Место проведения: Парк-отель “Ершово”
Приглашаем вас на конференцию журнала Юнгианский анализ, в которой мы возвращаемся к традициям МААП загородных (выездных) конференций.
Гостями конференции будут:
Симона Мацлиах-Ханох (Израиль) – автор книги «Сказки обратимой смерти. Депрессия как целительная сила».
Бернард Сарториус (Швейцария) – юнгианский аналитик, протестантский священник в прошлом, проходил личный анализ у Марии-Луизы фон Франц, специалист по интерпретациям мифов и сказок.
Мы также ожидаем выступления наших коллег, среди которых:
Юлия Казакевич – юнгианский аналитик, создатель проекта семинаров «Библейские сюжеты и индивидуация»,
Ольга Кондратова – юнгианский аналитик, создатель проекта «В лабиринте сказок»,
Лия Киневская – юнгианский аналитик, руководитель проекта «Работа с Тенью» в России,
Наталья Павликова – юнгианский аналитик, президент РОАП,
Елена Пуртова – юнгианский аналитик, главный редактор журнала «Юнгианский анализ».
Лев Хегай – юнгианский аналитик, руководитель МААП.
Программа:
Пятница, 14.06.2019
12.00 Открытие
12. 15 – 13.45. Симона Мацлиах-Ханох. Лекция 1: Сказки обратимой смерти. Депрессия как целительная сила.
Обед
15.00 – 17.00. Бернард Сарториус. Четверть тона в арабской музыке как символ трансцендентной функции (с музыкальными иллюстрациями).
Перерыв
17.15 – 18.00. Нина Хребтова. В саду расходящихся тропок. Ресурсы и испытания современного эпоса.
18.00 – 18.45. Юлия Казакевич. Камень, отвергнутый строителями : принцип синхронии в клинической практике.
Ужин
20.00 – 20.45. Рефлексивные группы.
21.00. Вечернее мероприятие. Наталья Иванова. Голосовые практики.
Суббота, 15.06.2019
9.00 – 9.45 Матрица сновидений. Ведут Юлия Казакевич и Елена Васильева.
10.00 – 11.30. Симона Мацлиах-Ханох. Лекция 2: Сказки обратимой смерти. Путь героини/героя и матриархальная аптека.
Перерыв
11.45 – 12.30. Видеодоклад. Инна Кирилюк. Анорексия – отыгрывание на телесном уровне: тело, психика, ритуал.
12.30 – 13.15. Видеодоклад. Оксана Лаврова. Сеть Индры для трансцендентной функции.
Обед
14.30 – 15.15. Елена Пуртова. Идиоты в искусстве и внутренней реальности.
15.15 – 16.00. Ольга Кондратова. Неравный алхимический брак.
16.00 – 16.45. Наталья Павликова. Брошенные дети: Маугли и Питер Пен.
Перерыв
17.00 – 18.30. Воркшопы.
Ужин
20.00 – 20.45. Рефлексивные группы.
21.00. Вечернее мероприятие. Мистерия Литературного клуба по «Фаусту» Гете.
Воскресенье, 16.06.2019
9.00 – 9.45. Матрица сновидений. Ведут Юлия Казакевич и Елена Васильева.
10.00 – 10.45. Лев Хегай. Комплекс Просперо. “Буря” Шекспира и психоанализ магии.
10.45 – 11.30. Видеодоклад. Елена Поздеева. Правда и ложь, эротическое и деструктивное. Примиряющие символы трансцендентной функции.
11.30 – 11.45. Презентация книги Е.А. Слесаревой, В.К. Калиненко «Звериное молоко: инициация при трансгенерационной травме». (Юнгианское исследование народных сказок)». М.: Академический проект, 2019.
Перерыв
12.00 – 13.30. Воркшопы.
Обед
15.00 – 15.45. Рефлексивные группы.
16.00 – 16.20. Закрытие.
