Хельмут Харк Образ дерева в сновидении

Хельмут Харк

Образ дерева в сновидении[1]

Хельмут Харк (Helmut Hark, 1936 – 2013, Карлсруэ, Германия) – теолог и аналитический психотерапевт. Занимался консультированием в евангелической церкви в Бадене, обучал специалистов по работе со сновидениями, много лет выступал на радио. Автор книг «Сновидение как забытый язык Бога» (1992), «Религиозные неврозы. Причины и пути преодоления» (1995), «Умирание, смерть и горевание. Пособие для сопровождающих» (2004), «Ступая с ангелами: послание наших духовных проводников» (2009) и других.

Дерево как символ личного опыта

Вначале хотелось бы рассказать о том, что подвигло меня написать именно о деревьях и образах деревьев в сновидениях. В своей психотерапевтической практике я неоднократно сталкивался с выразительными образами деревьев во снах. Эти сны стимулировали интерес моих пациентов к самопознанию, а появляющиеся в сновидениях символы существенно способствовали их саморазвитию. Поэтому я и обратил особое внимание на деревья. Чтобы выяснить, какое место занимают деревья в реальной жизни большинства людей и как часто они им снятся, я обратился к теме, которую неоднократно поднимал в своих докладах и семинарах по работе со сновидениями. Я опросил свыше 500 человек. Многие респонденты отвечали, что они ощущают душевную близость между людьми и деревьями. Деревья придают силы и мужества. 72% женщин и 28% мужчин интернализируют образы деревьев из своих снов, делая их символом жизни.

Быть счастливой наедине с деревьями

На одном примере я хотел бы поделиться личным опытом, связанным с деревьями. Во время одного из моих семинаров по работе со сновидениями я познакомился с госпожой Изольдой Б., 60-летней вдовой. Ее муж был врачом. Она проявляла интерес к символам и снам. Ее дети выросли и со временем уехали в Австралию и Америку. У нее было достаточно времени, чтобы все обдумать и наполнить свою жизнь новым смыслом. Так она нашла для себя дерево, свое жизненное дерево (тую) как символ и аллегорию личной жизни. По ее словам, благодаря мастерски выполненному изображению дерева на настенном ковре туя стала для госпожи Б. «символом неисчерпаемой силы и жизненной энергии». Благодаря работе над ковром и общению с деревьями она училась «быть счастливой в одиночестве».

Пожалуй, каждый сможет почувствовать, как откликается здесь его сугубо личный опыт, который находит выражение в зримом дереве. Естественно, это взаимодействие выразительных средств и впечатляющей силы, где, с одной стороны, деревья (которые мы встречаем в нашей повседневной жизни и которые видим во снах) выражают личный опыт и где в то же время перерабатываются полученные впечатления, делает нашу тему чрезвычайно интересной.

По поводу своего дерева, на оформление которого ушло свыше тысячи часов работы, госпожа Б. написала мне следующее:

«Я всегда питала особую страсть к дереву без листьев, выводящему на зимнем небе тонкие нежные линии своих крупных ветвей и мелких веточек. Во время поездок в автобусе или на поезде я никогда не уставала восхищаться силуэтами природы, мысленно воплощая их в каком-то материале. Это продолжалось довольно долго, пока я не смогла вышить первую ветку. Я упоенно радовалась, когда ветви получались все тоньше и естественней.

Также мне очень нравится дерево, которое не прямо и свободно устремляется к небу, но должно противостоять всем напастям: дерево, которое ветер клонит и гнет; дерево, пораженное молнией; или дерево, чей ствол расщеплен или сломан бурей. Но несмотря ни на что, оно и дальше продолжает расти.

Для меня такое странное асимметричное дерево – это личность с почти человеческими чертами, символ невероятной силы и жизненной энергии. Вполне вероятно, что я пыталась выразить эту символику.

В то время как я вышивала дерево, моя жизнь была наполнена поиском смысла. Я училась жить без семьи, к которой успела привыкнуть за многие десятилетия. Я желала жить счастливо в одиночестве, не теряя при этом связи с внешним миром. Не все сложилось, как планировалось, но одному я научилась действительно хорошо – быть счастливой наедине с собой».

Как символика дерева воздействуют на людей

Госпожа Б. подарила мне этот настенный ковер, чтобы я повесил его у себя в рабочем кабинете. Она пожелала, чтобы он обращался к клиентам и пациентам, приободрял их.

О том, какие фантазии высвобождали символику этого дерева и как соответствующие душевное и физическое состояния отражались в проекциях, свидетельствуют следующие случаи.

Так, например, один молодой человек, страдающий депрессией, долгое время рассматривал дерево на стене, а потом спонтанно выдал: «Я ищу такой же мощный ствол, чтобы можно было на него опереться и вновь воспрянуть духом». Это замечание заставило его задуматься над тем, как и где в своей жизни он может находить людей и деревья, чтобы заручиться помощью и поддержкой.

А вот женщина средних лет особое внимание обратила на обломанную ветвь в центре композиции и рассказала о внезапной смерти любимого ею отца. Это дерево и наш разговор послужили толчком для того, чтобы она смогла оплакать усопшего, найти утешение и поддержку в яблоне у себя в саду, которую посадил ее отец и вырастил с большой любовью.

Во время одной из сессий красноватые тона ковра побудили 45-летнего мужчину рассказать о своих вытесненных чувствах. Он ощущал, что его эмоции были сильно подавлены и зажаты, как красное пятно возле обрубленного пня.

Из-за своих психически обусловленных проблем с сердцем он опасался, что у него случится инфаркт, если ему не удастся найти своим чувствам столько места, сколько занимают красноватые краски в верхней половине композиции на ковре. Таким образом, ковер стал для него образцом и «планом развития» его дальнейшего духовного совершенствования.

И в конце, в качестве последнего примера следует упомянуть о кроне дерева и небесной синеве, которые особенно поразили очень чувственную 53-летнюю даму. Пока ее муж в течение многих лет супружеской жизни заботился в основном о финансовом и экономическом благополучии семьи, она занималась внутренними вопросами, и прежде всего духовным развитием семьи. И хотя ее муж, подобно стволу дерева, успешно и стойко боролся за место под солнцем, он совершенно не заботился о своей душе и не знал, что он так же тонко и удивительно структурирован, как крона этого дерева.

Напротив, его жена должна была осознать, что она при всей своей поглощенности саморазвитием, без ствола дерева, без более близкого общения и без сознания своих корней повисла бы в воздухе со своей увлеченностью душевными переживаниями.

Таким образом, это дерево подтолкнуло супружескую пару развиваться не отдельно друг от друга, а совместно, и путем переосмысления и преобразования во второй половине жизни стремиться раскрыть те стороны личности, которые до этого возлагались на партнера.

Похожие вещи происходят и тогда, когда люди прислушиваются в своих снах к образам деревьев, начиная их понемногу реализовывать и взращивать в своей жизни. И подобно тому, как этот ковер с изображением дерева служил стимулом для многих клиентов, обстоит дело и с различными образами и символами деревьев в наших снах.

Из своей психотерапевтической практики я могу привести множество других примеров, показывающих, как люди, взаимодействуя с деревьями, приобретали важный индивидуальный опыт. Через сны деревья запоминаются и становятся личными символами, с помощью которых мы можем расти и взрослеть. Деревья в наших снах способствуют самопознанию и самореализации, к чему, в принципе, стремятся многие в наши дни.

