№2 2021 Время и Смерть

Вступление

«Уж сколько их упало в эту бездну, // Разверстую вдали! Настанет день, когда и я исчезну…» Этот номер посвящен тому, что неумолимо и безвозвратно ограничивает нашу жизнь и неизбежно влияет на нее – времени и смерти. Болезненное столкновение с собственной конечностью переживается нами, как и всем человечеством, сейчас и всегда. Время пандемии вынуждает к осознанному отношению к смерти, она вновь становится частью жизни, учителем, помощником, тем, что позволяет придать ценность жизни. Помня о смерти, провожая близких навсегда, мы пересматриваем наши отношения со временем, которое отпущено для бытия среди живых.  Смерть – жестокий наставник, но она делает нас более зрелыми и ответственными, дает возможность научиться трудному искусству находиться в моменте, в «здесь и сейчас», и заставляет думать об остающихся.

Суметь рассмотреть смерть как переход в иное бытие, принять ее трудные ритуалы – наш профессиональный долг. Сейчас наши пациенты приносят в аналитический процесс горевание, фобии, попытки избежать встречи с неизбежными прощаниями.  И нам надо принять этот вызов, повернуться лицом к неизвестности, ждущей каждого. Каждый уйдет в коллективное бессознательное, каждый в неведении об отпущенном времени.

Основную идею номера задает не публиковавшееся ранее эссе Юнга «Душа и смерть» – важные размышления о ценности смерти для работы души, потому что смерть – не «просто конец пути», но также «цель и свершение». Яркой иллюстрацией такого рода душевной работы является статья Кай Ли Вильямс: она описывает опыт переживания смерти очень близкого человека и тот процесс собирания и доращивания себя, который приходится делать после смерти – и оставшемуся здесь, и, вероятно, ушедшей душе там. Личный ракурс этой темы продолжает статья Юлии Казакевич: она рассматривает образы бессмертия и размышляет о содержании индивидуации на этапе заката жизни.

Неожиданный клинический взгляд на тему смерти предлагает Питер Мадд: он утверждает общность смерти с рождением и связывает переживание смертности с трансцендентной функцией, а важной задачей аналитических отношений считает обучение умиранию. Сергей Дремов также рассматривает смерть как продолжение жизни. Он привлекает обширный мифологический материал и развивает идею Юнга о страхе перед смертью, связывая его с непрожитой травмой, когда человек отбрасывается в лиминальное пространство и остается там навеки, воспринимая как угрозу все, связанное с изменениями.

Особая ценность юнгианского взгляда на смерть – в дифференциации Эго-позиции и позиции Самости, психической целостности по отношению к конечности бытия. Об их перетекающей друг в друга природе мы прочитаем в статье Сергея Моргачева, завершающей его публикации о природе психики. Удерживая разницу позиций сознания и бессознательного, мы можем последовать за пределы бытия в процесс трансформации с совершенно неопределенным исходом. И нам просто приходится это делать, когда происходит катастрофическое преобразование коллективной реальности, о чем нам рассказывают Ирина Борисюк, Илана Лах и Нина Хребтова.  

Важной репрезентацией конечности и необратимости смерти является время. Лидия Сурина и Татьяна Каблучкова рассматривают его архетипическую природу и показывают, как феномены времени влияют на индивидуацию.

И пока мы живы, нам важно увидеть, с кем мы рядом в нашем профессиональном духе. Мы запускаем серию интервью, очерчивающих географию российского юнгианства, и познакомимся поближе с частью наших уральских коллег. Впереди же новые встречи…

Юлия Власова, Мария Лосева, Елена Пуртова


СОДЕРЖАНИЕ

Точка зрения

Питер Мадд. Темная Самость. Смерть как фактор переноса

Татьяна Каблучкова. Анализ как практика времени

Лидия Сурина. Время и вечность Снежной королевы: Opus Albedo

Смерть и индивидуация

Карл Густав Юнг. Душа и смерть

Кайл Ли Вильямс. Сны о жизни и смерти

Сергей Дремов. Мертвое и смерть как условие индивидуации

Юлия Казакевич. После нас: индивидуальные и коллективные символы бессмертия в сновидениях и симптомах

Апокалипсис как трансформация

Ирина Борисюк. Трансформация культур, смена исторического цикла и новое сознание в диалоге юнгианских аналитиков

Илана Лах. Прочтение мифа индейцев племени хопи о творении в период коронавирусной пандемии:  архетипический образ уничтожения человечества

Нина Хребтова. От ковчега к теменосу. Лиминальность как источник новых способов смыслопорождения.

Интеллектуальные путешествия

Сергей Моргачев. Свет и тьма: опыт переживания и осмысления

Юнгианство на карте России: Урал

Роман Кононов: «В нашей профессии силами одного Эго сделать ничего нельзя»

Екатерина Терентьева: «Каждый юнгианский аналитик – это алхимик, кропотливо и неуклонно ищущий философский камень»

Елена Кузнецова: «Нам удалось создать очень дружелюбное благоприятное пространство».