Воркшопы субботы, 15 июня, 17.00 – 18.30
1. Иннокентий Арсеев. Кельтский Оракул: трансцендентное в Обыденном.
2. Елена Донская. «Разговор с душой» – символический код доступа к бессознательному.
3. Светлана Дубровина. Когда тело говорит: от буквального к символическому переживанию.
4. Наталья Новикова. Ассоциативно проективные открытки «Эмоциональный колорит» как инструмент для активизации трансцендентной функции в работе аналитического психолога.
5. Екатерина Плетнер. Трансцендентные одежды. Ткань – границы и возможности.
6. Георгий Сафронов. Герметизм и трансцендентная функция балинтовской супервизорской группы.
7. Ольга Степанова. Танец Души: скольжение по оси Эго – Самость.
Воркшопы воскресения, 16 июня, 11.45 – 13.15
1. Доклады: Роман Кононов. Эпистолярная метафора в психологической практике.
Мария Стамарская. Трансцендентная функция в индивидуации мужчины глазами женщины-аналитика.
2. Елена Васильева. Работа с архетипическими образами удачи и неудачи.
3. Лия Киневская. Принцип энантиодромии в работе с комплексами.
4. Анна Панкова, Анна Синицына. Обрыв терапии. Утрата возможностей и возможности утрат.
5. Анна Короткова, Инна Береза. «Мы – пчелы невидимого». Творческое сознание, вдохновение и архетип творчества.
6. Елена Пуртова, Сергей Моргачев, Юлиана Пучкова, Светлана Рудницкая. Воркшоп редакторов журнала ЮА для начинающих авторов.
7. Вероника Мараховская. Трансформационная игра «Код Крайона».
Анонсы воркшопов:
Суббота, 15 июня 2019
Иннокентий Арсеев. Кельтский Оракул: трансцендентное в обыденном
На нашем мастер-классе мы познакомимся с колодой проективных карт, составленной на основе кельтских мифов и предлагающих варианты интерпретации разного рода житейских ситуаций в контексте мудрости предков и архетипа Племени.
Каждое изображение в этой колоде связывает нас с той или иной историей, тем или иным персонажем, соединяя личное и коллективное в поисках инсайтов и исцеления. Эта связь – не только про ответы и советы, но и в первую очередь – про вопросы, которые мы можем использовать как компас в анализе сложившейся ситуации.
Мы обсудим символику данных изображений и историй, а также опробуем различные варианты психологической работы с ними.
Иннокентий Арсеев – аналитический психолог (МААП), преподаватель РГГУ и Института клинической психологии и психотерапии.
Елена Донская. «Разговор с душой» – символический код доступа к бессознательному.
«Разговор с душой» – одна из самых эффективных техник работы с бессознательным. Это направленное воображение по специальному сценарию, с использованием символики бессознательного.
В легком медитативном состоянии можно совершить символическое путешествие к сценариям из прошлых реинкарнаций, которые определяют нашу жизнь, ответственны за решения и поведение в настоящем.
На воркшопе участники познакомятся с методом «Разговор с душой», узнают, как и когда можно использовать его в практике.
Елена Донская – аналитический психолог (МААП), регрессолог.
Светлана Дубровина. Когда тело говорит: от буквального к символическому переживанию
В аналитической практике большое внимание уделяется телесным симптомам, соматическим заболеваниям, но не так много – телесному осознаванию, проживанию связи ментального и телесно-чувственного.
На мастер-классе мы будем говорить о способах телесного осознавания – телесных метафорах, наблюдении за ощущениями и чувствами, возможности использования осознавания в аналитической практике. Сделаем несколько процессов, позволяющих заметить, как говорит тело, заметить его язык. В завершении мы интегрируем телесно-чувственное и интеллектуальное переживание в индивидуальный для каждого символический контекст.
Светлана Дубровина – аналитический психолог (МААП), телесный практик.
Наталья Новикова. Ассоциативно проективные открытки «Эмоциональный колорит» как инструмент для активизации трансцендентной функции в работе аналитического психолога.