Этим индивидуальным усилиям и способствует нынешняя книга. В ней вы найдете множество инструкций и рекомендаций о том, как вести себя с приснившимися и реальными деревьями. Среди наплыва книг о деревьях «отлив», по моим наблюдениям, знаменует тема «Деревья как символ личного опыта». Эта книга должна помочь заполнить пробелы и возвести мосты между деревьями и людьми. Взаимоотношения с деревьями в ней описаны настолько жизненно, что они вызывают сочувствие и сопереживание. В частности, благодаря приснившимся деревьям многие люди открывают в себе забытые жизненные силы. Задача и цель этой книги заключаются в том, чтобы ввести читателей в понимание символики сновидений, помочь им научиться контактировать со своими снами и толковать их.

Самопознание и самореализация через деревья

Деревья во снах могут многое поведать нам о внутреннем психическом состоянии. По очертаниям приснившегося дерева мы можем узнать о проблемах сновидца. И как нарисованное дерево в проективно-графическом тесте «Дерево» Карла Коха дает представление о том, в какой жизненной сфере у человека присутствуют проблемы и психоневротические расстройства, так же и душа посылает нам во снах важные диагностические подсказки. Поставить диагноз — значит распознать и дать название болезни или психическому состоянию. Многие наши сны изображают, как мы душевно и телесно устроены. Поскольку тело и душа, как известно, тесно связаны друг с другом, неудивительно, что наше психическое состояние находит выражение в сновидениях. С диагностикой теснейшим образом связано самопознание человека. В частности, сны о деревьях дают важные намеки о самопознании. Душа для того использует во снах дерево как изначальный символ нас самих, чтобы мы лучше узнали себя. И подобно тому как рентгеновский аппарат может показать перелом кости, абсцессы или опухоли, душа в зримых образах способна сообщить нам в снах, где кроются наши торможения, окостенение и проблемы. Вместо дальнейших теоретических рассуждений об упомянутых выше связях я хотел бы назвать возможности понимания образов деревьев во снах и привести в качестве примера несколько случаев из практики.

Возможности понимания снов

Во снах о деревьях отражаются личный опыт и запечатленные в памяти образы деревьев из реальной жизни. Чаще всего какая-то проблема в настоящем представляется в образах из прошлого. В образах деревьев, которые нам снятся, часто воплощаются наши личные трудности и психосоматические расстройства. То, что мы видим и узнаем в деревьях, чаще всего связано с нашими душевными и телесными переживаниями. Используя образы деревьев, сила сновидения придает мужества и жизненной энергии. В большинстве случаев деревья символизируют духовное развитие и личностный рост. В символике деревьев сознательной жизни дается намек на пока еще не осознанные жизненные возможности. Деревья сообщают людям о себе самих гораздо больше, чем они есть, указывая на Самость как архетип всеобъемлющей полноты и целостности, к которому мы стремимся всю жизнь.

Многие сны несут компенсаторную функцию, выравнивая одностороннюю зацикленность на чем-то в сознательной жизни с помощью бессознательной силы сновидения. Согласно аналитической психологии К. Г. Юнга и его школе бессознательное ведет себя компенсаторно по отношению к сознанию. Этого компенсаторного воздействия сон добивается благодаря образности и особенной убедительности. В заключение следует указать на актуальное значение снов о деревьях в связи с умиранием леса (повальной вырубкой лесов). В результате проведенного мной опроса практически все опрошенные считают, что гибель дерева сильно влияет и на душевное самочувствие. Кроме этого мы знаем, как мы зависим от кислорода, который вырабатывают деревья.

Сон о перебинтованном дереве

Во время одного из моих сновидческих семинаров одна женщина примерно 50 лет рассказала мне впечатляющее сновидение о перебинтованном дереве.

В палисаднике моей крестной матери перед домом стоят четыре большие ели. К моему удивлению они были пересажены за дом и рассредоточены на широком лугу. Я иду дальше и вижу на краю причудливо перебинтованное дерево. Его крупные ветви и мелкие веточки до самого ствола обмотаны большим бинтом. Мне грустно, что это большое дерево столь сильно ущемлено в своем естественном росте.

По поводу первой части сна сновидица рассказывает, что ее годами раздражает то, что эти четыре ели в палисаднике ее крестной должны рядышком ютиться на ограниченном пространстве. 30 лет назад, когда они были посажены, им было вполне достаточно места. Благодаря особой заботе крестной деревья выросли высокими и чрезвычайно красивыми. Всякий раз, когда сновидица навещает свою крестную, она злится, что деревья затеняют дом. Будь ее воля, она бы уже давно спилила эти деревья и посадила новые. Очевидно, душа учла этот импульс во сне и пересадила деревья за дом.

Когда сновидица поделилась своими фантазиями по поводу сна, внезапно в голову ей пришел еще один забытый мотив. Палисадник, уже вскопанный во сне, следовало бы удобрить ванилью. Это странное предложение достаточно позабавило сновидицу. Она очень любит ванильное мороженое, ей нравится вкус ванили в блюдах. Из дальнейшего разговора сновидица поняла, что она должна сделать больше для почвы в палисаднике, чем в своей прежней жизни. В последние годы сновидица больше времени уделяла своей душе и саморазвитию, поэтому она так сильно испугалась, увидев забинтованное дерево.

Как ведущий группы этого сновидческого семинара, я предложил упражнение, которое позволило бы проникнуться внутренним состоянием этого дерева.

Я попросил сновидицу в жестах изобразить нам, как было сковано дерево. Сновидица показала нам это в виде строгой солдатской выправки. Руки были неподвижно и судорожно прижаты к телу. Я предложил, чтобы мы все в группе повторили эту позу. Сновидица немного смущенно скомандовала: «Живот втянуть, грудь вперед!» При этом плечи почти автоматически высоко поднимались вверх. Чтобы глубже проникнуться образом перебинтованного дерева, я предложил сильнее прижать руки к телу и еще сильнее напрячь все тело. После того как мы проделывали это упражнение в течение часа, я попросил каждого расслабиться и занять удобное положение. Все облегченно вздохнули и обрадовались, что могут расслабиться.

После этого упражнения всем участницам и участникам группы внезапно стало понятно, что хотело сообщить сновидение образом перемотанного дерева. Из длительного обсуждения я резюмировал несколько идей, касающихся самопознания. Сновидице стало ясно, что она и ее внутреннее древо жизни забинтованы точно так же, как это показано во сне.

Несмотря на то что в последние годы в сознательной жизни была проделана большая работа (что сон иллюстрирует в образе ухоженного палисадника), в глубинных слоях души есть блокады, всплывающие на поверхность сознания. Сновидица узнает себя в этом образе, в частности по структуре характера и личной манере поведения.

Кроме того, она рассказала, что она из семьи прусского офицера, где правильные манеры и корректность представляют наивысшую ценность. С большим трудом ей удалось вырваться из этих рамок и немного поменять свои взгляды.

Примечательна и взаимосвязь между положением тела и забинтованным деревом. По этому поводу сновидица выразила мысль, что, быть может, обмотанные ветви способствовали прямому и интенсивному росту ствола дерева. Аналогично сновидицу с ее стройной фигурой можно отнести к лептосомному типу. Маленькие, худые и вялые руки свидетельствуют о низкой способности завязывать отношения с другими людьми. Точно так же и дерево с пышной кроной было заторможено бинтами в своем росте. Сновидица была поражена этим сном и глубоко тронута тем, в каких чудесных образах способна душа представить характер и скрытые части личности.

