№1 2019 “Игра”

Номер посвящен одному из самых неоднозначных, одновременно прекрасных и ужасных, необходимых и опасных явлений человеческой жизни – игре. Любовь, игра и работа – вечные составляющие человеческой жизни, но возможны ли любовь и работа без игры? Об этом – вступительная статья номера, посвященная новой науке об игре – людологии. Авторы, сотрудники людологического института Берлина, утверждают, что «игра является особой разновидностью внутренне мотивированного поведения и этим разительно отличается от большей части задач, стоящих перед нами в современной социальной жизни и рабочей среде». И уж конечно игра является важной частью психотерапевтического процесса – не только с детьми, но и со взрослыми. Терри Маркс-Тарлоу показывает, как игровые элементы встраиваются в анализ взрослых пациентов, как посредством их развивается интерсубъективное пространство между клиентом и терапевтом и иллюстрирует свои идеи клиническими виньетками.

Очевидно, что детская аналитическая терапия вообще невозможна без игры. Основной раздел номера раскрывает многочисленные возможности игры в работе с детьми: Светлана Рудницкая описывает задачи, которые решает тот или иной тип игры в терапии детей разных возрастов, Ирина Никонова и Юлия Ларина показывают диагностические и прогностические функции игры, называя ее путеводной нитью аналитического процесса. А Тина Белова рассматривает работу игры в контексте анализа случая терапии семилетнего мальчика, она погружает нас в эмоционально насыщенные перипетии аналитического процесса так, что эта история читается на одном дыхании.

Но есть у игры и теневая сторона. Продолжая тему предыдущего номера, мы рассматриваем распространенные сейчас игровые аддикции. Юрий Сажинев анализирует зависимости от видеоигр и пытается найти в них моменты развития и индивидуации. Ани Вайзель не столь оптимистична в своем исследовании различных форм медиа-зависимости. Она размышляет о том, как влияет виртуальная реальность и ее возможности на развитие психической реальности, на символическую и мыслительную функции личности. Она считает, что формирующиеся в игре навыки и способности не сохраняются вне игры и иллюстрирует свои размышления примерами психотерапевтической работы с геймерами.

В завершение номера мы предлагаем исследование раннего младенческого опыта. Мария Гудуш, консультант по грудному вскармливанию, дает психоаналитическое разъяснение процессу, происходящему в бессознательном ребенка, когда он проявляет признаки отказа от груди. Оказывается, это и есть поворотный момент в его развитии – здесь впервые для него происходит столкновение с принципом реальности. Можно сказать, что отказывающийся от груди младенец пытается играть, проявляя свое новое желание, и отношения с грудью помогают ему начать мыслить.

Таким образом, разные лица игры ждут своих читателей.

Мария Лосева, Елена Пуртова.

В номере:

Точка Зрения

Терри Маркс-Тарлоу. Игра в психотерапии.

Йенс Юнге, Йонас Фосслер, Штефен Трёгер, Штефани Таласка. Формирование игрового процесса: Людология как трансдисциплинарный исследовательский подход.

Игра в детском анализе

Светлана Рудницкая. Игра – это серьезно.

Ирина Никонова, Юлия Ларина. Путеводная Нить. Игровой нарратив в терапевтическом дискурсе.

Тина Белова. Путь к Матери. Анализ случая психоаналитической терапии ребенка семи лет.

Игровые Зависимости

Аня Вайзель. Виртуальная реальность и психика.

Юрий Сажинев. Душа в виртуальной реальности. Юнгианский взгляд на компьютерные игры

Ранний Опыт

Мария Гудуш. О чем ребенок плачет?


Аннотации

Терри Маркс-Тарлоу. Игра в психотерапии

Автор рассматривает роль игры в психотерапии. Целью статьи не является рассмотрение формальной игровой терапии, особенно популярной при работе с детьми младшего возраста, а также игры в юнгианской перспективе, поощряющей использование песочницы взрослыми. Напротив, автор уделяет внимание неформальному, интуитивно управляемому включению игры в психотерапию. Независимо от того, насколько сознательно мы используем игру, она является основным источником имплицитного обучения в социуме, поэтому автор считает ее неспецифическим фактором, влияющим на эффективность терапии любой модальности. Автор полагает, что игра находится в тесной взаимосвязи с креативностью, прежде всего потому, что она существует в интерсубъективном пространстве между терапевтом и пациентом, то есть в плодородной зоне между двумя субъективностями, где возникает совместное создание смыслов.

Ключевые слова: клиническая интуиция, прятки в терапии, имагинативная игра, нейробиология игры, игра в психотерапии, цель игры у животных

Йенс Юнге, Йонас Фосслер, Штефен Треггер, Стефани Таласка. Формирование игрового процесса: людология как трансдисциплинарный исследовательский подход

Статья представляет собой главу из книги «Вызов менеджменту», посвященной науке об игре – людологии. Хотя  среди четырех авторов нет ни одного психолога, тема игры рассматривается здесь именно в контексте потребностей человеческой души. Авторы отмечают, что в теориях управления не находится места игровым процессам, в то время как игра и есть абсолютно необходимая составляющая взрослой жизни, основа целеполагания и развития. Управление, как утверждают авторы, «начинается с воображаемого мира, с вымысла, который затем направляют к воплощению». Игра помогает развивать компетенции, способствует тому, чтобы человек нашел свое место внутри культуры и общества, игра помогает обнаружить себя в пространстве между подражанием и идентичностью. 

