Эпидемия ковид-19 погрузила весь мир в Великую Интроверсию. Как справляются люди в заточении с самими собой – в самом непредсказуемом из заточений? В этой ситуации можно, подобно лермонтовскому узнику, требовать отворения темницы и получения «сиянья дня» или, подобно пушкинскому узнику, печалиться и любоваться свободным парением орла – символа свободы. А можно, подобно Робинзону Крузо, узнику необитаемого острова, заняться его обитанием, обустройством, воссозданием привычного в новых условиях, примериваясь к той жизни, которая есть сейчас.
Юнг – лучший учитель в обращении с интроверсией. В статье Ричарда Капобьянко мы увидим, как Юнг разрабатывал это понятие и обогащал его содержание: «Интроверсия либидо открывает бессознательный «мир памяти», и этим открытием человек исцеляется, обновляется, «фертилизуется». Благословление на фертилизацию интроверсией дает нам и Дональд Винникот, исследующий аналитическую ситуацию глубокой регрессии и ее последующие плоды.
Конечно, для такого рода трансформации необходим сопутствующий регрессу аналитический холдинг, наш номер – тоже попытка такого холдинга. Говоря о пандемии, изоляции, потере контроля и прочих тяжелых вещах мы все же как-то да обустраиваем необитаемый остров, к которому нас прибило. «Ответственные за холдинг» – участники воображаемого круглого стола, приглашенные поделиться своим пониманием смыслов короновируса и связанных с ним ограничений: Мюррей Стайн и Галина Савичева размышляют о Мировой Тени, Брайан Коллинсон и Джеймс Холлис думают об очень земном – эмоциях, которые нужно перерабатывать и о специфике аналитической практики в это время, Ольга Кондратова и Станислав Раевский связывают текущий период с задачами индивидуации и предлагают нам погружаться в интроверсию с активным воображением. Примеры такого погружения – в медитации Пола Брютче на «Меланхолию» Дюрера и в потоке образов пандемии, организованных фондом Архетипического символизма (АРАС) и описанных Ириной Борисюк.
Проект АРАС, Изо-изоляция, самоорганизующиеся группы психологической поддержки, зум-семинары – карантин породил необыкновенную волну творческих проектов в онлайн-мире, да и сам этот мир существенно изменил свое содержание для нас. Поэтому мы с особым удовольствием приглашаем вас в раздел, посвященный техническому опосредованию социальной коммуникации и анализа. Софи Браун анализирует воплощение различных аспектов бессознательного в интернете, их роль в психическом развитии молодого поколения и обещает нам, что техника не убьет наши души. А Дана Клизанин размышляет о новом архетипе, порожденном интернетом – Кибергерое, направляющем Эго на социальное развитие и благотворительность. Энн Фридман совершенно справедливо призывает нас увидеть сопричастность в виртуальном пространстве. А Джон Мерчант исследует, как поживают в скайп-анализе перенос и контрперенос, бессознательная коммуникация и рамка. Проанализировав огромное количество литературы, он разрешает нам делать то, что мы и так давно уже делаем, вынужденно или по желанию.
Прошедший год поместил нас в необитаемые пространства души, но и у нашего Робинзона состоялась встреча с Пятницей – ежегодная летняя школа МААП прошла в реале! Рассказ о ней и надежда на будущую встречу – в статье Екатерины Волковой.
Мария Лосева, Елена Пуртова
В номере:
Точка зрения
Дональд В. Винникот. Уход в себя и регрессия
Ричард Капобьянко. В самом начале: Фрейд и Юнг об интроверсии
Жизнь онлайн
Энн Фридман. Сопричастность в виртуальном пространстве
Софи Браун. Убьет ли техника наши души?