Дерево как убежище

Другая сновидица, 48 лет, случайно выпрыгивает в своем сне из дома и приземляется на дерево, которое плавает в воде. Вода сильно взбаламучена. Высокие волны пугают сновидицу. Тем не менее дерево держится на плаву, служа для сновидицы убежищем и защитой. У сновидицы есть проблема: она не может оставить отчий дом и ослабить тесные отношения с родителями, изменить их. Но, как и во сне, она может выпрыгнуть из дома, что и делает. В реальных же отношениях с родителями это пока невозможно. При этом сон отчетливо сигнализирует о трудностях ухода из родительского дома. Тем не менее обязательность и необходимость этого шага, с которым непременно сталкиваются люди этого возраста, волнуют и пугают сновидицу до глубины души. Выражением взволнованности и страхов служат высокие и угрожающие волны.

В простых образах сон указывает на то, что, покидая отчий дом, не обязательно гибнуть во взбаламученных чувствах, ведь есть дерево, которое спасет и укроет. Если сновидица удержится на этом дереве, вода понесет ее и она не утонет.

Это наталкивает нас на мысль о древе познания, которое нам известно из библейской истории. Деревья в наших снах часто указывают на какое-то важное место и убежище или дают понять, как жить дальше.

Эта сцена напоминает также рисунок из зальцбургской Библии бедных XV века[2], где Иона, спасаясь из пасти морского чудовища Левиафана (символ материнского начала), хватается за дерево на спасительном берегу. Этот же мотив присутствует и во сне психически травмированной женщины, которая прыгает в воду и спасается на дереве.

Как дерево отбивает мяч

Я стою на балконе дома. Моя 15-летняя дочь взбирается по кованой балконной решетке. Из толпы мне бросают большой красный мяч. Я не могу его поймать, поскольку я не достаточно близко подошла к решетке. Соответственно, я наклоняюсь немного вперед, чтобы поймать мяч. Тут происходит что-то невероятное. Падающий назад мяч ударяется о дерево, расположенное за людьми, и отпрыгивает ко мне на балкон. С большой радостью я хватаю мяч в руки и просыпаюсь с ощущением счастья.

Этот сон приснился 52-летней женщине через несколько дней после сновидческого семинара.

Работа над снами вызвала у женщины всплеск душевных переживаний. Беседы с участниками и участницами курса принесли ей много положительных эмоций, однако ей было очень трудно принять оказанное доверие и человеческую близость. Сначала сновидица не могла понять, почему ей не удалось поймать большой красный мяч. Но в процессе группового обсуждения ей стало ясно, что это связано с отвергнутыми чувствами группы.

Как и во сне, в реальной жизни сновидице трудно переступить через определенные границы в отношениях, чтобы сблизиться с другими людьми. Из-за страха и застенчивости сближения с другими она, как правило, старается не переступать установленные рамки в отношениях. Ее родная дочь, с которой она идентифицируется во сне, напротив, намного смелее и больше доверяет себе.

Особенно поразила вторая часть сна. Только после того, как мяч отпрыгнул от дерева в правильном направлении, она смогла его поймать. Дерево дало мячу правильный вектор, чтобы его можно было поймать. Пока что чувства и внимание людей не могут быть восприняты напрямую, только опосредованно, через дерево. Сновидица представила это дерево зимой, голым. Ей больше нравятся деревья именно в эту пору года, поскольку только тогда взгляду открываются четкие очертания кроны, вплоть до мельчайших ответвлений. Если же дерево утопает в листве, просто невозможно достучаться до чувств сновидицы.

Образ голого дерева и ситуация во сне, когда красный мяч группы нельзя поймать напрямую, указывают на определенную манеру поведения и систему взглядов сновидицы. Поскольку голые деревья нравятся ей больше, чем покрытые листвой, ей присуща определенная холодность и дистантность в отношениях с людьми.

Только после того, как она в разговоре распознает и поймет намерения и желания других людей, она может быть с ними открытой.

Подобные трудности в отношениях отчетливо изображает сон, в котором красный мяч чувств может быть пойман только с помощью дерева. В процессе группового обсуждения этого сна мы вышли на символику древа жизни и древа познания. Приснившееся дерево словно отыгрывает до сих пор не осознанную часть жизни сновидицы. В этом мы усматриваем значение и функцию древа жизни. Символ древа познания в этом сне проявляется следующим образом: чувства сновидицы могут быть восприняты только после того, как они будут пропущены через мышление и сознание. Образ мяча обращает сновидицу к воспоминаниям детства. В то время у нее было много проблем, и она ни разу не играла с другими детьми в мяч. Из-за этого она часто чувствовала себя изгоем среди других детей, не имея возможности даже пообщаться и поиграть с ними. И хотя позже она смогла добиться многого в жизни, включая признание в обществе и хорошую карьеру (что во сне отчетливо видно в позиции наблюдающего с балкона), в конечном счете она чувствовала себя в изоляции.

Некое чувство духовного превосходства и возвышенности (как в образе на балконе) долгие годы определяли ее жизнь. Лишь благодаря этому сну сновидица смогла понять, насколько трудно и тяжело ее родным, друзьям и знакомым добросить до нее мяч. Но благодаря длительной и интенсивной терапии ей в большей степени удалось принять жизнь во всей полноте, со всеми плохими и хорошими сторонами. Большой красный мяч следует понимать как полноту жизни, которую она теперь может взять в руки. Говоря символически, мяч может служить символом Самости. Эта Самость как глубочайший источник нашего самопознания не проявляется сама по себе, просто в результате встречи или общения с другими людьми, но часто требует символического вне человека, чтобы дать нам пас. В этом смысле деревья в снах часто привносят в нашу жизнь нечто новое.

Новая идентичность через дерево в сновидении

Иногда между человеком и деревом возникает глубокая связь. В частности, открытые и чувствительные люди способны глубоко проникнуться отношениями, сочувствовать и сопереживать. Если в течение жизни с деревьями был связан позитивный опыт, который смог запомниться и остаться живым в памяти, со временем он может снова ожить во сне в виде воспоминаний. Когда в трудные периоды жизни личные чувствительность и чуткость требуют от нас перемен, деревья в снах могут указать нам дорогу к спрятанным внутри нас корням.

Следующими примерами хочу показать, как в минуты отчаяния и неверия в собственные силы идентичность может быть усилена особенно ярким сновидением. Именно в подобные критические моменты следует искать отраду в деревьях. Вопрос писателя Гюнтера Айха «Кто хотел бы жить без отрады, которую дарят деревья?» выразительно облекает в слова то, что испытала наша сновидица.

На момент представления сна госпоже Ханн (псевдоним) было 46 лет. За несколько дней до этого она выписалась из больницы. Она перенесла операцию на женских органах. Впоследствии у нее возникли осложнения в виде продолжительных болей. В последние годы она чувствовала себя ослабленной и истощенной. Она надеялась, что после операции сможет обойтись без таблеток и жить без страха перед новой беременностью.

Укрепление и воодушевление через сон

О ее взаимоотношениях в семье и на работе имеются следующие данные. Госпожа Ханн ощущала, что к ней чрезмерно требовательны и дома, и на службе (она социальный работник). Свое желание оказаться однажды одной и что-то поделать для себя реализовать она не могла. Даже собственный муж, инженер, очень занятый работой и имевший по-настоящему твердый характер, мало понимал ее.