Ассоциативно проективные открытки «Эмоциональный колорит» – это цветовые гаммы, которые как эмоциональный фильтр способны менять восприятие внутренней реальности и разрушать устоявшиеся содержания.
На воркшопе каждый участник сможет познакомиться с методикой, позволяющей растворять защиты между сознанием и бессознательным при помощи цвета. Так как восприятие цвета напрямую сопряжено с эмоционально-чувственной составляющей психики, то активизация трансцендентной функция происходит достаточно ярко, поэтому появившиеся бессознательные содержания упаковываются в тексты с новыми смыслами.
Наборы открыток разработаны и нарисованы мной. Протестированы у С.О. Раевского.
Новикова Наталья – аналитический психолог (МААП), арт-терапевт, к.пс.н.
Екатерина Плетнер. Трансцендентные одежды. Ткань – границы и возможности.
«Вот вплетаются в ткань и тягучего золота нити,
И стародавних времен по ткани выводится повесть…»
Овидий, «Метаморфозы»
Когда человек воспринимает одежду как знак, она передает ему лишь поверхностное послание – нечто известное и зачастую не обладает смыслом, кроме утилитарного. Но как только он обращает на нее осознанное внимание, соотнося с реальностью и собственным опытом, одежда становится символом, содержащим богатство смыслов. В этом контексте, ткань, служит представителем трансцендентальной функции. Приобретая форму одежды, в творческом процессе, она требует дальнейшего понимания и осмысления полученной формы.
Вместе с тем, символическая ткань – это одновременно и бессознательное полотно, и осязаемая одежда, на которой отражается вся полнота человеческого бытия. Перефразируя слова Юнга о бессознательном, можно сказать, что ткань – это неписаная история человечества с незапамятных времен.
Приглашаю вас поразмышлять о трансцендентной функции, ее представителях в анализе. О том, каким образом работа с осязаемой и символической одеждой может способствовать возникновению у человека этой функции. Мы создадим коллаж с использованием кусочков ткани, чтобы в процессе осмысления полученной из содержимого бессознательного формы увидеть нечто третье – проявление трансцендентной функции.
Екатерина Плетнер – аналитический психолог (МААП).
Георгий Сафронов. Герметизм и трансцендентальная функция балинтовской супервизионной работы.
В своем воркшопе я рассмотрю балинтовский процесс как аналогию алхимическому Opus Magnum. Главная идея – проследить путь от prima materia балинтовской группы к lapis philosophorum как извлечение из имагинального образа устойчивого смыслового ядра.
Групповое пространство символизирует собой общий герметичный сосуд, в который «адепт» размещает «вещество» истории отношений «аналитик-пациент» и наблюдает за процессом выделения своего субъективного взгляда на пациента и отношения с ним, а также за кристаллизацией бессознательного сюжета, который властвует в терапевтическом альянсе.
Это «вещество» проходит стадии преобразования в ходе интроспекции участников, их ассоциативных реакций, рождения метафор и работы воображения. Все это приводит к созданию имагинативной субстанции, отражающей аналитические отношения. Впоследствии, из этой субстанции высвобождается «понятие» происходящего в этих отношениях, что символически представляет собой «философский камень», а работа группы – трансцендентную функцию для рассказчика случая.
Формат проведения группы структурированный, с акцентом на интроспекцию и работу воображения. В кругу до 7 участников (аквариум).
Георгий Владимирович Сафронов – клинический психолог, действительный член Национальной Ассоциации “Союз психотерапевтов и психологов” и Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
Ольга Степанова. Танец Души: скольжение по оси Эго – Самость.
«Сущность двигательного опыта это ощущение «я двигаюсь» и «мной движет». В идеале, оба присутствуют единовременно. Это момент тотального осознавания, того, что я делаю, и что со мной происходит».
Мэри Старкс Уайтхауз
Я предлагаю творческую лабораторию, на которой мы поговорим о теле как равном участнике в диалоге сознание – бессознательное как трансцендентном третьем, при появлении которого в кабинете, в жизни трансформация становится видимой.
