№4 2022 Метафоры психического

От редакторов

Содержание статей, собранных в этом номере, задает такую метапозицию, с которой мы видим юнгианскую теорию как часть планетарного сознания, а психику человека – как системную единицу природного мира. Такой способ видеть мир можно сопоставить с экопсихологическим сознанием, поэтому вместо привычных нам понятий авторы говорят о фракталах, самоорганизующихся системах, эмерджентности и прочих механизмах существования Вселенной, репрезентацией которых являются архетипы человеческого бессознательного.

Таким образом, мы оказываемся в мире символов и метафор, где «принцип и явление сливаются, не теряя природы каждого из них»1, аналогично описанным Ш. Бодлером «Совпадениям»:

Природа – дивный храм, где ряд живых колонн
О чем-то шепчет нам невнятными словами,
Лес темный символов знакомыми очами
На проходящего глядит со всех сторон
2.

Метафора – это иносказание, когда одно явление объясняется через другое путем обнаружения общих и отличительных признаков. Природа психики описывается терминами, которые понять достаточно сложно (мы как раз завершаем рубрику, посвященную этой интригующей теме). Например, Д. Чалмерс ищет нередуктивное объяснение сознания, и дает прекрасную метафору: «Существует объяснительная пропасть <…> между функциями и опытом, и нам нужен объяснительный мост, чтобы ее преодолеть». Вот так, по мостам метафор мы и будем двигаться по этому номеру.

Доклады С. Наказавы и Дж. Кембри с Международного конгресса IAAP, посвященного anima mundi, – впечатляющие примеры метафор ризомы как коллективного бессознательного и лемматических наук как самой возможности видеть мир целостным. Этот «лемматический взгляд» мы встречаем далее в работе Д. Свейн, которая пересматривает кундалини как трансцендентную функцию, обнаруживая в ней дионисийское начало в психике, включающее разум и тело, маскулинное и фемининное сознание.

Экопсихологическое сознание разворачивается в исследованиях культуры американских индейцев. Антрополог Э. Кон рассказывает о «лесном мышлении» – сосуществовании и коммуникации в единой экосистеме с природой, когда язык природы воспринимается не как иностранный, но как тоже родной, а Д. Мерритт показывает, как сезоны, ландшафты и даже погода становятся носителями трансцендентной функции – для тех, кто умеет быть в отношениях с ними.

Возвращаясь к образу метафор-мостов, можно сказать, что самые грандиозные мосты выстраивает Дж. Хогенсон. Он удерживает невидимые параллели природных, экономических, социологических и психических явлений, легко перемещаясь между юнговским жуком-скарабеем и теорией самоорганизующихся систем. Автор подтверждает юнговскую идею о том, что увеличение символической массы в архетипической области приводит к явлению синхронии, совпадению внутреннего и внешнего миров, что может кардинально изменить человеческую жизнь. В практически ориентированных статьях В. Захаровой и Н. Новиковой мы видим описание подобного символического потенциала, когда маленький терапевтический шаг может запустить масштабный внутренний процесс.

Как обычно, последний номер года завершается обзором важных событий в российском юнгианском сообществе, и нас ожидает возвращение к темам и образам летней конференции МААП – ЮА и размышление о новом проекте онлайн-конференций «Школа амплификации». Напомним читателям, что образ мостов станет темой следующей «Школы амплификации» в 2023 году. До встречи на мостах наших проектов!

Мария Лосева, Елена Пуртова

1 Синити Наказава. Лемматические науки о разуме: потенциал Сутры цветочной гирлянды.

2 Шарль Бодлер. Соответствия. Перевод К. Бальмонта.


Оглавление

Точка зрения

Джордж Хогенсон. Синхронистичность и «королевский дракон»

Валерия Захарова. Голографическая картина болезни

Экологическое сознание

Экологическое сознание в буддизме и юнгианской психологии

Синити Наказава. Лемматические науки о разуме: потенциал Сутры цветочной гирлянды

Джозеф Кембри. Комментарий к докладу Синити Наказавы

Джозеф Кембри. Экологическая метафора в юнгианской мысли: ризома и коллективное бессознательное

Синити Наказава. Комментарий к докладу Джозефа Кембри

Гаральд Атманспачер. Комментарий к докладам Синити Наказавы и Джозефа Кембри

Деннис Л. Мерритт. Сакральные ландшафты, сакральные времена года: юнгианская экопсихология