Среди трех детей возрастом 18, 16 и 12 лет больше всего хлопот доставлял старший сын. В какой-то момент он замкнулся и не хотел ни с кем разговаривать. Его успеваемость в школе ухудшилась, а все потому, что каждый в семье живет для себя, мало интересуясь жизнью других. Никто открыто не конфликтует, но и на взаимопомощь рассчитывать не приходится.

Вкратце описанная ситуация позволяет понять, что госпожа Ханн не ждет помощи ни от своего мужа, ни от других людей, только от дерева во сне. Ниже привожу важный для нее сон, оставивший сильное впечатление.

Я вижу дерево. Оно очень красиво и ничем не стеснено. Оно большое и сильное. Крона имеет насыщенный зеленый цвет. Я рассматриваю дерево и вижу, что его ветки сильно колышутся. Теперь я на дереве. Я ощущаю его сильное колыхание, и я колыхаюсь вместе с ним. Потом я отпускаю руки и ноги, а следом и тело, соскальзываю по стволу вниз и иду прочь. У меня такое ощущение, что я часть дерева, но при этом я всецело остаюсь собой. Я чувствую себя невероятно сильной.

Сновидица рассказала, что за несколько дней до сна ее выписали из больницы. «В последнее время я очень часто чувствую себя ослабленной и истощенной. Но я надеюсь, что смогу отдохнуть без таблеток и страха перед новой беременностью». Образ дерева вызвал у госпожи Ханн воспоминания о первом отпуске в 1955 году, на который она самостоятельно заработала. Она рассказала:

«Во время путешествия по Гарцу (горы в Германии) я увидела красивое, стоящее особняком дерево – большой и крепкий бук. Я долго рассматривала его, и это делало меня счастливой. Весь отпуск прошел успешно. Я тогда была одна, и мне не нужно было ни под кого подстраиваться. Опасность пренебречь своими желаниями и подстроиться под других у меня очень высока.

Этот отпуск и в особенности переживания, связанные с деревом, были очень важны для меня: благодаря своей самостоятельности и независимости в работе я смогла отряхнуться от старых отношений (например, уехать из родительского дома). После этого отпуска я связала себя узами брака, который поверг меня в новую зависимость. Но я была не в состоянии добиться достаточной внутренней свободы и независимости».

Самостоятельное толкование сновидений

В этом месте следует сказать, что госпожа Ханн письменно обработала свои сны в соответствии с 16 вопросами к самостоятельному толкованию сновидений из моей книги «Сновидения как советчик».

С пользой для себя она обработала свой сон и предоставила мне письменные наброски. В качестве дополнений и амплификаций ко сну сновидица сделала следующие записи.

«Будучи ребенком, я часто рассматривала книгу со сказками с иллюстрациями Гюстава Доре. Особенное впечатление на меня производили леса с их таинственной темнотой, разветвленные корневища и выступающая вперед листва деревьев. Деревья часто представлялись мне тогда заколдованными живыми персонажами. Долгое время я упивалась литературой романтизма и предавалась мечтательному созерцанию природы. Сегодня мне больше нравится подмечающее или даже мистическое описание природы Камю или Петера Хандке. О моем общении с деревьями и моем сне многое может рассказать важное для меня стихотворение Эзры Паунда:

Девочка
Дерево пронзило ладони мои,
Сок жизни поднялся по рукам,
Ствол в груди у меня отвердел –
К земле направлены ветви,
Что торчат из плечей моих, будто руки.
Ты – то дерево,
Ты – мох, укрывший его,
Фиалка, обдуваемая ветром – ты.
Дитя, столь возвышенна и безрассудна
Твоя неосторожная любовь к миру.
                                            перевод Михаила Гунина

Сновидица сообщила дальше, что она была сильно впечатлена генеалогическим древом своей семьи по отцовской линии. Она часто стояла перед красочно нарисованными, далеко разветвленным ветками генеалогического древа и зачитывалась отдельными именами и датами жизни родственников.

По словам госпожи Ханн, она не только символически взаимодействует с деревом из своего сна, но и в реальной жизни общается с деревьями из окрестного леса.

«Сейчас мы живем недалеко от леса, в котором есть моя ель. Иногда я прихожу к ней, прислоняюсь или кладу на нее ладони. Иногда я часами сижу под елью, облокотившись о ствол спиной. Эта ель не совсем здорова (как, собственно, и я: страдаю от сердечной недостаточности и стенокардии). Прямо у самого корня на стволе есть глубокое трухлявое дупло. Но ветки и иголки все еще сильны. Прислоняясь к стволу, я представляю, что идентифицируюсь с деревом, становлюсь деревом. Его – моими – корнями крепко держусь я за землю. Я чувствую себя хорошо и уверенно. Я связана с питательной силой земли, с почвой, которая меня держит и придает мне сил. Хороший грунт позволяет мне свободно и прямо держать свой ствол, свое Я. Здесь я свободно могу развивать заложенные во мне способности и умения. Таким образом, из меня может получиться красивое, крепкое и здоровое дерево.

В моей раскидистой кроне, покрытой пышной зеленью, многие и многое находят себе приют и защиту, успокоение и радость. Этот позитивный образ я фиксирую в воображении. После этого я отделяюсь от дерева. Я способна идти дальше, способна сохранить и взять с собой импульс, силу, которую я получила от дерева».

После того как она рассказала о своем опыте, всем стало понятно, что госпожа Ханн способна общаться с деревом и телом, и душой. Это яркое сновидение поразило ее до глубины души. Это целостное переживание можно еще глубже дифференцировать и объяснить благодаря аналитической психологии К. Г. Юнга с помощью четырех основных функций сознания. Каждый из нас выстраивает свою жизнь, полагаясь на мышление, чувства, ощущения и интуицию.

У каждого человека эти четыре функции, формирующие индивидуальность, по большей части переплетены и неразрывно связаны друг с другом. Точно так же и в наших сновидениях вырисовываются черты нашего характера и различные части личности. Каждый сон и каждый символ человека произрастают на личном «компосте».

В своей книге о психологических типах К. Г. Юнг утверждает, что символ «составляется из данных, поставляемых всеми психическими функциями… Богатство предчувствием и чреватость значением, присущие символу, одинаково говорят как мышлению, так и чувству, а его особливая образность, принявши чувственную форму, возбуждает как ощущение, так и интуицию». (Jung, CW 6, § 823).

С помощью упомянутых выше 16 вопросов из моей книги «Сновидения как советчик» госпожа Ханн описала различные аспекты своего типологического восприятия в контексте этого сна, например:

«Ощущения: во сне я хорошо ощущаю стойкость дерева, подвижность его веток. Я всем телом воспринимаю чувствительность дерева и затем перевожу ее в движение соскальзывания и ухода.

Мысли: на ментальном уровне мне понятно, что во сне в моей душе происходило нечто сверхъестественное. У меня приподнятое и праздничное настроение. Я нахожусь даже в некоем мистическом расположении духа.

Интуиция: сон дает ощущение, что я могу выбраться из нынешней неудовлетворительной и запутанной ситуации, если буду ориентироваться на свой позитивный целительный образ, более того, если я его в себе открою и разовью».

Отвечая на вопрос, как этот сон может способствовать самореализации, госпожа Ханн поделилась следующими размышлениями: «В образе прочно укоренившегося дерева, которое находится в контакте с источником жизни, сон указывает мне, что я, пожалуй, сама без корней, то есть часто без собственной позиции и подлинных религиозных взглядов, поэтому мне следует приложить усилия, если я хочу раскрыть и развить свою Самость. Если я найду доступ к источнику силы, то мои способности разовьются сами собой, спокойно и поступательно. Прежде всего следует исключить опасность распыления физических сил и, как следствие, психического выгорания. Если я укоренюсь, то смогу больше не метаться повсюду в желании решить проблемы других людей. Мне необходимо сконцентрироваться на своих насущных проблемах. Прежде всего мне не следует тянуть все самой, ведь я связана с родником, из которого черпаю чистую воду».

