Близнецы

Близнецы появляются в различных культурах и многих мифологиях. Часто это божественные близнецы – творцы или герои – и их качества, совмещаясь, дополняют друг друга до целого. Дополняющая природа божественных близнецов и та форма, в которой они взаимодействуют, могут явить скрытую структуру реальности. Мистическое появление близнецов означает, что затрагиваются такие философские темы, как дуализм, полярность и дихотомия. Заметные примеры божественных близнецов можно найти в мифах североамериканских ирокезов, африканских догонов, в древнем зороастризме, который существует и поныне на Ближнем Востоке и в Индии.

Очень часто мы обнаруживаем идею человеческих близнецов в связи с представлением о человеческой душе. Для представителей племени йоруба душа наделена способностью к постоянному перерождению, а души близнецов имеют особую связь, так что они должны разделять одну судьбу, даже если один из близнецов больше не существует. 

Центральным местом всех этих традиций является внутренний опыт дуальной идентичности, т.е. интуитивное чувство, что сознаваемое эго делит свою идентичность с трансцендентной Самостью. Трансцендентная Самость (или центр личности в бессознательном) проявляется себя посредством многих символов: личных и безличных. Близнец как символ представляет собой чувство идентичности, которую эго разделяет с Самостью, и судьбы, которая связывает их вместе. «Когда достигнута вершина жизни, когда почка распускается, и из меньшего появляется большее, тогда, как сказал Ницше, «один становится двумя», и подобно откровению в меньшей личности является бОльшая фигура, которая всегда была, но оставалась сокрытой» (Юнг, пар. 217).

Twins appear across cultures in numerous mythologies. Often, they are divine twins–either creators or heroes—whose combined qualities complete each other to make a whole. The complementary nature of the divine twins and the form of their interaction may reveal the hidden structure of reality. The philosophical problems signified by such terms as dualism, polarity, and dichotomy are at times addressed by the mythical appearance of twins. Important examples of divine twins can be found in the myths of the Iroquois of North America, the Dogon of Africa, and the ancient religion of Zoroastrianism, which survives today in the Near East and in India.

Very often we find the idea of human twinship in conjunction with a belief in the human soul. For the Yoruba, the soul is capable of continual rebirth, and the souls of twins appear to be specially linked so that they must share the same destiny–even after one of them has ceased to exist on earth. 

Central to all these traditions is the inner experience of a dual identity, that is, the intuition that the conscious ego shares its identity and destiny with a transcendent Self. The transcendent Self, or unconscious center of personality, is revealed through numerous symbols: personal and impersonal. The twin as a symbol reveals the feeling of shared identity and destiny that bind the Self and the ego. “When a summit of life is reached, when the bud unfolds and from the lesser the greater emerges, then, as Nietzsche says, ‘One becomes Two,’ and the greater figure, which one always was but which remained invisible, appears to the lesser personality with the force of a revelation.” (Jung, par. 217).

Images from the ARAS Archive:

She-wolf, Etruscan, the end of the 6th–early 5th century B.C.E.; twins, by Antonio Pollaiolo, Renaissance.
Волчица. Этруски, конец VI – начало V вв. до н.э. Близнецы, Антонио Поллайоло, Возрождение.

Twin heroes standing on a rainbow.  Navajo, 1942.
Герои близнецы, стоящие на радуге. Навахо, 1942 г.

Among the Yoruba, twins–whether living or dead–have the power to bring good fortune to those who honor them and harm to those who neglect them. Twin Figure with a Beaded Jacket.  Sculpture, wood and beads. Africa, Nineteenth or twentieth century CE.
В племени йоруба близнецы – лежащие или мертвые – обладают силой приносить удачу тем, кто почитает их, и вред тем, кто ими пренебрегает. Фигура близнецов и расшитое одеяние, Африка, XIX или XX вв.

Double idol. Found in a royal grave at Alaca-Huyuk. Early Bronze Period. Ca. 2300-2100 B.C.
Двойной идол. Найден в королевском захоронении в Аладжа Хююк (город эпохи неолита на территории современной Турции). 2300 – 2100 до н.э.

Комментарии запрещены.