Кожа

Наша кожа – это самый большой физиологический орган, ее вес от шести до десяти фунтов (примерно 2,7 – 4,5 кг), и она полностью покрывает тело. Это не просто жесткая, гибкая, водонепроницаемая, самовосстанавливающаяся обертка, – кожа живет и взаимодействует с окружающей средой, удивительным образом поддерживает постоянную температуру внутри нас, защищая от болезней и внешних физических повреждений. Мы часто ссылаемся на такие символические качества кожи как непроницаемость или проницаемость: один человек тонкокожий, а другой толстокожий; что-то в жизни может раздражать и зудеть «под кожей»; человек может совершить важный или компрометирующий поступок, чтобы «спасти свою шкуру». Психологически, это хорошее описание Персоны, той части психики, которая первая встречается с миром и которую иногда называют социальной маской. Оставаясь внешней оболочкой, «тонкой как кожа», она все равно должна быть достаточно жесткой и достаточно гибкой, чтобы взаимодействовать с тем, что нас окружает: Персона защищает нас от неожиданных или опасных социальных реакций, но она должна выражать что-то и о том, кто мы есть внутри, чтобы поддерживать надлежащую психологическую «температуру» или правильную связь с либидо.

Кожа – это полотно, на котором символически изображаются уточнения социального положения и личной идентичности. Отметины могут быть временными, как бодиарт или макияж, или иметь более длительный характер, как скарификация (нанесение шрамов различной природы) и татуировка. Какой бы ни была техника, постоянные трансформации кожи чрезвычайно болезненны, что указывает на большую важность этой практики в обрядах посвящения. Татуировка и скарификация являются проверкой на выносливость и, если все прошло успешно, становятся постоянным свидетельством, что человек это выдержал. Боль символизирует «смерть» старого статуса, уступающего место «новому существу» — взрослому, воину. И этот новый статус так же несмываем, как и сами отметины.

Наше отношение к коже отбрасывает огромную тень. Шкуры многих животных имеют изысканные узоры или покрыты шерстью ради выживания. Люди также жаждут этих шкур как признаков статуса или как объекты высокой моды. Кожа людей-жертв Холокоста, из которой делали абажуры, означала их окончательную дегуманизацию. Цвет кожи, который определяется только производимым человеком количеством меланина или пигмента, был основным источником этнических различий и расизма. Психические проекции вокруг светлой и темной кожи чрезвычайно сильно повлияли на наше восприятие других и самих себя. То, что «всего лишь тонкое как кожа», в действительности совсем не такое уж поверхностное, но имеет глубокую и многослойную природу.

Образы из Архива ARAS:

ВВЕРХУ СЛЕВА – Татуированная пара. 20 век, Япония

ВНИЗУ СЛЕВА – Скарифицированная спина женщины, 20-й век, Африка

СПРАВА – Кожа – наш живой покров плоти. De Cette Femme («От этой женщины»), Ив Треморин, серебряная печать, 1985-86, Франция.

Комментарии запрещены.