Логика западного человека, как правило, дуальна, в отличие от восточного, у которого есть выбор в пространстве четырех. Мы поразмышляем об иррациональной составляющей в анализе и терапии.
Попадая в телесное пространство, обычно мы оставляем за мышлением наблюдающую роль, позицию, которая ближе к управлению, чем к партнерству. Предлагаю на воркшопе исследовать тему отношения к телу с позиции Эго и с целостной позиции, включающей теневые, невидимые аспекты.
У нас будет время для импровизации с разными движениями и обсуждения этого опыта. Специальная физическая подготовка не нужна. Мы настроимся на язык тела и найдем контакт со своим актуальным движением. Затем последуем за внутренним импульсом и отправимся в путешествие вглубь себя, позволив открыться своему диапазону жестов, движения, ритмов.
Желательно быть в удобной для движения одежде.
Ольга Степанова – аналитический психолог (МААП), ведущая группы и семинаров по танцевально-терапевтической практике.
Воскресенье, 16 июня 2019.
Елена Васильева. Работа с архетипическими образами удачи и неудачи.
На воркшопе мы рассмотрим отношение удачи и неудачи к греческой трагедии: гибрис (дерзание гордеца), перипетия (гордецу начинает изменять удача) и немезис (его настигает возмездие). Поразмышляем о чувствах переноса и контрпереноса, связанных с удачей / неудачей, (восторг, благодарность / зависть, стыд, желание отомстить). Попробуем определить критерии успеха / неудачи.
В обсуждении будут рассматриваются клинические случаи и литературные произведения.
Просьба прочесть рассказ В. Токаревой «Дом генерала Куропаткина».
Васильева Елена Ивановна – кандидат культурологии, юнгианский аналитик и супервизор, член РОАП/ IAAP.
Лия Киневская. Принцип энантиодромии в работе с комплексами.
На воркшопе мы рассмотрим понятие Юнга о психической энергии и принцип противоположностей: «Из живого делается мертвое, а из мертвого живое, из юного — старое, а из старого — юное, из бодрствующего — спящее и из спящего — бодрствующее, поток порождения и уничтожения никогда не останавливается».
На воркшопе я предложу Вам поисследовать этот принцип, как он влияет на развитие самой терапии, на проявление переноса и контрпереноса, как можно поисследовать этот принцип в символическом клиента.
Киневская Лия Александровна – юнгианский аналитик и супервизор, член РОАП/ IAAP.
Анна Короткова, Инна Береза. «Мы – пчелы невидимого». Творческое сознание, вдохновение и архетип творчества.
«Имеется ли у кого-нибудь …. вразумительное понимание того, что поэты более фундаментальных эпох понимали под словом вдохновение? …человек в этот момент становится неким вместилищем, неким речевым аппаратом медиума или другой могущественной силы. Это откровение в том смысле, что нечто внезапно становится видимым и слышимым с неописуемой уверенностью и точностью, и человек это просто фиксирует, ничего не меняя. Он слышит – не прилагая усилий; он берет – не спрашивая, кто дает: мысль вспыхивает внезапно, подобно молнии, в ней есть непреложность и нет колебаний; да, пока я писал – у меня ни разу не было выбора». Ницше, «Esse Homo».
Для названия нашего воркшопа мы использовали слова Р. Рильке, потому что они задают необыкновенно широкую и одновременно глубокую рамку для размышлений о творческом сознании, которое «..собирает мед Видимого, накапливая его в …золотых ульях Невидимого».
На воркшопе мы собираемся исследовать творческое состояние сознания, присущие ему качества, проявление его в разных формах, как в искусстве, так и в аналитическом процессе. Обращаясь к свидетельствам поэтов, художников, философов о том, как создавались их произведения, мы видим, что они описывают контакт с архетипической силой, во много раз превышающей возможности человека, который становится ее проводником и воплотителем.