Ключевые слова: людология, людологический подход, Хейзинга, игра, управление, менеджер, социальная жизнь, управление, экономика

Светлана Рудницкая. Игра – это серьезно

Автор рассуждает о том, что игра – это действие, нуждающееся в пространстве, чтобы развернуться. Это пространство зависит от взаимоотношений младенца с матерью, в которых ребенок получает опыт освоения этого пространства. Описывая этапы обживания ребенком символической игровой площадки, автор иллюстрирует их клиническими виньетками. В статье также описываются стадии творческого развития ребенка,  рассказывается о символических играх. Автор утверждает, что игра содержит в себе все, происходящее с ребенком, и это реальные интрапсихические события ребенка, игра задает движение, выявляет болевые точки, прорабатывает недоработанное во взаимоотношениях с родителями.

Ключевые слова: интраприсихические процессы, Самость, Эго, символическая игра, пространство игры, переходное пространство

Ирина Никонова, Юлия Ларина. Путеводная нить. Игровой нарратив в в терапевтическом дискурсе

Авторы рассматривают игру ребенка в безопасном пространстве как бессознательное повествование о семейной парадигме и своем месте в системе, о травмах и неудовлетворенных потребностях, о текущем психоэмоциональном состоянии. Это и есть игровой нарратив, который разворачивается во взаимодействии с психотерпевтом в отношениях переноса и контрпереноса, восстанавливая для ребенка непрерывность его бытия. Представленные в работе клинические виньетки демонстрируют различные формы игрового нарратива.

Ключевые слова: игровой нарратив, бессознательное повествование, травма, переносные отношения, игровой паттерн, семейная система, сепарация, Винникотт, Бион

Тина Белова. Путь к матери. Анализ случая психоаналитической терапии ребенка семи лет

Статья представляет собой описание клинического случая психоаналитической терапии семилетнего мальчика, родители которого развелись, когда ему было четыре месяца. Травма покинутости, вина за развод родителей и депрессия матери наложили особый отпечаток на личность ребенка. Автор подробно описывает, как ребенок, играя, символизирует, развивает в себе новые способы действия, обнаруживает новые возможности бытия.

Ключевые слова: регрессия, оральная стадия, тревога, травма, контейнирование, символизация, параноидно-шизоидная позиция, интерпретация, Эго, Супер-эго, Внутренний ребенок

Аня Вайзель. Виртуальная реальность и психика

Эта статья посвящена исследованию медиа-зависимости, автор рассуждает о том, как влияет виртуальная реальность и ее возможности на развитие психической реальности, на символическую и мыслительную функции личности. Геймеры используют игру для активации поля личной психической реальности, совершая, таким образом, попытку самоисцеления. Но когда игра завершается, разыгранные конфликты и травмы исчезают из временной репрезентации, не порождая резонанса в душевных переживаниях. Автор считает, что результатом игры является лишь компульсивное повторение. Но она обнаруживает способ придти к совместному символическому и нарративному переживанию игры. Теоретические соображения иллюстрируются клиническими виньетками.

Ключевые слова: геймер, медиа-зависимость, компьютерная игра, компульсивное повторение, виртуальная реальность

Юрий Сажинев. Душа в виртуальной реальности. Юнгианский взгляд на компьютерные игры

Статья посвящена анализу компьютерной игровой зависимости, здесь автор делает упор на внутреннюю жизнь геймеров, их переживания, их развитие и на то, что привело их к игровой зависимости. Всегда ли увлеченность компьютерными играми является игроманией, подобием химической зависимости, чем-то негативным, нуждающимся в том, чтобы это лечили? Рассматривая игру как процесс, как освоение новой вселенной, автор приходит к выводу, что игра предоставляет возможности самореализации, которой не находится места в реальности, и в конечном счете способствует индивидуации личности. Компьютерный эскапизм не так страшен, если уравновесить воздушность Пуэра мудростью и уравновешенностью Сенекса, – убеждает автор. Хорошая метафора игрока – польская легенда о зависшем между землей и небом паном Твардовском –помогает читателю испытать внутренние ощущения геймера.

Ключевые слова: геймер, глубинная психология, индивидуация, эскапизм, Puer Aeternus, Сенекс, Пуэр

Мария Гудуш. О чем ребенок плачет?

Автор, консультант по грудному вскармливанию, дает психоаналитическое разъяснение процессу, происходящему в бессознательном ребенка, когда он проявляет признаки отказа от груди. Она рассматривает это сложное и тревожащее молодую мать явление как первый конфликт в диаде мать-дитя, который нуждается в совместном проживании, что позже повлияет на возможность сохранение грудного вскармливания и на развитие матери и младенца в умении слышать друг друга. Для малыша это первое столкновение с реальностью и способ обнаружить свое влияние на нее, первая возможность начать мыслить и фантазировать.

Ключевые слова: грудное вскармливание, прикладывание, грудь, стимул, психическое напряжение, диада мать-дитя, Винникотт, Малер, Филлипс, Шпиц, Объект, переходный объект, Я, Оно, ядро Я

Комментарии запрещены.