Дерево как личный символ жизни

В заключение привожу некоторые ее соображения о понимании дерева как символа.

«Дерево для меня является символом жизни, но оно также служит и символом трансформации. Ежегодные изменения дерева – появление первой зелени, цветение, дозревание плодов, сверкающая пестрота осенних листьев и, наконец, опадающая листва и в конце голый силуэт дерева – все это очаровывает меня. И я вспоминаю о трансформации, изменении, достижении зрелости и умении отпускать, что требует постоянной работы над собой.

Крест представляется мне символом древа жизни. Крест несет исцеление и избавление. В образе креста, в его горизонтали и вертикали, встречаются божественная и человеческая жизни, взаимно пронизывая друг друга. Для меня этот сон служит посланием и возможностью преобразовать свою жизнь. Он говорит мне, что я имею право или даже обязана что-то сделать для себя, заняться своим развитием, радоваться жизни, наслаждаться прекрасным. Чтобы осуществить это, я должна разрешить себе на время остановиться и побыть наедине с собой. Но в этом как раз и кроется вполне определенная опасность. Для этого и многих других снов, которые мне снились, весьма примечательно, что там нет других людей, только я одна. Это говорит о том, что я не жду помощи от других людей, также говорит о том, что я избегаю конфликтов и возможности их уладить.

Хотя по долгу службы я именно этим и занята. В личных же отношениях я склонна избегать общения и конфликтных ситуаций. Кроме того, сон показывает мне, что я больше тяготею к языческому мистицизму (бук), нежели к христианской мистике (кресту). У меня сильно развито религиозное чувство, но во сне оно принимает не совсем христианскую окраску. Поскольку корни всякой религиозности уходят глубоко в одну и ту же первопричину, от которой все пошло и которой все закончится, я полностью спокойна».

В заключение я хотел бы обдумать вопрос, почему в столь горестной жизненной ситуации, а именно после операции на женских органах, ей приснился этот позитивный образ дерева. Согласно образному языку души и общепринятой символике, дерево представляет собой женственный и материнский первообраз. Оперативное вмешательство в интимную зону «ограбило» материнское чувство сновидицы. Чтобы легче пережить и справиться со столь мучительными внешними и внутренними обстоятельствами, душа создает образ внутренней связи с деревом. Поскольку дерево, как уже было сказано, представляет собой материнский символ, в аналитическом ключе мы можем говорить о возвращении к матери. Этот глубокий стремительный регресс к ранним формам восприятия можно представить в виде связи с первичной Самостью или поиска первичной идентичности. Данный опыт сновидица переживает в тесном общении с деревом как основополагающим материнским символом. Это происходит следующим образом: она не остается висеть на матери (=дереве), но становится на ноги, облагородившись и преобразовавшись.

Во сне обе стороны жизни распознаются как чувство: «Я являюсь частью дерева, но в то же время остаюсь самой собой».

С аналитической точки зрения мы можем сказать, что Я и Самость наладили друг с другом связь и взаимодействуют. Но эту временную идентификацию человека с деревом, как и эмоционально заряженную близость между Я и Самостью, следует отделять от сплавления этих двух сфер опыта в психозе.

Психотик, который «тронулся рассудком» и ведет себя как «безумный», в сильном душевном возбуждении, вероятно, объяснил бы психиатру: «Я дерево!». Фантастически, красочно и с упоением обрисовал бы он, как он одновременно ощущает себя корнем дерева, стволом или раскидистой кроной. Возможно, и свою нервную систему изобразил бы в виде несметного множества листьев. Этот фантастический образ мог бы и дальше углубляться и расширяться. Однако следует отмечать разницу между нормальным и психотическим способами восприятия действительности. В то время как психотик облек бы свои жуткие переживания в слова: «Я дерево!», человек с «нормально» функционирующим Я может сказать: «Я чувствую себя, словно дерево!». В то время как для одного дерево может стать символом, что может привести к волнительной встрече с деревом (как в нашем случае), второй теряет рассудок и сознание, сливаясь с деревом. Различие и дифференциацию подобных переживаний слияния можно было бы прояснить на примере сексуального оргазма (причем понятно, что большинство примеров хромают и помогают понять только какой-то один определенный аспект). Для нормального человека коитус является кратковременным переживанием счастья, и потом, после него человек снова может жить один и для себя. В свою очередь психотик остается пребывать в самообмане, будучи неразделимо связанным с деревом. Он не может ощущать себя «как» дерево, но живет «как» дерево. Если мы хотим вспомнить о корнях своей жизни, недостаточно лишь при случае думать о деревьях или просто визуализировать их. Нужно телесно соприкасаться, а иногда и идентифицироваться с ними, как, например, это пережила в своем сне Ханн.

Архетипические мотивы в сновидениях о деревьях

Во многих сновидениях, посвященных деревьям, образуется символическое измерение, где в личном мире образов возникает сверхличностный образ, который К. Г. Юнг обозначает как архетипический.

Архетип в себе необозрим, как, например, Бог. Мы распознаем его как главенствующий императив, обладающий особой действенной силой, по тому, в каких конкретных символах он изображает психический опыт и образные мотивы. Архетипы выступают в качестве резервных психических структур, которые одновременно проявляются как образ и как эмоция, подобно тому как свет одновременно есть и частица, и волна. По Юнгу архетипы, именуемые также первообразами, никак не могут повсюду распространяться только посредством традиции, языка, миграций, но всякий раз и везде возникают спонтанно, хотя и в своеобразной манере, на которую нельзя повлиять извне. Это утверждение обозначает не что иное, как формы, хотя и бессознательные, но тем не менее активные, то есть выражающие стремительную готовность. Эти формы присущи каждой психике, чьи мысли, чувства и действия они инстинктивно предформируют, влияют на них.

Следующие примеры должны наглядно объяснить, как архитепические первообразы возникают в сознании и что они порождают. Чаще всего это особые жизненные ситуации, которые ставят людей перед выбором и поэтому активизируют какой-нибудь архетипический шаблон, используя силу сновидения. Некоторые характерные черты архетипических образов приведены в конце главы.

Дерево с семью отростками

Одному члену религиозного ордена приснилось маленькое зеленое деревце, крона которого была вывернута наружу. Дальше картина сновидения меняется, и он видит узловатый дуб с прибитым к нему гербом. Надпись на нем практически неразличима. Сильные ветви низко клонятся к земле. Если присмотреться получше, заметно, что опустившиеся вниз ветви переходят в семь самостоятельных отростков, которые крепко укоренены в земле.

Сновидец рассказывает, что на момент, когда ему приснился сон, он пребывал во внутреннем конфликте, во внутреннем споре со своим орденом. Подобно тому как была расщеплена крона дерева, он ощущал, что его личность и его воля лишены чего-то. От него ждут послушания и требуют подчинения определенному решению ордена. В сильном стволе дуба этот 55-летний священнослужитель увидел свою личность.

