Овцы принадлежат древним пластам символизма, нисходящим ко временам неолитической революции, то есть периоду одомашнивания животных человеческими сообществами. Овцы давали пищу и одежду тем, кто их одомашнивал. Беззащитность и относительно высокая плодовитость (а, следовательно, доступность и используемость) овцы легко привели к тому, что в иудаизме, Древней Греции, Древнем Китае и других местах возникла и получила широкое распространение идея овцы как жертвенного животного.
Пастух, по-видимому, связан с двумя системами символов. С одной стороны, он герой – смертный, который должен сражаться со львами и волками, чтобы защитить то, что является зависимым и беззащитным. Он напоминает нам рыцаря, который убивает дракона, чтобы спасти попавшую в беду деву. Пастух также, как и царь, является вождем.
В христианстве стадо овец стало единой метафорой для церкви в целом. Овцы представляют собой актуальную зависимость, существующую в отношении создания к создателю. Признание этой зависимости является важным компонентом религиозного отношения. Есть, однако, темная сторона символа овцы. Овцы следуют за своим бараном столь бездумно, что устремятся за ним, даже если он упадет со скалы.
Образ Христа как божественного пастыря связывает христианскую эпоху с ее предшественниками – эллинизмом и орфизмом. В той традиции бог скорее поддерживает и утешает, чем жертвует; хотя пастух и готов пожертвовать собой ради своих овец, у него нет необходимости это делать, пока на них не нападут. Следовательно, такое приземленное качество Христа компенсирует его превосходящее духовное совершенство.
Баран почитался во многих культурах как символ созидательной энергии, плодородия и силы. В астрологии баран ассоциируется с созвездием Овна, первым знаком зодиака, который приносит энергию рождения, прорастания, появления новых форм и возможностей. (Смит-Рива, Лаура. www.archetypaldreamworks.com)
Образы из Архива ARAS: