В этом номере мы начинаем обсуждать очень большую и важную тему профессиональной идентичности. Что значит быть юнгианским психологом, аналитиком? Достаточно ли разделять юнгианские идеи и принимать их как свою мировоззренческую позицию? Насколько необходимо подкреплять собственное ощущение своей юнгианской идентичности дипломами и сертификатами? Это вечные вопросы про внешнее и внутреннее, про всегда необходимое и неизбежное «и – и».
Внутреннее – это, конечно, определяющее, индивидуация, то, что разворачивается в очень личной сфере отношений с Самостью. Полагаем, что наши читатели будут соотносить представленные в журнале материалы именно с этим внутренним процессом. А мы попробуем рассмотреть внешнюю составляющую профессионального становления, существующие в настоящий момент структуры и формы юнгианского обучения.
Каждая национальная ассоциация или институт, имеющая право обучения, делает это в собственных традициях, придерживаясь своих критериев оценки готовности и продвижения кандидатов. Российская ассоциация аналитической психологии сейчас только создает свои собственные тренинговые стандарты, а существуют ли вообще единые стандарты обучения юнгианских аналитиков? Мы предлагаем поразмышлять об этом вместе с описанием исследования моделей обучения Международной ассоциации аналитической психологии.
Другой важный вопрос обучения – это вопрос отбора. Каким образом кто-то признается подходящим или не подходящим для обучения юнгианскому анализу? Своим видением делится с нами Джен Винер, – именно ей мы обязаны запуском трех международных обучающих программ в России и возникновением Российского общества.
И последнее: мы хотим показать, где и как могут учиться те, кто выбирает для себя юнгианство, какие есть возможности уже сейчас. Об этом – интервью наших коллег.
Елена Пуртова, Юлия Власова
Оглавление
Рубрика: Точка зрения
Подготовка аналитиков в Москве. Руководители обучающих программ – о своем подходе:
Лев Хегай. МААП. Инструкция к применению
Татьяна Ребеко: «Путь в юнгианство – не короткий путь, а длинный»
Мадина Слуцкая: «Мы стараемся понять мотивацию абитуриента»
Джен Винер. Оценивая прогресс у кандидатов
Рубрика: Теория и практика
Как становятся юнгианскими аналитиками
Денис Рамос. Сравнительное исследование учебных программ IAAP (части A и D).
Кристиан Гайар. Работа с группами развития IAAP
Конституция IAAP: Индивидуальное членство
Дебора Эггер. Алхимия обучения
Готфрид Хьюер. Призрачное действие на расстоянии
Рубрика: Интервью
Анализируем собственный опыт преподавания и обучения
Региональные программы МААП
Опыт международных программ
Рубрика: Аналитические исследования
Герт Зауэр. Юнг и русский символизм
Оксана Лаврова. Топография смысла
Рубрика: Переводы
Роберт А.Джонсон. Признание собственной Тени (заключение)
Рубрика: Интерпретации
Мария Лосева. Литературные сиблинги (продолжение)
№1(4), 2011 г., рубрика “Точка зрения”
Подготовка аналитиков в Москве
Руководители обучающих программ – о своем подходе
В этой работе анализируtтся опыт создания, структурирования и развития программ юнгианской подготовки в трех учебных центрах Москвы – Московской ассоциации аналитической подготовки (МААП), Государственном академическом университете гуманитарных наук (ГАУГН) и Институте практической психологии и психоанализа (ИППиП). Организаторы программ обсуждают вопросы отбора кандидатов и критерии выпускных работ, концептуального подхода к программе и предпочитаемых методов преподавания.
Джен Винер
Оценивая прогресс у кандидатов
Подход Юнга к методу и технике был меркуриански непостоянным, поэтому во всем, что касается оценки прогресса у студентов, его наследие использовать непросто. Бытует мнение, что те из нас, кто отслеживает кандидатов в процессе обучения, продолжают чрезмерно полагаться на субъективные оценки и интуицию. Какими бы ни были процедуры отбора и инструменты контроля над обучением, эмоциональная и финансовая вовлеченность кандидатов, а также склонность аналитических школ к закрытости от внешнего мира и наличие некоторой клановости в профессии не позволяют объективно подойти к оценке прогресса и готовности студентов к сертификации. Такой подход может оказаться в лучшем случае бессистемным, а в худшем – неадекватным.
Некоторые кандидаты имеют талант к аналитической работе, другие развивают в себе эти способности со временем, а остальные никогда не достигнут желаемого уровня. Пытаясь определить, что же такое аналитический талант, автор статьи описывает юнгианский подход к оценке прогресса, сосредотачиваясь на значимости и взаимосвязи личностных качеств и уровня подготовки.