При размышлении над словом, которое нельзя было прочесть на гербе, сновидцу пришло в голову понятие «нрав». Он понимал дерево как выражение собственного характера, своей сути и своей индивидуальности. Когда о дереве размышляли в группе, у многих присутствующих образ этого дуба вызвал ассоциации с животворной силой и сильным телесным ощущением. Дуб также ассоциировался с жизнерадостностью и несомненной стойкостью. Люди с характером, подобным дубу, отличаются практическим умом и хорошей деловой хваткой, которыми также обладал сновидец.

С другой стороны, сновидение и фантазии сновидца были раскритикованы в группе, поскольку и образ, и сам сновидец были несколько агрессивны по отношению к остальным участникам группы.

Озвученный конфликт с орденом и принуждение плясать под его дудку были увязаны с опустившимися вниз ветвями, которые, укоренившись, стали новыми деревьями. Рассказывая о мотиве сновидения, сновидец начал считать и сообщил, что он представил семь опустившихся вниз ветвей, которые проросли новыми стволами. Это число ассоциировалось не только с числом правил ордена и духовных добродетелей, но и с числом таинств католической веры. Это крещение, причастие, покаяние, послушание, помазание, брак и рукоположение (хиротония). Число семь снова повторяется в делах милосердия и добродетелей (например, веры, любви, надежды, справедливости, воздержания и так далее), равно как и в пороках и смертных грехах в качестве теневых проявлений добродетелей (например, алчность, страсть, блуд и так далее). Во многих мифах и религиозных воззрениях семерка является священным числом, поскольку это сумма трех (символическое число божественного) и четырех (мирского). Семерку можно отыскать в массе символических отсылок, особенно в религиозной сфере. В Месопотамии во времена вавилоно-ассирийского царства на цилиндрических печатях часто встречается мотив дерева жизни с семью ветвями. В привязке к фазам луны (лунный цикл 4 х 7) это число символизировало священный ритм жизни.

В сновидении о дереве это число символизирует укоренение как в растительном круговороте жизни, так и в космическом миропорядке. Одного участника группы могучий дуб натолкнул на мысль о дубе Донара (Тора, бога грома), который был срублен в период христианизации. Возник вопрос, насколько глубоко сновидец укоренился со своим дубом в германской мифологии и язычестве. Были выдвинуты предположения о том, как эта укорененность в происхождении и языческих истоках души связана и согласуется с другими сторонами индивидуальности, с христианскими добродетелями и христианскими основами веры. Вокруг этой позиции разгорелись нешуточные споры. Возник вопрос, действительно ли должны быть отсечены эти стороны нашей индивидуальности или крона должна разветвиться, как это показано во сне; возможны ли другие пути становления и укрепления в вере, которые бы учитывали естественную жизнь и душевные переживания. Кроме того, сновидец поделился фантазиями о том, произошло бы семикратное разветвление кроны и произрастание новых дерев, если бы крона не была расщеплена. Как видно, сон стал очень мощным символом для всей духовной жизни сновидца. С другой стороны, древесная символика этого сна выразительно и точно показывает то, как душа уплотняет многогранный опыт в зримые образы и какой вид она придает внутреннему опыту, сообщая конкретному человеку о его естестве.

Единорог как побудительная сила

Женщине средних лет, которая была очень склонна вытеснять свои природные силы и влечения, часто снился один кошмар.

Мне неоднократно сниться дикий необузданный конь в лесу. Во сне я отчетливо слышу приближающийся стук копыт. Я знаю и догадываюсь, что приближается дикий всадник на этом коне. Мой страх растет, я прячусь за толстым деревом. Конь проскакал мимо, я смотрю ему вслед и вижу, что всадник сброшен. Этот толстый дуб стал для меня настоящим спасением и укрытием.

Идеи сновидицы: робко и смущенно рассказывает она, как тяжело ей проявлять свои порывы и сексуальные фантазии. В ее понимании конь, скачущий по лесу и нагнетающий страх, – это некие силы, которые она вытеснила в бессознательное. Благодаря анализу символов, сказок и иносказательной речи мифов сновидица интерпретирует лес как область бессознательного. Очень важно, что она не вручается этим силам напрямую, не вступая в открытое противостояние, но способна спрятаться за деревом и там переждать опасность, пока всадник на коне не проскачет мимо. Это является для сновидицы важным знаком того, что она лучше понимает свои проблемы, когда обдумывает их на холодную голову. Сброшенный всадник при этом должен означать, что у нее есть некоторое опасение и страх перед встречей с мужчиной.

В связи с этим постоянно повторяющимся кошмаром у сновидицы появляется фантазия, что однажды конь наскочит на дерево и разобьет себе череп. Тогда, вероятно, опасность была бы устранена, и было бы покончено и с атакующими инстинктивными притязаниями.

Эти фантазии заставили меня вспомнить некоторые средневековые истории о единороге, о которых я рассказывал сновидице, чтобы проговорить и проработать ее наплывающие страхи. Единорог – это мифическое существо с одним рогом. Причудливые фантазии красноречиво повествуют об однорогих конях, ослах, драконах или даже рыбах. Для читателя выглядит разумно и убедительно, что в образах дикого всадника и в фантазии о единороге в сознание пробивается вытесненная инстинктивная сторона сновидицы. Рог единорога, который может пронзить насквозь, служит часто выразительным символом мощи стихии, в частности в средневековой символике единорог понимается как сильный дух жизни.

Во многих религиозных текстах средневековья единорог является и символом гневного и мстительного бога, который все же преображается и усмиряется на коленях у юной девы благодаря ее любви. К. Г. Юнг приводит множество связанных с единорогом мотивов в своем труде «Психология и алхимия», где, например, единорог может выступать символом злого и демонического. Потому и призывает святой Василий: «И будь осторожен, о, человек, остерегайся единорога, который есть Демон [рис. 249]. Потому что он замышляет зло против человека, и коварен в совершении зла …» (Jung, CW 12, § 525).

Когда сила сновидения вступает в конфронтацию с этой вытесненной инстинктивной силой, только дерево способно защитить сновидца от необузданного коня.

Деревья в лунном свете

Некоторые сны о деревьях проявляются в других образах и аллегориях, которые помещают их в определенные символические рамки. В качестве примера хочу привести сновидение одного теолога, которому приснилось дерево в лунном свете.

Речь идет о мужчине (сновидце) средних лет, который прошел повышение квалификации по оказанию пастырско-психологической помощи. Он дал согласие на публикацию его сна и рассказа о душевном опыте. Ниже привожу сон.

Я вижу, что над самой крышей церкви взошла луна. Она катится дальше и освещает деревья на старом кладбище возле церкви. При тщательном рассмотрении замечаю, что каштаны стоят в полном цвету. Я долго рассматриваю бесчисленные свечки соцветий. Издалека они выглядят, как маленькие новогодние елочки, украшенные фонариками. Листва окружающих их дубов прельщает игрой света и тени в тусклом сиянии луны. Вид освещенных луной дерев вызывает у меня чувство умиротворения и одновременно глубокое душевное волнение.

Особенным опытом для сновидца стали сильное чувство и душевная взволнованность.

Благодаря усердным занятиям ему как теологу удалось развить свои интеллектуальные способности гораздо сильнее, нежели эмоциональную сферу. Последняя стала ему доступней благодаря анализу сновидений. В процессе нашей совместной работы он научился связывать свои сны с личными переживаниями. Сны помогли ему ближе познакомиться со своими чувственными ощущениями и эмоциями. Некоторые символы стали для него знаковыми на пути личностной самореализации и укрепления в вере. К ним принадлежит и символ дерева, как в этом сне.