Аннотации

Питер Мадд. Темная Самость. Смерть как фактор переноса

Цель автора – определить аналитическую модель, описывающую опыт ожидания смерти в бессознательном как опыт отношения Эго и Самости и, соответственно, как важнейшую точку на оси Эго–Самость. Такая теоретическая модель синтезирует разные аналитические концепты восприятия личности, включая и объектные отношения, и категориальный аппарат классического анализа, и юнгианские и постъюнгианские представления. Обращаясь к парадоксальному ви́дению рождения как первого смертельного опыта сепарации, автор уподобляет отношение человека к смерти аналитическим отношениям и рассматривает аналитика как неизбежную самостную проекцию, рассуждая в этой связи о возможностях и ответственности последнего.
Ключевые слова: рождение, смерть, Эго, Самость, супер-эго, интеграция, дезинтеграция, перенос, проекция, проекция Самости

Татьяна Каблучкова. Теория и практика времени

Предмет статьи – аналитические смыслы понятия «время». Развивая идеи М.-Л. фон Франц, автор рассуждает о возможных юнгианских подходах к времени в разных перспективах – мифологической, архетипической, клинической, физической. Точкой пересечения этих перспектив служит собственно анализ с его этапами, целями клиента и мишенями аналитика. Время анализа осмысляется, таким образом, через его задачи, а условность материальности и линейности времени становятся метафорами, показывающими, как именно могут пониматься и решаться задачи конкретного аналитического процесса.
Ключевые слова: Эго, архетип, клиническая практика, материя, плерома

Лидия Сурина. Время и вечность Снежной королевы: Opus Albedo

Статья посвящена аналитическому осмыслению сюжета «Снежной королевы» Г. Х. Андерсена как художественной квинтэссенции психологических смыслов бинарных архетипических образов, Самости. Это осмысление рождает в пространстве авторской рефлексии разные аналогии – мифологические, религиозные, философские, алхимические, естественно-научные – помещая андерсеновскую мифопоэтику в ядро европейской культуры и показывая, как разные области человеческого знания неизменно подтверждают универсальный характер юнгианского понимания инициации и индивидуации.
Ключевые слова: алхимия, Самость, индивидуация, альбедо, делание, Анимус

Карл Густав Юнг. Душа и смерть

Статья посвящена возможностям адаптации личного бессознательного к неизбежности биологической смерти. В этом смысле текст созвучен массивному корпусу наследия Юнга, который выходит далеко за рамки психологии в философскую и этическую перспективы. На их перекрестье утверждения о смерти как о естественной жизненной цели, о подготовке к смерти как осмысленном выборе второй половины жизни приводят автора к размышлениям над психическими категориями вневременного и внепространственного опыта, о непознанном потенциале психе и, соответственно, о важном терапевтическом и аналитическом ресурсе этих категорий в практической работе с клиентами.
Ключевые слова: вневременность, внепространственность, вторая половина жизни, биологический возраст, психологический возраст, рождение, релятивизация, перцепция

Кайл Ли Вильямс. Сны о жизни и смерти

В статье рассматриваются личные и архетипичные аспекты образов из шести снов, приснившихся во время болезни и после смерти сестры сновидицы. Статья связывает образы сновидений с нерешенными проблемами сиблинговых отношений, а также с типологической рефлексией сновидицы. В тексте также исследуются более широкие вопросы, касающиеся психологического процесса горевания, частых синхронистических событий, связанных со смертью и потерей, а также приводятся комментарии Юнга о жизни и смерти. Предлагаются решения типичных страхов смерти и рассматриваются варианты развития личной мифологии и символического сюжета о личном посмертном мире.
Ключевые слова: типология, архетип, мифология, экстраверсия, интроверсия, горевание, символ

Сергей Дремов. Мертвое и смерть как условие индивидуации

К. Г. Юнгом сформулирована идея индивидуации, соотносимая с естественным процессом развертывания наследственного материала, и на символическом уровне, говоря об индивидуации, мы должны отвести смерти надлежащую роль. Процесс индивидуации, развивающийся в русле мифологемы смерти – возрождения, рассматривается как нежелательный для эго-сознания, но значимый для развития коллективного сознания. Группа создает коллективный миф, воспроизводящий появление в ней специалистов, выполняющих посредническую роль между живым и мертвым. На этнографическом материале, посвященном шаманской болезни и становлению шамана у народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, рассматривается традиционная модель индивидуации, инициируемая темной стороной Самости. 
Ключевые слова: смерть, мертвость, индивидуация, травма, Самость, лиминальное пространство, шаман, шаманская болезнь

Юлия Казакевич.После нас: индивидуальные и коллективные символы бессмертия в сновидениях и симптомах