Дана Клизанин. Архетип кибергероя
Джон Мерчант. Использование скайпа в анализе и обучении
Короновирус и индивидуация: виртуальный круглый стол
Мюррей Стайн. Всемирная тень: ковид-19
Галина Савичева. Пандемия короновируса как триггер культурной травмы
Брайан Коллинсон. Эмоции пандемии: справляясь с ковид-19
Джеймс Холлис. Аналитическая практика в период пандемии
Ольга Кондратова. Депрессия как инициация
Станислав Раевский. Архетип трансформации
Образы пандемии
Пол Брютче. Медитация на «Меланхолию» Альбрехта Дюрера во время пандемии
Ирина Борисюк. Взгляд через лупу: о чем рассказывали образы искусства в период пандемической изоляции
Жизнь сообщества
Екатерина Волкова. А что там у вас в казане?
Аннотации:
Дональд В. Винникотт. Уход в себя и регрессия
Автор рассматривает регрессию как кратковременные состояния ухода в себя, прекращение актуальных отношений с внешней реальностью, на материале клинического случая показывая, как такая регрессия при условии готовности аналитика с нею встретиться становится необходимой и целительной фазой и анализа, и проживания. По мысли автора, в таком осмыслении регрессии содержится возможность коррекции неадекватной адаптации к потребностям пациента в прошлом, возможность, обеспечиваемая наличием адекватного холдинга и адекватной интерпретации.
Ключевые слова: уход в себя, регрессия, депрессия, интерпретация, холдинг, среда
Ричард Капобьянко. В самом начале: Фрейд и Юнг об интроверсии
Статья посвящена теоретической дискуссии З. Фрейда и К. Юнга о смысле и значении интроверсии либидо. Автор показывает, как эта дискуссия, развиваясь параллельно с психоанализом, отражает коренные отличия в трактовке бессознательного сквозь призму классического и юнгианского анализов. Путем сопоставительного исследования корреспонденции Фрейда и Юнга и их теоретических работ статья раскрывает драму этих отличий, восходящих к противоречию между пониманием бессознательного как источника разрушения и патологии или как целительного творческого ресурса.
Ключевые слова: интроверсия, либидо, бессознательное, симптом, фантазия, неофрейдизм
Дана Клизанин. Архетип Кибергероя
В новейшей психологии преимущественно изучается так называемое негативное использование интернета, то есть кибербуллинг и киберпреследование. Между тем автор доказывает, что не менее важным трендом является просоциальная цифровая активность, в которой задействованы в Сети свыше 100 миллионов пользователей. В статье описываются принципы цифрового альтруизма, его психологические смыслы, а также исследуется новый архетип Кибергероя, действующего во благо социума и представляющего крайне обнадеживающий вектор развития цивилизации.
Ключевые слова: киберпреследователь, Кибергерой, архетип, интернет, цифровой, паттерн, альтруизм, психэ, проактивность, трансперсональный, медиа
Софи Браун. Крадет ли техника наши души?
Статья отправляет читателя в широкий культурологический контекст современной дискуссии о преобразовании цифровым миром психики человека. Показывая, каким образом виртуальная реальность связывается с автономными защитами Самости, автор приходит к выводу о неизбежном ослаблении Эго в результате технологической революции, о технологической «квазииндивидуации», о глобальных фобиях времени, возникающих вследствие потери связи современного человека с пластами архетипического, а следовательно – об актуальности архетипического подхода в новейшей аналитической работе.
Ключевые слова: уход в себя, технология, Эго, Самость, индивидуация, архетипическое, патология, амбивалентность, психоз
Джон Мерчант. Использование Skype в анализе и обучении
В последние годы в анализе все шире используется Skype, и автор размышляет о специфике онлайн-анализа. По мнению автора, Skype не исключает аналитический процесс в силу актуализации кроссмодального канала связи между человеческими чувствами и аудиовизуальных зеркальных нейронов. Таким образом можно сохранить основы аналитической рамки, а непрерывность, которую обеспечивает Skype, означает, что также поддерживается контейнирование, в отличие от негативных аспектов шаттлового анализа. Так, профессиональное развитие практикующих специалистов с помощью Skype становится критически важным.