К так называемым остаточным впечатлениям дня, которые могли повлиять на этот сон, сновидец причислил следующие события и факты. Во-первых, на уроке религии он обсуждал со своими учениками, что миссионер Бонифаций недалеко от Касселя срубил дуб Донара. Во-вторых, церковь часто силой пыталась насаждать христианскую веру.

Также было озвучено множество других вопросов с критикой в адрес Церкви. В результате получилась невероятно оживленная беседа с детьми, в частности о насильственном обращении саксонцев в веру, когда их убивали тысячами только за то, что они не желали становиться христианами. Одна девочка вспомнила, как она где-то читала, что раньше самовольная рубка леса каралась смертью. Того, кто срубал дерево, убивали.

Было выяснено, что дуб германцы почитали священным деревом. Много святилищ с дубом в центре было воздвигнуто в честь Донара – бога грома и войны. В итоге сошлись на том, что христианство глубокими корнями связано с язычеством и предшествующими ему верованиями.

Сновидец, который прежде фанатично и убежденно отстаивал святое учение христианства, после этого разговора с молодежью стал задумываться над укорененностью христианской веры в язычестве. Цветущие каштаны во сне впечатлили сновидца гораздо сильнее, чем дубы. Каждый год, когда на старом кладбище возле церкви зацветали деревья, это представляло собой поразительное зрелище. Часто обращался сновидец в своей душе к цветущим деревьям, притрагивался к ним. Когда я его спросил, приходят ли к нему детские воспоминания о каштанах, он внезапно вспомнил старые каштаны из родной деревни. Детьми они часто играли под этими деревьями.

Оказалось, что детские воспоминания сновидца о дереве спрятаны в его душе гораздо глубже, чем думалось ранее. Свечки соцветий на каштанах казались сновидцу чрезмерно большими и похожими на рождественские елки. В мягком свете луны пирамидальные формы свечеобразных соцветий были еще выразительней. Кроме яркого убранства внимание привлекала и сама форма соцветий. Она возбуждала глубокие душевные переживания, о которых и шла речь во сне.

Сновидцу было важно и то, как расположены деревья на кладбище возле церкви. При случае он останавливается здесь, предаваясь воспоминаниям и раздумьям о себе. Для него это особенное место, наполненное глубоким символизмом, где покоились усопшие и в то же время над их могилами росли деревья как символ жизни. Луна, поднимавшаяся над крышей церкви и освещавшая цветущие каштаны мягким светом, внезапно навеяла сновидцу образ Девы Марии, парящей в небесах на полумесяце, – фресковое изображение на своде его церкви. Когда во время молитвы и литургии, стоя у алтаря, он при случае поднимал глаза вверх, перед его взором представала Дева Мария, стоящая на полумесяце. Он знал, что в откровении Иоанна Богослова (глава 12) о Мадонне на полумесяце написано как о жене, которая родит божие дитя. Там она изображена облеченной в солнце, на голове у нее венец из звезд, а под ногами полумесяц. До сих пор этот образ никак не трогал сновидца и был чужд ему. Но благодаря сну и всколыхнувшимся чувствам он стал для сновидца метафорой и символом.

Клиент, который до этого мало занимался феминистской теологией, обнаружил, что и в его собственной душе жив этот первообраз женского начала.

Поскольку Дева Мария изображена стоящей на полумесяце, в символе женское начало и чувственная образность полумесяца сливаются воедино. Можно добавить, что это две стороны одной и той же сущности. В заключение по поводу деревьев в лунном свете я хотел бы отметить, что в старых сказаниях и мифах часто говорится о лунных деревьях. Некоторые деревья часто отождествляют с Луной. При этом обе эти символические фигуры (дерево и Луна) отличаются женственностью. В качестве примера этих связей я хотел бы показать некоторые изображения лунных деревьев, опубликованные Эстер Хардинг. По этому поводу она пишет: «Иногда священное лунное дерево изображается как настоящее дерево с полумесяцем или лунным божеством в ветвях. Иногда образ дерева сильно схематизирован и часто напоминает усеченный столб. Есть изображения, на которых он так сильно изменен и упрощен, что выглядит как каменная колонна. Ствол дерева встречается и в мифах о лунных божествах. В некоторых лунных религиозных культах обтесывание дерева играет важную роль в ежегодно проводимом ритуале смерти или страданиях бога» (Harding, 1949, s. 42). [вставить рисунок из файла <Хардинг Лунное дерево.jpg>]

  1. Лунное дерево вавилонян напоминает цветок лотоса.

Нижние ветки несут факелы, которые символизируют сияние луны

  • Лунное дерево халдеев окружено живой изгородью
  • Лунное дерево халдеев с плодами

В образах деревьев и Луны сновидиц обнаружил архетипическое начало. Церковь во сне с рядом расположенным кладбищем и Луна были больше, чем просто явлениями нашей повседневности. Эти фигуры и аллегории стали символами, которые оживили в сновидце его женскую сторону, побудили ее к развитию. Через несколько недель сновидец вновь вернулся к своему сну о деревьях. Эмоциональная озадаченность привела к заземлению его духа. До этого он и помыслить не мог, что его христианские убеждения и теологический дух смогли так сильно переплестись с естественным и природным. И все благодаря деревьям, освещенным лунным светом.

Впоследствии он познал глубокую мудрость, которая содержалась в символике деревьев и луны.

Как и многие, кто благодаря изучению феминистской теологии заново открывает женские и материнские стороны в образе Божьем, сновидиц пришел к осознанию нового символа, который обладает чертами Богини-Матери. Изучая библейскую литературу, он по-новому открыл для себя написанное в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Jesus Sirach, 24,16-19):

Как терпентинное дерево,

Распластала я свои корни,

И ветви мои были пышны

И грациозны;

Как виноградная лоза, пускала я прекрасные ростки,

И побеги мои были полны красоты

И богатства.

Я Матерь истинной любви,

Страха, познания

И святого Упования;

Я одарю всех своих детей

Вечными дарами, но только тех,

Кого избрал Всевышний.

Идите же ко мне, кто меня жаждет,

И насыщайтесь плодами моими!

Этим сном, приведенным в качестве примера, я хотел вас подвигнуть к более внимательному отношению к своим снам о деревьях, чтобы вы подмечали, какой свет изливается на ваши деревья и как они освещены. Очевидно, душа что-то пытается сообщить, когда представляет деревья, залитые солнцем или освещенные лунным светом. Свет, изливающийся на деревья в наших сновидениях, одновременно проясняет и духовный задний план конкретного сновидения, но прежде всего личность сновидца. Пример должен был показать, как луна проливает свет на духовное развитие мужчины. Соответственно, деревья, залитые солнцем, сильнее пробуждают духовные силы в жизни женщины, содействуют им. Итак, если вы, будучи мужчиной или женщиной, в дальнейшем будете видеть в снах деревья, обратите внимание на свет, в котором они предстанут вам. Тогда вы сможете проникнуть в невидимую область духа, с которой соприкасаетесь посредством сна.

Учитывайте также и остаточные впечатления дня в вашем сне. Благодаря этому вы научитесь лучше понимать, почему выбраны именно те образы и символы, о которых вы размышляли и с которыми взаимодействовали накануне. При этом вы можете открыть для себя, что душа не просто буквально отображает определенные образы и вещи из реальной жизни, но и, как правило, расширяет и обогащает их. Очевидно, определенный опыт служит лишь крючком (точкой кристаллизации), на который нанизывается последующий опыт. Иногда бывает и так, что знакомые образы возвещают о будущем.