Статья посвящена осмыслению символов посмертного бытия и аналитической важности этих символов, придающих значение второй половине жизни и позволяющих психе подготовиться к смерти. В этом контексте обсуждаются соотношение коллективных и личных символов, символического проживания в первой и второй половинах жизни, проекционных символов бессмертия, психических переживаний наследия и наследства в разных культурных пространствах и, как следствие, интеграция личного символа, обеспечивающая психическую целостность.
Ключевые слова: симптом, символ, сновидения, Самость, трансформация, интеграция

Ирина Борисюк. Трансформация культур, смена исторического цикла и новое сознание в диалоге юнгианских аналитиков

Статья написана по материалам международного семинара Центра Юнга в г. Эшвилле 29 ноября 2012 года на тему «Юнг, майя и конец света». Основными темами дискуссии, нашедшими отражение в статье, стали причины роста социальной тревоги, признаки изменения восприятия лидерства, проявления феминного в современном мире, а также перспективы формирования нового сознания. Акцентом же этой дискуссии стал лейтмотив возрождения актуальности ключевых идей Юнга об отсутствии монолитности в индивидуальной и коллективной психике и о спасительном смысле интеграций теневых содержаний социума.
Ключевые слова: тревога, неопределенность, страх, феминное, трансформация, мифология, нарциссизм

Илана Лах. Прочтение мифа индейцев племени хопи о творении в период коронавирусной пандемии: архетипический образ уничтожения человечества

В статье пандемия рассматривается в контексте представлений о соотношении индивидуации и коллективного бессознательного, восходящих к идеям Эриха Нойманна. Анализируя космогонические мифы индейцев хопи как коллективные сновидения и рассматривая эти мифы в контексте библейской и индуистской космогонии, автор размышляет об архетипических смыслах коллективных угроз в истории человечества и об интеграции коллективной Тени как о спасении от уничтожения и профилактике новых угроз. Отсутствие такой интеграции, по мысли автора, оборачивается архетипической констелляцией разрушительных самостных сил и неизбежно ведет к коллективной катастрофе.
Ключевые слова: ковид-19, Самость, констелляция, индивидуация, символ, симптом

Нина Хребтова. От ковчега к теменосу. Лиминальность как источник новых способов смыслопорождения

Осмысление пандемического опыта приводит автора к определению пандемии как зоны лиминальности, необходимой для проживания архетипического контекста, его интеграции и последующему сотворению новых смыслов и новых мифов. Именно в этой связи в статье подвергается аналитическому осмыслению особая природа лиминальности, связанная со смятением, неопределенностью, а значит, потерей привычной идентичности и, соответственно, появлением новых возможностей для психического развития. Психическая ценность любого психического перехода осмысляется в статье как терапевтическая возможность самообновления и саморевизии.
Ключевые слова: лиминальная зона, идентичность, аффект, активизация, нуминозность, алхимический символизм

Сергей Моргачев. Свет и тьма: опыт переживания и осмысления

Автор, отталкиваясь от фундаментальной бинарной оппозиции сознательного и бессознательного как света и тьмы, размышляет о рождении энергии в их взаимодействии и, соответственно, о противоположном характере этих энергий. Анализируя психические бинарные оппозиции в широком философском и антропологическом контексте, автор утверждает парадоксальную иррациональность человеческого бытия в мире взаимной компенсации сознательного и бессознательного и рассуждает о спасительном значении психической идентичности.
Ключевые слова: свет, тень, сознание, бессознательное, идентичность, аффект, активизация

Российское юнгианство: Урал. Текст интервью: Екатерина Волкова
Роман Кононов: «В нашей профессии силами одного Эго сделать ничего нельзя»
Екатерина Терентьева: «Каждый юнгианский аналитик – это алхимик, кропотливо и неуклонно ищущий философский камень»
Елена Кузнецова: «Самое главное, что нам удалось создать очень дружелюбное благоприятное пространство»

Три интервью с руководителями уральских юнгианских организаций объединены общей темой взаимоотражения пути личности и пути сообщества. Так, Р. Кононов размышляет о связи индивидуации с юнгианской идентичностью и, соответственно, с идентичностью УРААПП, показывая, как трансперсональная Самость воплощается и в личной практике, и в различных исследовательских и образовательных проектах. Е. Терентьева, продолжая рефлексию Кононова и апеллируя к нему как к своему вдохновителю и учителю, рассказывает об образовательных проектах УРААПП и размышляет о возможностях объединения психологов как ярко выраженных индивидуалистов, о нуминозном ядре в юнгианском подходе и о профессиональной идентичности. Е. Кузнецова рассуждает о важности символа для юнгианца, о бессознательном в личной и групповой терапии и о возможностях реализации собственно юнгианских моделей в групповой работе.
Ключевые слова: юнгианское сообщество, Самость, символ, индивидуация, идентичность, нуминозное, алхимия, Эго, депрессия

Комментарии запрещены.