Дана Линн Свейн. Переосмысление кундалини: Исследование опыта кундалини с юнгианской и архетипической точек зрения

О природе психики

Эдуардо Кон. За пределами языка. Лесное мышление

Дэвид Дж. Чалмерс. Проблема сознания

Психотерапевтический практикум

Наталья Новикова. Феноменология цвета как проявление трансцендентной функции

Жизнь сообщества

Ирина Борисюк. Свобода и бремя индивидуации. Обзор XXVII Международной конференции МААП и журнала «Юнгианский анализ»

Елена Ревзина. Хоровод вокруг школы


Аннотации

Ирина Борисюк. Свобода и бремя индивидуации. Обзор XXVII Международной конференции МААП и журнала «Юнгианский анализ»

Обзор очередной ежегодной конференции МААП и журнала «Юнгианский анализ» в 2022 г. ‒ «Времена индивидуации» – автор начинает с размышлений об уникальной актуальности самой темы, учитывая судьбоносное значение 2022 г. для европейской истории. В таком контексте лейтмотив конференции – спасительное значение интроверсии для коллективной травмы – приобретает особое значение. Автор также подчеркивает тему, объединяющую многочисленные доклады и воркшопы ‒ уважение к внутренней психической жизни как основное условие любого индивидуационного запроса в анализе, которое также может быть масштабировано на психику коллективную.

Ключевые слова: индивидуация, жертвоприношение, Самость, архетипическое, травма

Валерия Захарова. Голографическая природа болезни

В статье исследуются представления о нематериальной природе психики, о гомеопатическом препарате как архетипической субстанции, об эпигенетических механизмах адаптации как «травматическом защитнике», о голограмме и ее роли в формировании болезненных симптомов, в том числе онкологии. По мысли автора, только в последние десятилетия болезнь исследуется не как исключительно соматический феномен, но с точки зрения ее психических аспектов. Автор описывает работу с этими аспектами с помощью архетипической теории патологии, созданной на основе интердисциплинарного взаимодействия физики, медицины и психологии.

Ключевые слова: архетип, квантовая физика, гомеопатия, эпигенетика, эпигеном, констелляция комплекса

Джозеф Кембри. Экологическая метафора в юнгианской мысли: ризома и коллективное бессознательное

Автор вслед за К. Г. Юнгом использует представление о ризоме, описывая сложную сеть бессознательных соединений, которые расширяют и поддерживают содержания индивидуальной психики. Психика же рассматривается как нелокальная сеть, невидимая на уровне поверхности сознания, но распространенная под поверхностью и объединенная в большую экологическую систему. Сети психики, по мысли автора, соединяют все человечество в культурном и природном мирах, а психика повторяет устройство Вселенной или является его отражением. Такой взгляд, который сегодня разделяют многие представители точных наук, является перспективным для будущего развития психологии и ее экспансии за пределы собственно личной психики.

Ключевые слова: ризома, коллективное бессознательное, экология, Трикстер, Большой взрыв

Эдуардо Кон. За пределами языка. Лесное сознание

Исследуя сложную экологическую систему взаимодействия амазонских индейцев руна с окружающей их лесной дикой природой, автор легитимизирует научное антропологическое измерение так называемого лесного мышления ‒ внеязыковой системы коммуникации человека с окружающим миром. В этой связи автор вводит представление универсального внерационального мышления, единого для всей Вселенной. Любой живой организм, по авторской идее, воспринимает свою жизнь через определенную систему знаков, обозначающих окружающие его объекты и события, то есть семиологически, что и является базисной формой мышления и характерно как для личной, так и для коллективной психики.

Ключевые слова: антропология, семиология, мышление, Самость, знак

Деннис Л. Мерритт. Сакральные ландшафты, сакральные времена года: юнгианская экопсихология

Статья посвящена экопсихологии области науки, занимающейся изучением неблагополучных отношений человека с окружающей средой и исследованием способов углубления этой связи. Карл Юнг, прототип экопсихолога, по авторской мысли, утверждал, что духовное измерение человеческой психики – самый важный ее аспект, и полагал, что человек, которому неведомы пути природы, так или иначе психически нестабилен. А потому в статье делается попытка использовать архетипический и символический взгляды Юнга в качестве целостной концепции проверки и понимания отношения современного человека к ландшафтам и временам года. Такой подход предлагается применять в практике анализа.