Ключевые слова: Skype, телеанализ, шаттловый анализ, зеркальные нейроны, рамка, перенос, контрперенос, синхрония
Энн Фридман. Сопричастность в виртуальном пространстве
Статья презентует результаты психологического исследования, проведенного в разных регионах США в течение первой волны COVID-19 весной 2020 года. Эти результаты объясняют, почему в реальности локдауна невозможна экстраверсия, к каким разрушительным последствиям для психики это приводит и как виртуальные субституты экстраверсии приводят к травматизации. Также приводится анализ травмирующих смыслов социальной дистанции и сопоставление реакций на изоляцию у интровертов и экстравертов в реальности локдауна.
Ключевые слова: экстраверсия, интроверсия, изоляция, дистанция, карантин, виртуальная реальность
Мюррей Стайн. Всемирная Тень: ковид-19
Интервью М. Стайна посвящено архетипическим смыслам, определяющим реальность пандемии и связанным, по мысли аналитика, с манифестацией Мировой (или Всемирной) Тени, Umbra Mundi, знаменующей поворотные точки человеческой истории. Разрушительные последствия теневой динамики далее могут быть преодолены обращением к внутренним ресурсам человека, активизации контакта с бессознательным, сновидениям, активному воображению, проживанию «Красной Книги», к творческой природе психики. Сила нуминозного опыта, проживаемого здесь и сейчас, обращает к Душе Мира, Anima Mundi, в такой же степени, что и к Umbra Mundi, наделяя текущий коллективный и личный опыт уникальной значимостью.
Ключевые слова: Umbra Mundi, Anima Mundi, Тень, нуминозное, трансформация, синхрония, коллективное бессознательное
Галина Савичева. Пандемия коронавируса как триггер культурной травмы
Предпринимается попытка метаанализа трагического момента истории – пандемии коронавируса, охватившей весь земной шар. Предложены образы Вавилонской башни как символа современного глобалистского мира и Мировой Тени как символа пандемии, которая способствует разрушению этой башни, активизируя культурные комплексы. Предлагается авторский взгляд на психологический и нуминозный смысл пандемий: «принудительный» разворот на личном уровне – от экстраверсии к интроверсии, на коллективном (культурном) – от космополитизма к сохранению национальной культуры, на архетипическом – от бездуховности к Самости.
Ключевые слова: пандемия, коронавирус, Umbra Mundi, Тень, Самость, культурная травма, коллективное бессознательное, нигредо, коллективная травма, Вавилонская башня, глобализация, вестернизация, национальная идея
Брайан Коллинсон. Эмоции пандемии: справляясь с ковид-19
Статья посвящена актуальным формам терапии с самыми распространенными эмоциональными реакциями на пандемию, среди которых автор особенно выделяет гнев, страх и печаль. Апеллируя к творческому наследию К. Юнга, автор подчеркивает исключительное значение, которое основатель аналитической психологии придавал темным периодам жизни, призывая искать в них особый и определяющий для человека смысл. Преодоление негативных последствий пандемии для психики, по мысли автора, становится возможным только после их признания, как и признания того, что в текущей реальности неактуальны вплоть до неопределенного момента привычные формы жизни, а сама эта реальность оборачивается неизбежными и ощутимыми потерями.
Ключевые слова: пандемия, страх, гнев, тоска, горевание, бессознательное, глубинная психология, К. Г. Юнг
Джеймс Холлис. Аналитическая практика в период пандемии
Интервью Дж. Холлиса посвящено рефлексии о психологических смыслах ковид-19. Размышляя о них, аналитик приходит к выводу о неожиданном сходстве кризиса пандемии с кризисом второй половины жизни. Оба они становятся тяжелым и разрушительным испытанием, если, проживая их, человек так и не обретает контакта с психэ и по-прежнему надеется на силу собственного Эго и привычных социальных норм. Локдаун является уникальной возможностью для обретения контакта с собой и поиска опоры в ресурсах собственного бессознательного, что особенно затруднено установками современной культуры, предполагающей отказ от любых форм традиционной идентичности.