Каким качеством сознания должен обладать творец, чтобы быть открытым этой силе? Одним из важных качеств творческого сознания является способность психики к «натяжению», удерживанию напряжения между полюсами – между сознанием и бессознательным, между желанием и волей, фантазией и воплощением. Нужно ли аналитику в работе поддерживать в себе подобную творческую установку сознания? Ответ кажется очевидным. Да, конечно, нужно. Но какой возможен баланс между художником и аналитиком в аналитическом процессе?
Воркшоп будет проходить в форме свободной дискуссии, течение которой будет определяться свидетельствами и высказываниями поэтов, художников, философов, аналитиков. Идеи, которыми мы хотим поделиться, родились в процессе нашего собственного творчества и аналитической практики.
Короткова Анна – аналитический психолог, кандидат РОАП.
Береза Инна – аналитический психолог.
Анна Панкова, Анна Синицына. Обрыв терапии. Утрата возможностей и возможности утрат.
Мы посмотрим на обрыв терапевтических отношений как на естественную и сложную, часто болезненную для терапевта часть работы. Будем говорить о том, на каких этапах чаще всего он происходит с точки зрения психоаналитической теории развития, какие стороны материнского и отцовского комплексов несёт, с каких различных позиций он может осмысливаться терапевтом, как проявляется в нём травма. Подумаем о том, почему разрыв является естественным и необходимым качеством психического с архетипической точки зрения и служит целостности личности, обсудим возможности символизации обрыва терапии как для клиента, так и терапевта. Мы будет вместе пытаться создавать символы обрыва отношений исходя из предложенных взглядов на него, для этого рассмотрим известные случаи из литературы, кино.
Панкова Анна – аналитический психолог.
Синицына Анна – аналитический психолог.
Елена Пуртова, Сергей Моргачев, Юлиана Пучкова, Светлана Рудницкая, Жанна Баранова. В помощь начинающим авторам.
Редакторы журнала «Юнгианский анализ» проводят этот воркшоп для поддержки коллег, желающих размышлять и осмыслять свой опыт в публикациях.
Мы собираемся обсуждать типичные трудности написания текстов: сомнения, неуверенность, сложности структурирования, поиск слов, формулировки заключений и пр. В групповом обсуждении мы поможем в осмыслении темы, которая вас волнует и просится на бумагу, в воплощении личных и профессиональных интересов в тексте, в переводе «туманных» мыслей в психологические понятия.
Помимо этого, каждый из редакторов журнала предложит свой собственный мастер-класс и поделится теми знаниями и навыками, которые считают особенно полезными для авторов, желающих публиковать свои статьи.
Пуртова Елена Анатольевна – кандидат психологических наук, юнгианский аналитик, главный редактор ЮА.
Моргачев Сергей Васильевич – журналист, редактор рубрики «Интеллектуальные путешествия».
Пучкова Юлиана – журналист, аналитический психолог, редактор ЮА.
Рудницкая Светлана – филолог, аналитический психолог, редактор ЮА.
Баранова Жанна – филолог, аналитический психолог, редактор ЮА.
Вероника Мараховская. Трансформационная игра «Код Крайона».
Мудрость Плеяд гласит: “То, с чем вы сталкиваетесь во внешнем мире, – отражение вашей внутренней реальности: вы лишь то, что думаете о себе; поэтому, меняя мышление, вы неизбежно изменяете свою жизнь”.
В игру «Код Крайона» вы можете прийти с любым запросом. Эта игра – сон наяву. Каждый ход вы получаете два ответа: первый – на проявленном уровне, второй – из бессознательного. Переплетая эти две линии, у вас раз за разом появляются новые образы, ассоциации, выстраиваются новые нейронные связи, что влечёт за собой не только изменения в жизни, но и позволяет омолодить свой организм.
Автор игры: Евгений Китанин
Мараховская Вероника – психолог, студент МААП, ведущая трансформационных игр, организатор фестивалей трансформационных игр.