Ключевые слова: экопсихология, архетип, символ, интрапсихическое, сакральная местность

Синити Наказава. Лемматические науки о разуме: потенциал Сутры цветочной гирлянды

В статье проводится сопоставительный анализ основных принципов восточного и западного восприятия психического и приводится последовательное доказательство близости юнгианского анализа ключевым положениям буддийской философии, причем в качестве амплификации используются Сутры цветочной гирлянды ‒ главный памятник афоризмов классического буддизма. Автор проводит прямые параллели между лемматическими концепциями мысли (мысли, основанной на представлении о целостности явлений) и юнгианской синхронистичностью и возвращается к известному вопросу о значении и возможностях научно-религиозной и транскультурной синергии, которые несет предложенный К. Г. Юнгом способ познания мира.

Ключевые слова: синхронистичность, лемма, архетип, сутра, буддизм, символ

Наталья Новикова. Феноменология цвета как проявление трансцендентной функции

В статье делается попытка показать, как и почему конкретный проективный метод психотерапии – метод ассоциативно-проективных открыток (АПО) – может использоваться в качестве инструмента для введения в аналитическое пространство трансцендентной функции. К такому выводу автор приходит, исследуя феноменологию цвета и возможности физиологического воздействия цвета, приводящего к изменениям в психике и влияющего на структуру психики в юнгианском понимании. Привлекая амплификации из области художественной культуры, автор также исследует связь цвета с культурными комплексами, культурными кодами разных эпох и архетипическим, фактически утверждая ценность АПО именно для юнгианского анализа.

Ключевые слова: ассоциативно-проективная открытка, феноменология цвета, архетип, цветоведение, Персона, трансцендентная функция

Елена Ревзина. Хоровод вокруг школы

Статья представляет собой обобщение опыта двух школ амплификации МААП, формата, позволяющего каждому участнику представить полную амплификацию каждого доклада на пленарных и секционных рефлексивных группах. Автор задается вопросом об амплификации самих по себе школ и предлагает идею хоровода, затем переходя к образу «фриформ» ‒ техники вязания, предполагающей спонтанное соединение отдельных элементов будущего произведения. Автор также приходит к выводу о важности амплификационного формата как формата коммуникации, в котором может происходить не только рациональное, но и внерациональное постижение собственного психического опыта.

Ключевые слова: амплификация, архетип, миф, символ, рефлексия

Дана Линн Свейн. Переосмысление кундалини: исследование опыта кундалини с юнгианской и архетипической точек зрения

Цель статьи – изучить и передать суть пережитого опыта кундалини в современной западной культурной парадигме. Определение и систематизированная практика кундалини зародились в Индии, однако кундалини это феномен, который переживается межкультурно. Автор ставит перед собой задачу выявить и подчеркнуть возможную синергетическую, взаимовыгодную динамику между психологическими традициями – юнгианской и архетипической глубинной психологии и опытом кундалини. Статья снабжена виньетками из опыта автора, практикующего и терапию, и кундалини, и аналитической рефлексией этого опыта.

Ключевые слова: кундалини, архетип, Самость, символ, миф, травма

Джордж Хогенсон. Синхроничность и «королевский дракон»

Статья обобщает опыт масштабного авторского исследования интердисциплинарного значения юнговского понятия синхронистичности с привлечением корпуса знаний экономики, статистики, математики, физики. Автор проводит параллель между экономическим термином «королевский дракон», описывающим феномен динамической системы, в которой новое качество появляется благодаря одновременному взаимодействию всех свойств системы, и психологией, приходя к выводу о том, что синхронистичность работает так же, как «дракон», рождая принципиальный для психического изменения новый символ.

Ключевые слова: синхронистичность, «королевский дракон», символическое, архетипическое, психосимволизм

Дэвид Дж. Чалмерс. Проблема сознания

Автор ‒ создатель концепции проблемы «трудного сознания» как проблемы соотношения врожденных и приобретенных содержаний сознания ‒ размышляет над спецификой принципиального дуализма в сознании или принципа взаимодействия опыта, лежащего в основе сознания, и информации, синтез и анализ которого сознание постоянно осуществляет. Совмещая знания современной физики, философии и психологии, автор, с одной стороны, размышляет о каузальности мира, а с другой ‒ о внутренних физических свойствах мироздания, остающихся за пределами сознательного, приходя к выводу о том, что внимание психологии к иррациональности сознания может сыграть ключевую роль в исследовании новых свойств Вселенной.

Ключевые слова: каузальность, феноменальность, физическое свойство, информация, опыт, сознание

Комментарии запрещены.