Ключевые слова: «Скрижали Моисея», психэ, кризис второй половины жизни, Эго, идентичность, аддикция, паттерны
Ольга Кондратова. Депрессия как инициация
В статье автор рассматривает депрессию как инициацию в трансформационный процесс. Предлагается взгляд на пандемию как активацию нуминозного в современном мире, на вынужденные меры изоляции / карантина как на практику поиска возможности соединения противоположностей, таких как материальное – духовное, внешнее – внутреннее, Инь – Ян и пр. Авторская идея демонстрируется конкретным материалом клинических случаев и размышлениями о синхрониях во время локдауна, осмысляемыми сквозь призму классических и новейших аналитических моделей.
Ключевые слова: сновидение, смирение, божественное, противоположности, Инь, Ян, депрессия, трансформация, духовный зародыш
Станислав Раевский. Архетип трансформации
Автор размышляет в контексте юнгианской аналитической модели о приобретениях, которые могут быть получены человеком в результате проживания изоляции. Обращаясь к представлениям о буддийском дао и осмысляя их в аналитическом инструментарии, автор утверждает представление о ценности непрерывной трансформации, связывая ее с высокой функциональностью. При этом уход от привычного дисфункционального поведения в безнадежных попытках обретения нарциссической Персоны обеспечивается именно изоляцией, освобождающей нашу повседневную реальность от гнета социальных норм и социальных ожиданий.
Ключевые слова: дао, дисфункциональное поведение, трансформация, паттерн, нарциссический, обсессивно-компульсивный
Пол Брютче. Медитация на «Меланхолию» Альбрехта Дюрера во время пандемии
Статья представляет аналитическую рефлексию, связанную со знаменитой средневековой гравюрой А. Дюрера. Уподобляя фигуру дюреровского ангела психике человека в реальности пандемии, вынужденного выстраивать свою жизнь в условиях паралича ее привычных форм, автор приходит к выводу об уникальной ценности и самодостаточности такого опыта с точки зрения создания идеальной модели собственного бытия. Подобный опыт может быть пережит только через символизацию, что уже неоднократно доказывалось человеческой историей, с одной стороны, а с другой, это приводит автора к утверждению первичности символического мышления в создании человеческой истории и преодолении самых тяжелых ее кризисов.
Ключевые слова: меланхолия, символ, творчество, искусство, художественное сознание, репрезентация, манифестация
Ирина Борисюк. Взгляд через лупу: о чем рассказывали образы искусства в период пандемической изоляции
Статья рассказывает о международном виртуальном арт-проекте «Искусство во время глобального кризиса: взаимосвязанность и дружеское общение», который в период глобальной пандемической изоляции реализовал американский Архив исследований символизма архетипов (АРАС, ARAS). Рассматривая проект АРАС как цельное явление, демонстрирующее проявление коллективной души в момент переживания кризиса, автор делает обзор пятидесяти художественных образов, выявляя символические и архетипические взаимосвязи и стремясь показать совершаемый глубинными силами психики процесс самовосстановления и самоисцеления.
Ключевые слова: ARAS, пандемия, изоляция, символ, архетип, художественные образ, коллективная душа
Екатерина Волкова. А что там у вас в казане́?
Статья представляет отчет о прошедшей летом 2020 года Казанской юнгианской школе. Среди материалов автор выделяет доклад Л. Хегая, в котором современное представление об аналитике метафорически выражено через наполнение традиционного для юнгианской традиции образа алхимика новыми содержаниями, а также доклады Т. Каблучковой о роли центроверсии в аналитическом процессе, и Р. Кононова о динамике изменений самого аналитика в ходе анализа и перспективах работы с ними. Также представлен обзор семинаров и аналитических практик, состоявшихся во время школы, несмотря на тяжелую реальность пандемии.
Ключевые слова: юнгианская школа, алхимия, центроверсия, библейский семинар, нарратив, символ, архаическая территория