В номерах 2015 года мы много внимания уделили коллективным травмам и культурным комплексам. Этот выпуск журнала также посвящен теме травмы и комплекса – так, как видят их израильские коллеги.
В апреле 2015 года в Израиле состоялась Вторая школа для русскоязычных кандидатов IAAP. Первая школа проходила в декабре 2012 года, и она была организована только для членов Краснодарской и Киевской групп IAAP, чьими супервизорами являются израильские коллеги. Особенностью второй школы было то, что она была открыта для других групп, и поэтому на ней встретились юнгианцы Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Киева, Минска и Риги.
Программа школы предполагала лекции, супервизии, дискуссионные группы, матрицу сновидений и неформальные встречи с израильскими коллегами. Все эти формы работы были организованы вокруг основной темы школы – травма и комплекс. Безусловно, эта тема вызывала большую личную вовлеченность участников и трансформирующую внутреннюю работу. Отзывы о школе, ее атмосфере, инициированных ею размышлениях и переживаниях мы опубликовали на группе журнала в фейсбуке и сайте МААП. А теперь мы имеем возможность ознакомить с содержанием школы и читателей нашего журнала!
С разрешения израильских коллег мы публикуем прочитанные ими лекции. Основная часть текстов представляет собой переработанные аудиозаписи лекций, переведенные с иврита на русский Анной Ясовской, Викторией Райхер и Жанной Якиревич. Переводя расшифровки аудиозаписей в литературный текст, мы сохранили и ту часть лекций, в которой происходил диалог с залом. Поэтому вы сможете почувствовать себя соучастником школы через личные комментарии, вопросы и эмоциональные реакции. Все это не только передает атмосферу школы, но имеет важное смысловое значение – в некоторых случаях материал лекции совершенно особым образом раскрывался через обсуждение с аудиторией, как, например, в лекции Ноа Шварц Фейрштейн, а иногда отражал трудность эмоционального переваривания темы, как, например, в лекции Бати Брош Пальмони. Наоборот, «молчаливые» лекции показывали высокую степень погруженности аудитории в собственный внутренний опыт, как, например, в рассказе Михаль Труда о восстановлении утраченных родовых связей. Теперь и вы сможете соприкоснуться с волнующим и глубоким опытом работы с травмой через миф, сновидение, групповой процесс, контрперенос, личные архивы…
Включенные в этот выпуск работы наших коллег из Екатеринбурга и Москвы развивают ту же тему, но показывают разные подходы к ней: мифологические амплификации становятся способом понимания комплекса в статьях Юлии Казакевич и Любови Арефьевой, Роман Кононов выстраивает метафорическое видение комплекса, Татьяна Каблучкова опирается на интеллектуальные аналогии. Cам процесс понимания в юнгианской психологии становится основным объектом анализа в статье Сергея Моргачева, а работа Марианн Бурк поможет нам почувствовать в себе вечный источник возрождения.
Елена Пуртова, Мария Лосева
Содержание:
Точка зрения
* Казакевич Юлия. Некоторые архаические источники современной психики и их применение в юнгианском анализе.
* Бурк Марианн. Миф Рождества. Возвращение Божественного
ребенка.
Травма и комплекс. Материалы Второй израильской школы по аналитической психологии
* Абрамович Генри. Культурные комплексы в клиническом сеттинге. Аналитическая работа с палестинцем в израильский День памяти.
* Шварц-Ферштейн Ноа. Травма в индийской мифологии.
* Бауманн Ави. Травматические взаимоотношения.
* Крон Тамар. Работа сновидения в ситуации травмы.
* Трударт Михаль. Размышления о восстановлении
потерянных корней.
* Абрамович Иегуда. Эдипов комплекс: от психоанализа
до аналитической психологии.
* Брош Пальмони Батя. Работа с травмой в групповой терапии.
Анализ образа
* Арефьева Любовь. Тоска и поиск нуминозного в нарциссической личности.
Интеллектуальные путешествия
* Моргачев Сергей. Архетип, познание, антропный принцип.
* Кононов Роман. Синоптическая метафора для комплекса.
* Каблучкова Татьяна. «Шмедипов комплекс», или Кое-что об истоках родственных связей.