Предсмертный сон о древе жизни

Одна пожилая дама, которая глубоко интересовалась антропософией Рудольфа Штайнера, будучи уже при смерти, увидела сон, в котором она проходит через золотые врата и подходит к дереву жизни, растущему в раю. Этот архетипический символ дерева жизни, который нам хорошо знаком из библейских преданий, иногда появляется в предсмертных снах в последние минуты жизни.

Родственники таких умирающих сообщают, что лица этих людей были ясны и умиротворенны.

Очевидно, в таком опыте есть своя правда, о которой свидетельствуют библейское предание о дереве жизни (райском дереве) и откровение Иоанна Богослова, где (22.2) написано следующее: «Посреди их главной улицы и по обоим берегам реки растут древа жизни, которые плодоносят 12 раз в году, принося урожай каждый месяц. И листья дерев служат лекарством для многих языков». Особое ударение делается на местоположении дерев и их плодовитости. Древа жизни растут в небесном граде не как наши уличные деревья – сбоку от дороги, – а посередине, подобно тому как вначале древо жизни росло в центре Эдемского сада. Таким образом, дерево есть центр рая, нового Иерусалима, и абсолютный центр жизни. В конечном счете этот центр является не пространственным и мирским местом, но символом встречи и опыта, когда человек подходит к центральной точке своей жизни.

Поскольку во сне умирающая приходит к дереву жизни, кажется, что дерево образует середину между жизнью и смертью, между посюсторонним миром и потусторонней реальностью. В этом личном опыте обнаруживается и архетипический мотив, где дерево жизни предстает одновременно и космическим деревом. Оно объединяет три космические сферы (небо, землю и преисподнюю) и становится связующим символом, как, например, лестница во сне Иакова, по которой восходят и нисходят ангелы.

Характерные черты архетипических снов о деревьях

В конце я бы хотел указать некоторые отличительные черты, с помощью которых вы сможете распознать, изображает сон только ваш личный символ или же сверхличностный первообраз. Если ваш сон касается вас «напрямую» (Пауль Тиллих) и производит глубокое впечатление, скорее всего он архетипический.

В то время как в обычных снах мы лишь опосредованно соприкасаемся с нашими повседневными трудностями и личными проблемами, архетипические сны затрагивают нас напрямую, требуябезоговорочного признания и повиновения. В архетипическом сне эмоции больше и сильнее, чем во время душевного переживания, возбуждения или какого-нибудь эмоционального состояния. Человек, впечатленный архетипом, не только становится взволнованным и возбужденным, но и более внимательным к движущему мотиву, который глубже и объемнее собственной жизни и духовного опыта.

Хотя образное и эмоциональное неразрывно связаны друг с другом, я хотел бы последовательно описать их. Архетипическими являются те первообразы, которые в религиях почитаются священными символами. Это, например, древо жизни или дерево с семью ветвями, которое нам известно из изображений на аккадских и киммерийских цилиндрических печатях и образ которого мы видим в иудейском семиствольном светильнике. Точно так же и мифы народов отражают архетипические символические системы. В них чувствуешь себя воодушевленным, в полной сохранности и безопасности, когда узнаешь в своем сне отрывок из какого-то мифа (или целый миф). Тот, кто хотел бы ощутить это, должен изучить специализированную литературу, которая есть в открытом доступе. Без этих изысканий послания наших архетипических снов так и останутся темными и неясными. Архетипические сны посылают нам убедительные послания, воздействие которых мы не можем игнорировать. В эти сны прорывается нечто такое, что не просто исходит «от» нас, но и, охватывая, проходит «сквозь» нас. Эти пространственные образы не следует воспринимать буквально. Они иносказательно указывают на нечто «абсолютно другое».

В заключение остается добавить, что в конечном счете архетипы нельзя объяснить полностью, но их действенность и впечатляющие первообразы не следует оставлять без внимания.

Библиография

Ave-Lallemant U. Baum-Tests. Mit einer Einführung in die symbolische und graphologische Interpretation. – Olten, 21980

Bauerreiss R. Arbor vitae. Der Lebensbaum und seine Verwendung in Liturgie, Kunst und Brauchtum. dcs Abendlandes. – München, 1938

Berkova D. Warum die Bäume nicht mehr sprechen können. – Werner Dausien, 1976

Bernatzky A. Baum und Mensch. Frankfurt, 1973

Eliade M. Ewige Bilder und Sinnbilder. – Freiburg, 1962

Faraday A. Deine Träume – Schlüssel zur Selbsterkenntnis. – Frankfurt, 1978

Fischer S. Blätter von Bäumen. Legenden, Mythen, Heilanwendung und Betrachtung von einheimischen Bäumen. – Frankfurt, 1983

Foos Ch. Baum. // Ursymbole und ihre Bedeutung für die religiöse Erziehung  – München: v. H. Kirchhoff, 1982

Frazer J. G. Der Goldene Zweig. – Frankfurt, 1977

Gollwitzer G. Bäume. Bilder und Texte aus drei Jahrtausenden. – Schuler, 1980

Hildegard von Bingen. Heilmittel. 3. Buch: Von den Bäumen. – Basel: Basler Hildegard-Gesellschaft

Harding E. Frauen-Mysterien. – Zürich, 1949

Hark H. Der Traum als Gottes vergessene Sprache. Symbolspsychologische Deutung biblischer und heutiger Träume. – Olten, 1985

Hark H. Träume als Ratgeber. Deutungshilfen für die Praxis. – Olten, 1983

Hark H. Religiöse Neurosen. Ursachen und Heilung. – Stuttgart, 1984

Jacobi J. Der Baum als Symbol. // Zeitschr. f. Analytische Psychologie, Vol. 6, Nr. 3, 1975

Jacobi J. Vom Bilderreich der Seele. Wege und Umwege zu sich selbst. – Olten, 1985 (Sonderausgabe) Jung C. G. Psychologie und Alchemie. // Ges. Werke 12. – Olten, 1984; Grundwerk, Olten, 1984

Jung C. G. Der philosophische Baum. // Ges. Werke 13. – Olten, 1982

Jung C. G. Der Mensch und seine Symbole. – Olten, 1984; Sonderausgabe,1984

Kast V. Der Teufel mit den drei goldenen Haaren (Weisheit im Märchen). – Stuttgart, 1984

Kettler W (Hrsg.) Der Lebensbaum. Ein Ursymbol aus Mythos und Tiefenpsychologie. – München, 1976

Lurker M. Der Baum in Glauben und Kunst. Baden-Baden, 1960

Mannhardt W. Der Baumkultus der Germanen und ihrer Nachbarstämme. – Berlin: Mütsch-Engel, A., 1875, Bäume lügen nicht, Göttingen, 1984

Neumann E. Die Große Mutter. – Olten, 31978, Sonderausgabe, 1985

Pils E.-M. Psychologische Studie zum Baum in der Kindererziehung, Dipl. Arbeit PH. – Karlsruhe, 1984

Raach K. H. Wer möchte leben ohne den Trost der Bäume. – Herder, 1985


[1] Глава из книги «Сновидческое дерево. О корнях души» (Hark H. Traumbild Baum. Vom Wurzelgrund der Seele Taschenbuch. – Olten: Walter Verlag, 1987). Перевод с немецкого Сергея Клюя.

[2] Средневековая иллюстрированная Библия, отпечатанная с деревянных досок. – Примеч. пер.

Комментарии запрещены.