№3 2023 Эмиграция

Вступление

Принесла залетная молва
Милые, ненужные слова:
Летний сад, Фонтанка и Нева.

Вы, слова заморские, куда?
Здесь шумят чужие города
И чужая плещется вода.

Вас не взять, не спрятать, не прогнать.
Надо жить, не надо вспоминать,
Чтобы больно не было опять.

Не идти ведь по снегу к реке,
Пряча щеки в пензенском платке,
Рукавица в маминой руке.

Это было, было и прошло.
Что прошло – то вьюгой замело,
Оттого так пусто и светло.

Раиса Блох, 1932 г.

Эмигранты, иммигранты, репатрианты, релоканты, переселенцы, возвращенцы и невозвращенцы, перемещенные лица, гастарбайтеры… А ты кто будешь такой? Миграция – удел практически всех. Не так много людей, родившихся и состарившихся в одном и том же городе, районе, доме, квартире. «Я выселен с Арбата, // Арбатский эмигрант, // В Безбожном переулке // Хиреет мой талант. // Я выдворен, затерян // Среди чужих судеб, // И горек мне мой сладкий, // Мой эмигрантский хлеб» – Булат Окуджава удивительно точно передал чувства мигранта, потерявшего вместе с пространством идентичность и связь с потенциалом бессознательного.

Почему так происходит? Ренос Пападопулос рассказывает, что утрата дома создает брешь в психике, а наличие дома способствует удержанию противоположностей, противостоит расщеплению. Лишившись дома, человек лишается и внутреннего дома и тогда имеет дело с тем, куда он попал – между разрушенным домом и еще не появившимся новым домом, на территории между, на территории утрат и страданий. Психиатр и психолог Жозеба Ашотеги, создатель психологической службы помощи беженцам и мигрантам, исследует особенности современной миграции и предлагает назвать переживаемое ими страдание «синдромом Улисса».

В номере мы старались исследовать самые различные аспекты эмиграции: страдание и трансформацию, прошлое и настоящее, историческое и символическое, личный и терапевтический опыт.

Юлия Казакевич амплифицирует историю Лота и прослеживает связь с многочисленными мифологическими сюжетами, воплощающими различные части психики, сопоставимые с «брешью» Пападопулоса. Вивьен Тибадье изучает образы утраченной родины в психике потомков эмигрантов. В клинических виньетках она наблюдает всплывающую на поверхность память об изгнании, забирающую часть психической энергии.

Важно удерживать взгляд и на потере, и на продуктивной, творческой стороне взаимообмена с новой родиной. Так, Тереза Айелло рассказывает об эмиграции в Америку европейских психоаналитиков и их исключительном влиянии на развитие американской психиатрии и психоаналитической практики.

Трое коллег, переехавших во Францию и работающих с иммигрантами (К. Бине, Л. Кальдера, Э. Францини-Сориа) делятся собственным эмигрантским опытом и историями своих клиентов и размышляют о заново собранной идентичности – аналогично костюму Арлекина, сшитого из разных клочков. Анна Фонарева рассказывает о своей работе с эмигрантами текущей волны, а Кристоф Ле Мюэль описывает внутренний сновидческий процесс, позволивший ему справиться с переездом в другую страну.

Но почему же немалые группы людей делают выбор в пользу утраты дома? Сергей Моргачев исследует образ Гекаты, утверждая, что она еще и богиня выбора между светом и тьмой, которая символизирует одну из важнейших функций человеческой психики – быть между, делать выбор. Но на «быть между» не все подписывались, часто выбор делается не самим человеком, а обстоятельствами. Елена Пуртова рассматривает пять волн русской эмиграции как бессознательные слои коллективной психики, влияющие на каждого из нас: так живет внутри нас история страны, рода, семьи, и это влияет на выбор каждого – уехать или остаться, сделать свою эмиграцию буквальной или символической. А далее – оглядываться назад, как жена Лота, насильственно завоевывать через грех свое будущее, как их дочери, искупать свой грех, как сам Лот.

Мария Лосева, Елена Пуртова

Содержание

Точка зрения

Сергей Моргачев. Геката, богиня перекрестков

Елена Пуртова. Социальные катастрофы и утрата родины

Дом и потеря дома

Ренос К. Пападопулос. Беженцы, дом и травма

Жозеба Ашотеги. Непереносимое горе иммиграции: синдром Улисса

Личный опыт

Тереза Айелло. Психоаналитики в изгнании

Карлин Бине, Луис Кальдера, Элайна Францини-Сориа. Встреча с Другим: внутри себя, между собой и в мире вокруг себя. Арлекин и Персона.

