№3 2015 “Культурные комплексы”

Тему номера – культурные травмы и опыт их индивидуального и коллективного проживания – определили два события этого года: Вторая Израильская школа для русскоговорящих кандидатов IAAP «Травма и комплекс» (апрель 2015) и Первая групп-аналитическая конференция «Психоисторический триалог: Россия-Украина-Германия» (май 2015). Эта тема прозвучала в числе основных и на Третьей Европейской конференции IAAP в Триесте (август 2015), где рассматривалось, как культурные травмы и комплексы опосредуют юнгианское обучение, когда его проводят специалисты из других стран.

Мы приглашаем читателей в эмоционально заряженное пространство, где легко впасть в оценки и поиск правоты, с уверенностью, что юнгианский подход поможет пройти по этой территории, сохраняя объем и многозначность восприятия и понимания. Именно этот опыт – удержания неоднозначности – почерпнули участники школы и групп-аналитической конференции, и они щедро делятся с читателями своими инсайтами и размышлениями на эту тему. Его дополнят живые переживания Джен Винер – юнгианки еврейского происхождения в поисках своей парадоксальной идентичности.

Теоретической основой для юнгианского понимания культурных комплексов является работа Томаса Сингера, фрагмент которой мы публикуем в этом номере. Именно она поможет понять рассматриваемые нашими авторами сложнейшие проблемы национальной и культурной идентичности: русской, еврейской, американской, немецкой, советской, европейской, юнгианской…

Диалог противоположностей, в котором актуализируются внутренние и внешние конфликты, настраивает сложную оптику, которая позволяет заглянуть в собственные глубины.

Елена Пуртова, Мария Лосева

Точка зрения

Джен Винер Почему некомфортно быть еврейским юнгианским аналитиком?

Эрель Шалит. Воспоминание и растворение в толпе. Временная личность в поисках памяти

Культурный комплекс

Томас Сингер. Культурный комплекс и архетипические защиты коллективного духа. Младенец Зевс, Элиан Гонсалес, меч Константина и другие священные войны (размышления об «оси зла»)

Иегуда Абрамович. Диалог между Востоком и Западом как интрапсихический процесс

Герт Зауэр. Отношения, свобода, толерантность и культура. Принципы терапевтической работы в Восточной Европе

Андрей Можаров. Гражданин в аналитическом кабинете. Интервью с Джоном Биби

После конференций: опыт погружения в личное и коллективное

Штефан Алдер. Сообщение о первой международной русско-украинско-германской групп-аналитической конференции «Психоисторический триалог»

Марина Благовещенская, Роман Гершуни. Танец разрушения и созидания: Опыт погружения в личное и коллективное

Дмитрий Котенко. Опыт группового переживания коллективных травм.

Ольга Сорокина, Юрий Данько. Юнгианская политическая лаборатория в Москве: впечатления, размышления и некоторые итоги

Анализ образа

Валерий Трофимов. Пуэр в политике

Игорь Вайсбанд. Социологическая модель трансформации

Интеллектуальные путешествия

Сергей Моргачев. Архетип, познание, антропный принцип

Франсуа Мартен-Валла. Химера переноса. II: Некоторые теоретические соображения

Уолтер Лоджмен. Архетипы киберпространства

Комментарии запрещены.