал, танец

НИНА ХРЕБТОВА. В саду расходящихся тропок. Ресурсы и испытания современного эпоса

Автор, создатель и ведущая литературного клуба Пермской ассоциации аналитической психологии, говорит о способности мифологической реальности, заключенной в легендах, сказках, преданиях, контейнировать и структурировать собственные и клиентские бессознательные содержания. При этом автор обращается в большей степени к современному мифотворчеству, к авторской фантастической и сказочной литературе, обращенной к вечным сюжетам. Приводя слова Нила Геймана о «перегнивании мифов в компост» новой литературы, она подчеркивает, что основные архетипические истории рассказываются вечно и всегда служат опорой наших переживаний и нашей работы. По мнению автора, новые мифы, основанные на вечных сюжетах, «символически заполняют те слепые пятна, которые образуются в сознании в процессе изгнания запретных тем, невыносимых переживаний и неудобных вопросов».

Ключевые слова: текст, миф, сказка, символ, смысл, мифотворчество, образы, фантазии, контейнирование, трансцендентная функция, Н. Гейман.

РОМАН КОНОНОВ. Прикладная антропология: размышления о ритуале, группах и индивидуации

В своей статье Роман Кононов, руководитель Уральской ассоциации аналитической психологии и психоанализа, подробно исследует, как группа очеловечивает нуминозный опыт, недоступный отдельному индивидууму. Чтобы обеспечить доступность к этому архетипическому содержанию отдельной человеческой личности, группа создает ритуал. Принимая участие в коллективной ритуальной практике в составе группы, человек способен встретиться с нуминозным, не утрачивая непрерывности сознания. Автор подробно и обстоятельно, опираясь на живые примеры, рассказывает, как это происходит.

Ключевые слова: ритуал, ритуальная практика, группа, нуминозное, архетипические содержания, проекция, Эго, Самость, идентичность, инициация.

ЛЕВ ХЕГАЙ. Комплекс Просперо. «Буря» Шекспира и психоанализ магии

Статья открывается живым рассказом о пути мага и об архетипе Мага, о его значении для становления личности, о человеческом желании сверхсилы при ощущении своего бессилия перед неконтролируемыми процессами жизни. Этот аспект психики не всегда хорошо различим, но его активирует развлекательная индустрия, спекулируя на фантазиях о всемогуществе и желании воздействовать на действительность силой мысли, характерном для инфантильной позиции. Во второй части статьи автор подробно исследует архетип Мага в последней пьесе Шекспира «Буря», интересно рассуждает о возможных источниках пьесы и авторстве ее. В сюжете пьесы он обнаруживает разные четырехчастные структуры, в том числе – характерную для травмы расщепления (согласно теории травмы Дональда Калшеда), и в алхимических терминах описывает процесс исцеления – обновление психики.

Ключевые слова: магия, мистика, нуминозное, целитель, шаман, архетип Мага, Самость, адепт, алхимия, Меркурий, Самость, Эго, травма, Калшед, смыслы, Шекспир, Ф. Бекон, розенкрейцеры.

ТАТЬЯНА ПЕРВУШИНА, МАРИЯ ПРИЛУЦКАЯ. Символическая трансформация отношений сын-отец: исследование сказки

Клиентские истории об отцах и сыновьях авторы статьи рассмотрели сквозь призму «Сказки о царе Салтане». История отказа царя от сына, их символическая встреча и чудесное воссоединение родительской пары представляется с точки зрения разворачивания отцовского комплекса и сыновнего комплекса, прохождения сыном инициации в своем поиске отца, застрявшего в симбиозе с материнским миром.    Вторая часть статьи – клинический случай, удивительно подробно повторяющий сюжет сказки Пушкина.

Ключевые слова: архетип Отца, трансформация, Анима, инициация, индивидуация, материнский комплекс, родительский комплекс, сыновний комплекс, материнский комплекс, материнский мир, сепарация, Пушкин.


Купить этот номер >>>


Комментарии запрещены.