Кристоф Ле Мюэль. Ожерелье чисел

Архетипы и мифологические образы эмиграции

Юлия Казакевич. Эмиграция и пути трансформации

Вивиан Тибадье. Если я забуду тебя, Иерусалим

Анна Фонарева. Эмиграция: В поисках утраченных опор.

Аннотации

Тереза Айелло. Психоаналитики в изгнании

Интервью трех пионеров американского психоанализа автор обработала более 15 лет назад в рамках диссертационного исследования, но, по авторской оценке, их актуальность для истории психологии не меняется. С одной стороны, в статье исследуется преемственность аналитических концепций на фоне сложных социально-политических реалий послевоенной Америки XX столетия, с другой, делается попытка осмысления динамики отношений психоаналитических и академических институтов, а также институтов государственных.

Ключевые слова: психоанализ, детский анализ, социальная работа, аналитический тренинг, клиницизм.

Жозеба Ашотеги. Непереносимое горе иммиграции (синдром Улисса)

В статье делается попытка системного обобщения психологического опыта разных современных эмиграционных потоков. На основе этого обобщения автор предлагает использовать разработанную им диагностическую категорию – синдром Улисса, описывающий комплекс симптомов, возникающих при миграционном горевании, и знаменующий переходное состояние на грани нормы и патологии. Специфику такого горевания автор связывает со стигматизацией образа современного эмигранта и целым спектром социальных барьеров, делающих фактически невозможной полноценную интеграцию эмигранта и обретение им новой идентичности.

Ключевые слова: синдром Улисса, миграционное горевание, работа горя, идентичность, интеграция, дезинтеграция.

Карлин Бине, Луис Кальдера, Элайна Францини-Сориа. Встреча с Другим: внутри себя, между собой и в мире вокруг себя. Арлекин и Персона.

Дискуссия трех юнгианских аналитиков, переживших опыт эмиграции и последующей интеграции в новую страну пребывания, строится вокруг сопоставления их личных историй и клиентских случаев, так или иначе связанных с эмиграцией. Естественное эмоциональное напряжение дискуссии и личная вовлеченность придают особую ценность аналитической рефлексии о тяжести эмигрантской травмы, о роли Трикстера и неизбежной работе с Тенью как о камертонах переживания процессов адаптации и интеграции. Смысл такого переживания в контексте дискуссии – в возможности обретения самостного контакта, возникающего благодаря эмиграции как необходимому путешествию души.

Ключевые слова: Трикстер, Другой, архетип, Самость, эмиграция, трансформация.

Юлия Казакевич. Трансформационные аспекты эмиграции

В статье проводятся аналогии между стремлением к переселению как одной из движущих сил истории человечества и переживанием кризиса середины жизни, связанным как с лиминальностью, так и с энергией Гермеса. Так выделяются три аспекта эмиграции как трансформационного процесса: потребность в индивидуации, теневой аспект, определяемый энергиями гнева и самодеструкции, и интеграция фемининного аспекта. Приводя в качестве амплификации мифологическую историю Лота, автор демонстрирует, как именно интрапсихическая фантазия о «земле обетованной» знаменует проживание образов трансформации, приводящее к образу новой интеграции психики. Эта интеграция, как подчеркивает автор, обеспечивается сублиминальностью процессов, происходящих за пределами патриархального принципа.

Ключевые слова: трансформация, лиминальность, фемининный аспект, теневой аспект, индивидуация.

Кристоф Ле Мюэль. Ожерелье чисел

Ожерелье чисел – символ из авторского сновидения незадолго до эмиграции. На основе своих сновидений в этот период автор, пользуясь юнгианским аналитическим инструментарием и апеллируя к архетипическим образам, показывает динамику отношений Эго и Самости и размышляет об эмиграции как о самостной работе. Анализ сновидений становится клинической иллюстрацией индивидуационных и трансформационных процессов, связанных с эмиграцией. Отдельное внимание обращается на работу Трикстера, который именно в переходных жизненных ситуациях может стать двигателем и катализатором сущностных изменений.