№1(4), 2011 г., рубрика “Теория и практика”
Как становятся юнгианскими аналитиками
В работе описываются существующие в настоящий момент способы обучения и сертификации в Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP). Приводится фрагмент Конституции IAAP, в котором описывается индивидуальное членство, доклад Кристиана Гайяра о работе IAAP с группами развития, сделанный им на Киевской школе аналитической психологии в 2006 году, и сравнительное исследование тренинговых моделей IAAP, описанное Денис Рамос.
Готфрид Хьюер
Призрачное действие на расстоянии
Автор рассматривает феномен параллельного процесса как бессознательное влияние переноса и контрпереноса между аналитиком и пациентом на взаимоотношения в супервизии. В настоящей статье исторический обзор использования динамики переноса сменяет взгляд на изучение параллельных процессов в рамках научных парадигм зоопсихологии и квантовой физики. Автор приводит современное нейробиологическое объяснение загадки параллельного процесса. Статье придает особую ценность примеры проявления и использования параллельных процессов в супервизорской практике.
№1(4), 2011 г., рубрика “Интервью”
Анализируем собственный опыт преподавания и обучения
В двух интервью московских аналитиков проводится анализ опыта участия в международных программах юнгианской подготовки. Это супервизорская программа четырех юнгианских обществ Великобритании, которая проводилась в Санкт-Петербурге, Москве и сейчас продолжается в Краснодаре. О своей работе в такой программе размышляет Наталья Александрова. Другой путь, осваиваемый сейчас московскими аналитиками – это международная программа Цюрихского института Юнга. Об ее особенностях рассказывает Наталья Ретеюм.
Третье интервью проводится с группой тренеров региональных программ Московской ассоциации аналитической психологии – Еленой Блиновой, Натальей Павликовой и Константином Слепаком. Они анализируют свой опыт ведения юнгианских программ в регионах, их специфику, задачи и результаты.
№1(4), 2011 г., рубрика “Аналитические исследования”
Герт Зауэр
К.Г. Юнг и русский символизм
В настоящем эссе известный немецкий аналитик Г. Зауэр проводит глубокое подробное исследование сходства и взаимного влияния концепции символов русских символистов, прежде всего, В.И. Иванова, и работ К.Г. Юнга. Представляет интерес тот факт, что автор рассматривает динамику русского символизма и работ К.Г. Юнга в культурно-исторической и временной перспективах. В работе приведена интересная таблица, позволяющая увидеть развитие идей К.Г. Юнга в контексте его контакта с идеями русского символизма посредством встреч со значимыми личностями «времени символизма»: С. Шпильрейн, Э. Метнером. Автор объясняет существование близкого сходства концепций К.Г. Юнга и идей русского символизма способностью великого швейцарца отражать течение психической энергии, отражающей реальность того времени.
Оксана Лаврова
Топология смысла: онтологические структуры в категориях психологии
В статье рассматриваются онтологические структуры в смысловой организации базовых психологических категорий, таких как «психика», «сознание», «бессознательное» и «телесность». С позиций кватерной методологии К.Г. Юнга становится возможным выход в трехмерную пространственную конфигуративность их смысла. В основе пространственной организации рассматриваемых онтологических структур лежит идея К.Юнга о том, что психика представляет собой две пирамиды, направленные своими основаниями друг к другу (октаэдр). Развитие этой идеи обнаруживает не две, а шесть пирамид, имеющих три разных взаимно перпендикулярных основания. В таком пространстве, по мнению автора, онтология психического становится реальностью.
№1(4), 2011 г., рубрика “Переводы”
Роберт А. Джонсон
Признание собственной Тени
В заключительной части работы «Признание собственной Тени. Постижение темной стороны души» автор повествует о забытом символе мандорлы – миндалевидном сегменте, образующимся при наложении двух окружностей. Этот символ есть смысл интеграции теневых аспектов, гармоничном соединении противоположностей. Автор рассказывает о сакральном и целительном аспектах мандорлы, ее проявленности в человеческой жизни. Интересным представляется и исследование языка как мандорлы – связующего нечто между противоположностями. Также автор обращает внимание на мандорлу в контексте алхимического процесса.
№1(4), 2011 г., рубрика “Интерпретации”
Мария Лосева
Литературные сиблинги (продолжение)
В этом номере представлена третья часть работы «Литературные сиблинги», в которой с юнгианской точки зрения рассмотрены братья и сестры в классических произведениях русской литературы ХIХ века, начиная от «Евгения Онегина» и заканчивая «Братьями Карамазовыми». На примере всем известных со школы литературных героев анализируются бессознательные семейные сценарии и сиблинговые отношения, как если бы они были живыми клиентами аналитика. В этой части анализируются семьи, где представлены трое разнополых сиблингов – на примерах произведения Ф. Достоевского.