Номер посвящен трансцендентной функции — одному из базовых аналитических понятий. Новый перевод статьи Юнга проясняет теоретическую суть этого термина, а статьи других авторов раскрывают его в реальных фрагментах сессий, чарующих образах и захватывающих сюжетах рождения символа в аналитическом процессе.
От редакции
От редакции
От редакции
От редакции
Трансцендентная функция — одно из базовых понятий аналитической психологии, которое при всей широте употребления, все еще нуждается в пояснении своего содержания. Поэтому мы публикуем новый исправленный перевод с немецкого одноименной статьи Юнга, выполненный Натальей Серебренниковой. Юнг убеждает, что в этом понятии нет ничего таинственного и, желая помочь нам понять его, сравнивает трансцендентную функцию с математической функцией мнимых и действительных чисел. Мнимые числа не существуют, но могут быть опознаны по их свойствам — прекрасная метафора, нам остается только соединить это «Элементарно, Ватсон!» с нашей практикой….
Авторы этого номера заземляют для нас понимание трансцендентной функции, демонстрируя ее воплощение в реальных фрагментах сессий, а также развивают дальше идеи Юнга. Например, в захватывающей статье Норы Мур пересекаются параллельно живущие психоанализ с акцентом на развитии Эго и юнговское таинство трансцендентной функции: автор рассматривает клинические случаи регрессии взрослых пациентов и показывает, каким образом формируется способность Эго к символизации. А в докладе недавно ушедшей от нас Оксаны Лавровой мы последуем за ее размышлением о структуре символического пространства, для описания которого она использует чарующий образ сети Индры — сеть с кристаллами, раскинутая в небесах и распростертая во все концы земли, во всех гранях которой одномоментно отражается любое психическое изменение.
Трансцендентная функция — не тот инструмент, который всегда в руках у аналитика и подконтролен ему, поскольку сознание зависит от участия или не участия бессознательного в этом процессе. Поэтому так интересны статьи наших авторов о практике анализа, что они помогают нам увидеть чудо рождение символа и вклад каждой стороны (сознательного и бессознательного, аналитика и клиента) в это событие.
Впечатляющее «акушерское искусство» демонстрирует Елена Поздеева: на анализе клинической виньетки она показывает, как возникшее на сессии молчание порождает у аналитика контрпереносный образ, помогающий в последующем обсуждении родиться новой психической структуре клиента.
Рождение символа приобретает особую значимость в конце анализа. Мариэтт Минье погружает нас в эти эмоционально трудные периоды, когда так нужна помощь сновидения, на которое могут опереться оба — и клиент, и аналитик. А наши коллеги Анна Панкова и Анна Синицына размышляют о ситуациях преждевременного завершения клиентами анализа, когда символ созидается аналитиком уже в отсутствие клиента (но ведь мистическое соучастие никто не отменял?) и сам обрыв может быть увиден как проявление трансцендентной функции.
Ритуалы (конца анализа, перехода с этап на этап), безусловно, помогают рождению символа. При невозможности опереться на ритуал ожидание символа может быть и мучительным, и даже опасным — как мы видим в статье Инны Кирилюк, посвященной подростковой анорексии. Автор вводит нас в мир переживаний подростка, который буквализирует трансформирующее переживание смерти в отказ от еды и вместо символа ритуального перехода души умерщвляет собственное тело.
Екатерина Плетнер видит символическим представителем трансцендентной функции одежду и показывает, как аналитик может использовать это видение в динамике аналитических процессов.
И мы сохраняем свои ритуалы и в последнем номере года обращаемся к важным событиям в жизни юнгианского сообщества. Наталья Серебренникова анализирует содержание пленарных докладов Международного конгресса IAAP в Вене (август, 2019), а Александр Пилипюк и Марина Бакулина делятся своими впечатлениями и размышлениями о духовном путешествии в Бразилию. И что важно – в каждом рассказе авторы не остаются в позиции очевидца, они ищут и создают символы своего соучастия, воплощая остающуюся загадочной трансцендентную функцию!