Ключевые слова: Эго, Самость, Трикстер, эмиграция, трансформация.

Сергей Моргачев. Геката, богиня перекрестков

Осмысление архетипического образа Гекаты как богини выборов, жизненных перекрестков вступает в резонанс с темой номера ‒ выбором нового жизненного пути – и продолжается через амплификации самого выбора богини, которая не принадлежит в психике ни к миру света, источнику созидающих жизненных сил, ни к миру тьмы, источнику аффектов. Геката при этом является, по авторскому выражению, «двигателем», приводящим в движение энергии одного или другого мира. Метафорически уподобляя образ Гекаты образу «внутриличностного бога», автор обсуждает возможность локализации внутрипсихического начала, которое и определяет выбор Гекаты, и обосновывает ограниченность возможности рационального постижения такого начала.

Ключевые слова: Геката, предначало, архетип, аффект, когнитивный тупик.

Ренос К. Пападопулос. Беженцы, дом и травма

Статья посвящена изучению специфических особенностей миграционного траура. Рассматриваются семь форм миграционного траура, которые влияют на психическое здоровье. Утверждается, что в современном мире для миллионов людей эмиграция представляет собой стресс такой интенсивности, что он превышает способность человека к адаптации. Многие эмигранты, несмотря на проживание в экстремальных ситуациях, страдают не от психических расстройств, а от переживания крайнего миграционного горя – синдрома иммигранта с хроническим и множественным стрессом, известного также как синдром Улисса.

Ключевые слова: миграционный траур, горевание, множественный стресс, адаптация, синдром Улисса.

Елена Пуртова. Социальные катастрофы и утрата родины

Размышляя об эмиграционных процессах на фоне исторического пути России, автор приходит к выводу, что эмиграция является неотъемлемой частью коллективной психики, а также что существует связь эмиграции, независимо от того, происходит ли она во внешней жизни или, напротив, отвергается, с работой по «восстановлению души» или, иными словами, с индивидуацией. Рефлексия о такой работе в статье ведет к аналитическому осмыслению ностальгии, целью которой мыслится восстановление утраченной гармонии человека и мира. Используя широкий спектр литературно-философских амплификаций, автор также показывает патологический характер, который принимает ностальгия, если доэмиграционное прошлое остается в психике в качестве инконтактного содержания. Напротив, ностальгия как процесс возврата к симбиотической матери позволяет удерживать прошлое и настоящее Эго-идентичности, и таким образом обретаются новые самостные смыслы.

Ключевые слова: ностальгия, эмиграция, интеграция, трансформация, Эго-идентичность.

Вивьен Тибадье. Если я забуду тебя, Иерусалим

На основе метафор, связанных с эмиграцией, автор размышляет о путях Самости. Отмечается необходимость символического проживания «комплекса изгнания», сохраняющегося в памяти поколений, отдельное внимание акцентируется на том, как невозможность символизации связана с «раненой Самостью». Именно «освобождение Самости», по авторской мысли, также освобождает архетипическую энергию, что в свою очередь может обеспечить трансформацию. Автор также размышляет о Самости как об организующем принципе, представляющем подлинные содержания психики, и о принципе, способном конвертировать эмиграцию и ее негативные трансгенерационные значения в позитивный и развивающий опыт психической целостности, переводя носителя этой психики с объектной в субъектную позицию.

Ключевые слова: комплекс изгнания, Самость, символическое, трансформация, эмиграция, индивидуация, Трикстер.

Анна Фонарева. Эмиграция: в поисках утраченных опор.

В статье содержатся размышления о текущей волне российской эмиграции, а также выводы о ее специфике, сделанные на основе анализа продукции бессознательного клиентов. Автор выделяет специфику пятой волны, сопоставляя ее с уникальными именно для новой эмиграции онлайн-возможностями сохранения привычных коммуникаций, интеграцией теневых аспектов и архетипом Великой матери. В статье анализируется связь эмиграции с неизбежной травмой и гореванием, а также предлагаются возможные опоры для сохранения относительной психической устойчивости: сохранение профессиональной идентичности, интеграция теневых ресурсов, талантов, а также повышение привычного уровня заботы о себе.

Ключевые слова: теневые ресурсы, Великая мать, профессиональная идентичность, позитивный полюс архетипа, ре констелляция.

Комментарии запрещены.