Алтарь

Английское слово «алтарь» означает приподнятую над землей конструкцию, на которой приносились жертвоприношения божеству, и восходит к латинскому alter, которое в свою очередь, вероятно, связано с altus – «высокий». Похожим образом соответствующее греческое слово, означающее алтарь, описывает приподнятую над землей платформу.

Форма алтаря могла широко варьироваться и становилась выражением того, как понималась в религии приносимая жертва. Например, высокие алтари часто возносили приношения небесным богам, в то время как жертвенную яму могли выкопать для подношения богам подземного мира. Минойский столик для возлияний лишь немного поднимался над землей и мог быть предназначен для служения земной богине. 

Ранние христианские алтари в частных домах походили на обычные домашние деревянные столы, использовавшиеся для обыденных бытовых целей. Если каменный алтарь мог вызывать впечатления жертвоприношения во время мессы, то многие церковные алтари – это просто столы с ритуальными элементами, которые нужно освятить и разделить с людьми.  

Для многих зажженные свечи и горящие благовония заменили жертвенный огонь. Домашние алтари – места почитания предков или размещения священных предметов, в них дух умерших сохраняется и через них его вызывают. Личные алтари воплощают индивидуальное «сакральное пространство» и преданность. 

Алтарь, не важно прост он или роскошен, передает нуминозное – которое ищут, которого страшатся или которое заклинают. В алтаре заключена интимность и дистанцированность, единение и отделённость. Возможно, «алтарь» именно таков для многих из нас, или это просто освященное место, где жизнь встречает Бытие. 

Агнец как символ возвышенной невинности и самопожертвования Иисуса. Поклонение Агнцу. Деталь Гентского алтаря. Ян ван Эйк, 1432, Бельгия. 
TOP – 5Fa.178 – The lamb as the exalted innocence and self-sacrifice of Jesus. Adoration of the Lamb, detail from the Ghent Altarpiece, by Jan Van Eyck, oil on panel, 1432, Belgium.

Баджи (алтарная комната в храме вуду) Манбо (жрица) Мари Гуерда Симпличе, Гаити, ХХ в.
BOTTOM LEFT – 8Bt.091 – Badji (altar room), Manbo (priestess) Marie Guerda Simplice, Jacmel, Haiti, 20th Century

Минойский столик для возлияний, камень, Греция, ок. 1700 до н.э. 
BOTTOM RIGHT – 3Cd.053 – Minoan Libation Table, Stone, Greece, Circa 1,700 BCE.

****

The English word altar refers to a raised structure on which sacrifices are offered to a deity, and it derives from the Latin alter which may be related to altus (‘high’). In a similar fashion, the corresponding Greek term for altar refers to a raised platform.

The specific form of an altar may vary greatly and may reflect the religious interpretation of the sacrifice at hand. For example, high altars often elevate offerings for the consumption of the sky gods; whereas a sacrificial pit may be designed to receive the offerings to the deities of the underworld. The Minoan libation table is raised slightly above the ground and may have been intended to serve an earth goddess.

The earliest Christian altars, in private houses, were likely wooden tables ordinarily used for domestic purposes. While the stone altar can evoke the ‘sacrifice’ of the mass, many church altars are simple tables on which are set the sacramental elements to be consecrated and shared.

For many, lighted candles and burning incense have replaced the sacrificial fire. Home altars honor ancestors or exhibit sacred objects in which the spirits of the dead are contained and invoked.  Personal altars are embodiments of individual “sacred space” and dedication. 

An altar, no matter how plain or elaborate, conveys the numinous—sought, feared or implored.  There is intimacy and distance at the altar, union and separateness. Perhaps ‘altar’ is like that for most of us, or simply a sanctified place where being meets Being.

Images from the ARAS Archive

Комментарии запрещены.