Елена Пуртова, Мария Лосева
Купить этот номер >>>
В номере
В номере
Т О Ч К А З Р Е Н И Я
ОКСАНА ЛАВРОВА. Сеть Индры для трансцендентной функции
НОРА МУР. Трансцендентная функция и формирование эго
И С Т О К И. Н О В Ы Й П Е Р Е В О Д
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. Трансцендентная функция
Т Р А Н С Ц Е Н Д Е Н Т Н А Я Ф У Н К Ц И Я И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П А Р А
ЕЛЕНА ПОЗДЕЕВА. Лары перекрестков. Оживающая пустота в пространстве терапии
МАРИЭТТ МИНЬЕ. Завершение анализа и формирование символа
АННА ПАНКОВА, АННА СИНИЦЫНА. Обрыв терапии. Утрата возможности или возможности утрат
Т Р А Н С Ц Е Н Д Е Н Т Н А Я Ф У Н К Ц И Я
И С И М В О Л
ИННА КИРИЛЮК. Анорексия: тело, психика, ритуал
ЕКАТЕРИНА ПЛЕТНЕР. Трансцендентные одежды. Ткань — границы и возможности
С О Б Ы Т И Я Г О Д А
НАТАЛЬЯ СЕРЕБРЕННИКОВА. Встреча с Другим — внутри нас, между нами и в мире
АЛЕКСАНДР ПИЛИПЮК. Путешествие песни: сoincidentia oppositorum
МАРИНА БАКУЛИНА. От странствий — к путешествиям. От впечатлений — к смыслу
Купить этот номер >>>
Аннотации
Аннотации
ОКСАНА ЛАВРОВА. Сеть Индры для трансцендентной функции
В докладе автор задается глобальным вопросом о границах рационального мышления и возможности рационального осознания трансцендентной функции, без проявления которой невозможна индивидуация человека. Обращаясь к культурно-историческому наследию разных эпох, автор показывает, как сознание препятствуют трансформации оси Эго–Самость, и демонстрирует, как психология сквозь времена и страны преодолевает ограничивающий психологическую жизнь причинно-следственный детерминизм «коллективного логоса». Важную роль в этой связи играет анализ гравюр знаменитого английского позднесредневекового мистика Роберта Фладда, и еще более важную — архаический миф о Сети ведического бога Индры, космическом пространстве первичной субстанции, существующем вне понятных человеку линейных координат и над этими координатами.
Ключевые слова: трансцендентная функция, Сеть Индры, Нагарджуна, Фладд, ось Эго-Самость, Anima Mundi, Hieros gamos, фрактал, алхимия, «Великая Тьма», миф, Наказава, Юнг.
НОРА МУР. Трансцендентная функция и формирование Эго
Автор представляет свои взгляды на формирующееся Эго, полученные из клинического опыта работы с несколькими взрослыми пациентами в регрессии. Трансцендентная функция представлена как непрерывное целое, которое берет начало вскоре после рождения и проявляется по-разному в процессе формирования границ Эго, влияя на то, как они растут. Автор рассматривает символы с клинической точки зрения, с особым акцентом на их телесную основу в чувственном восприятии младенчества и их отношение к Самости.
Ключевые слова: Эго, трансцендентная функция, проективная идентификация, символический эквивалент, символическая репрезентация, Великая мать, внутреннее ухо, идентичность.
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. Трансцендентная функция
Сокращенная для журнала версия вновь переведенной с немецкоязычного оригинала статьи Юнга «Трансцендентная функция». Автор рассматривает трансцендентную функцию как интеграцию сознательного и бессознательного и описывает способы, при которых это становится возможным в психотерапии или индивидуации: сновидения, спонтанное фантазирование, образы телесных движений и тд.
Ключевые слова: Юнг, трансцендентная функция, сознание, бессознательное, сновидения, фантазирование
ЕЛЕНА ПОЗДЕЕВА. Лары перекрестков. Оживающая пустота в пространстве терапии
В статье автор задается вопросом о значимости и содержании молчания на аналитической сессии. Через описание клинической виньетки автор показывает, как молчание, в котором аналитик ощущает контрперенос и размышляет о нем, может раскрыть историю пациента не только в понимании, но и в переживании, и дать клиенту новый, целительный опыт проживания собственного мира в присутствии Другого. Автор рассуждает о причинах торопливости выхода из молчания и предполагает, что одна из них — это желание слияние и невозможность пережить состояние отдельности с другим человеком, с его способом мышления.
Ключевые слова: контрперенос, ревери, аналитические рамки, фузионное поле, аналитическая пара, Тацита, Лары
МАРИЭТТ МИНЬЕ. Завершение анализа и формирование символа
Опираясь на два фундаментальных текста — «Конечный и бесконечный анализ» Фрейда и «Психология переноса» Юнга, — автор исследует эффект формирования символа во время завершения анализа. Такое формирование символа придает смысл завершению аналитических отношений и продолжению самоанализа через использование трансцендентной функции, сознательную работу над отношениями между силами сознания и бессознательного.
