Семя

    Любовь зажжется в крошечном зерне,
    И взгляд свой оторвать не в нашей власти
    Когда, трава родится на земле,
    Росток могучий согнутой спиной
    Земли комочки сдвинет над собой.
    (Роберт Фрост «Заложенное в семени», пер. В.Беляков)

 

Из многообразия созданий природы нет ни одного по форме и функциям более загадочного, чем семя. Как символ семя соприкасается с первозданным смыслом самой жизни – неосвоенными возможностями и новыми начинаниями, ростом, рождением, смертью и обновлением. Как и яйцо, семя является символом воскресения и плодородия, имеющим решающее значение для основных жизненных ритмов, таких как времена года и переход от одной фазы к другой.

Сеяние семян вызывает к жизни все формы продолжения рода. Примитивные ритуалы плодородия, когда пары совокуплялись в полях в первую брачную ночь или во время посевной, представляли собой симпатическую магию, дабы помочь хорошей почве прорасти, или, по другой версии таких обрядов, считалось, что воздержание сконцентрирует потенцию в посеянной земле.

В египетской мифологии разрубленный на части, но восстановленный бог Осирис оплодотворяет землю, которая затем приносит урожай. Таким образом, семя несет в себе также символику жертвоприношения с возможностью духовного обновления. В этом смысле семя символизирует сознание как высшую потенциальность материи. Союз противоположностей: сперматозоид/яйцеклетка, семя/земля, происходит только после того, как семя прошло через подземный мир, умерло для себя, напиталось и возродилось в новой комбинации.

Образы из Архива ARAS:

Гранатовое семя, Элизабет Миллекер, гуашь и суми-тушь, 2003, США.

СЛЕВА – Картина Пинты Пинты Тяпанангки, члена племени пинтупи в Западной Австралии, в ознаменование рост и сбор «Мунгилпы», злаковой травы. Выступающие черные точки представляют собой скопления семян. Ок. 1980.   СПРАВА – Сосуд с мотивом семян. Керамика. Перу, ок. 900-200 до н.э.

Комментарии запрещены.