Ключевые слова: завершение анализа, Анима, Анимус, конфликт, вина, феминность, становление, новое рождение, проекции, мужской протест, sublimatio, формирование символа, перенос
АННА ПАНКОВА, АННА СИНИЦЫНА. Обрыв терапии. Утрата возможностей или возможности утрат
В статье авторы предлагают посмотреть на обрыв терапевтических отношений как на возможность создания игрового поля для проявления трансцендентной функции. Двигаясь в размышлениях от теорий развития к личному и коллективному бессознательному, они показывают способы игры разными метафорическими полями. Здесь представлены варианты игры с обрывами в метафорах оси Эго–Самость, переходов стадий развития, травмы или конфликта, архетипических энергий матери и отца, родительских комплексов. Используя логику плетения разных метафорических полей, в которых полезно «побыть» терапевту, переживающему обрыв отношений с клиентом, можно создавать собственные игровые пространства, целью которых является рождение символа.
Ключевые слова: метафорические поля, Эго, Самость, Герой, Великая мать, материнский комплекс, отцовский комплекс, разрыв, Ужасная мать
ИННА КИРИЛЮК. Анорексия: тело, психика, ритуал
Интерес и размышления автора направлены на исследование функции тела в процессе развития идентичности. Тело — наш верный спутник по жизни, проводник через «пороговый возраст», где мы проживаем кризисы, на которые не можем оказать влияния. Автор уделяет особое внимание анорексии как патологическому телесному отыгрыванию у девочек-подростков, которые переживают ожесточенный конфликт между движением к автономии и желанием зависимости.
Ключевые слова: анорексия, травма, вес, проблемы с весом, психологические защиты, внутренний преследователь, присутствующий преследователь, проекция, контейнирование, плохой объект, хороший объект, слияние
ЕКАТЕРИНА ПЛЕТНЕР. Трансцендентные одежды. Ткань — границы и возможности
В статье исследуется возможность обращения к одежде в психотерапевтическом пространстве и альянсе аналитик–клиент как к динамическому маркеру, отражающему процесс терапии. Автор предлагает посмотреть на гардероб клиента как на нечто «неизменное» третье, присутствующее на протяжении всего периода терапии. Одежда и ткани не только имеют эстетическую ценность и сообщают сведения о Персоне человека, но и неустанно передают информацию о содержаниях бессознательного и психических процессах. Внимательное исследование одежды в терапии может рассказать аналитику как о типе личности клиента, так и о его ведущей функции сознания. Обращение автора к обычаям и традициям, а также к клиентскому материалу, позволяет увидеть, как в процессе терапии внимательное отношение к одежде способствует развитию трансцендентной функции.
Ключевые слова: гардероб, одежда, ткань, Персона, трансцендентная функция, знак, символ, традиция, творческое формулирование, понимание, аналитическое третье
НАТАЛЬЯ СЕРЕБРЕННИКОВА. Встреча с Другим — внутри нас, между нами и в мире
В статье дан обзор пленарных докладов, прозвучавших на Всемирном конгрессе по аналитической психологии в Вене (Австрия) в августе 2019 года. Показан культурно-исторический контекст конгресса и сделана попытка осмыслить изменения в аналитической психологии в связи с быстро меняющейся ситуацией в мире. В контексте докладов на тему исследования Другого и Других автор размышляет о месте и значении юнгианства в современном мире — сегодня и в будущем.
Ключевые слова: травма, символ, сознание, архетип, нарциссизм, unio mentalis, unus mundis, аналитик, клиент, перенос, контрперенос
АЛЕКСАНДР ПИЛИПЮК. Путешествие песни: сoincidentia oppositorum
Эта статья является одним из разделов большого материала «Путешествие песни», посвященного юнгианскому осмыслению духовного путешествия Московской ассоциации аналитической психологии в Бразилию и Перу в феврале–марте 2019 года. Автор исследует символы целостности, порождаемые психикой, и ее стремление к исцелению в практиках бразильских религиозных течений и культов. Статья охватывает историко-культурные, этнографические и психоаналитические аспекты контакта с другими культурами, внутренними фигурами и архетипическими образами.
Ключевые слова: антропология, психоанализ, музыка, песни, мифология, аналитическая психология, шаманизм, ритуалы, племена, Перу, Бразилия, Амазония, тупинамба, кабокло, Кабоклос, алхимия, Эго, Самость, целостность, Журема, Ошосси, Ориша
МАРИНА БАКУЛИНА. От странствий — к путешествиям. От впечатлений — к смыслу.
В статье описываются личные впечатления участницы духовного путешествия МААП в Бразилию и Перу, которое состоялось в конце февраля — начале марта 2019 года. Поездку автор преподносит как странствие Героя под воздействием таинственного внутреннего зова со всеми традиционными этапами — встречами и приключениями. Города, туристические объекты, общение с перуанским курандеро и участие в церемонии, наконец, возвращение домой — все это, как утверждает автор, приводит к преображению.
Ключевые слова: импульс, интуиция, Герой, шаманские практики, обет, трансформация