№3 2014 “Искусство и аналитическая психология”

Тема номера – аналитическая психология и искусство. У аналитической психологии и искусства много общего, не случайно в двух работах этого номера эпиграфом взят фрагмент диалога Юнга с Анимой, где они обсуждают, чем же он занимается – наукой или искусством?   Известный специалист в этой области Кристиан Гайяр пишет: «Я хотел бы с самого начала сказать, что отношение Юнга к искусству не является «приложением» к его аналитической психологии… размышления об искусстве являются одним из оснований его клинической практики и его концепции отношений с бессознательным». Именно эту идею мы хотели воплотить в настоящем выпуске журнала.

Читая работу Ави Баумана о сказках, мы раскрываем для себя новые грани понятия индивидуации, в работе Григория Зайцева о переложении музыкальных текстов – аспекты Самости, в работе Виктории Нечаевой и Ольги Сорокиной о перфомансах – диагностические критерии пограничной личностной организации, в статье Льва Хегая о связи образа и религии – лучше понимаем юнговскую идею держаться ближе к образам.

Ценность искусства для нас – в расширении возможностей понять индивидуальную и коллективную психику. В этом номере гармонично соединены разные грани этого понимания: теоретическое (работа Сильвестра Войтковски), клиническое (статья Джой Шаверьен) и методическое (статья Натальи Серебренниковой). Внимание к бессознательному, ценность образа и символа, мастерство и спонтанность процесса – все это вместе и тонкое искусство, и глубокий анализ.

Елена Пуртова, Юлия Власова

 Оглавление

Точка зрения

Сильвестр Войтковски. Юнговский «комплекс искусства»

Лев Хегай. Образ и не-образ в современном искусстве и архетипической психологии

Григорий Зайцев. Некоторые аспекты композиторского творчества 

Искусство и бессознательное

Джой Шаверьен. Воплощение желания: искусство, гендер и анализ

Виктория Нечаева, Ольга Сорокина. Новая мистериальность. Параллельные процессы в актуальном искусстве и практике аналитика

Вера Зайцева. Воплощение музыкальной мысли как проявление Самости: к вопросу о процессах композиторского творчества

Наталья Серебренникова. Арт-терапевтические техники и юнгианский анализ

Ави Бауманн. Путешествие в мир теней

Анализ образа

Эрих Нойманн. О «Волшебной флейте» Моцарта

Петр Подлинев.  Малер: жизнь земная

Шаманский круг мифов. Весна – лето – осень – зима – и снова весна

Ольга Кондратова, Елена Ратничкина. Осенний архетип: Учитель. Миф об Аталанте

Поиск связи

Жанна Сергеева. Аналитик и пока-не-клиент: контакт без анализа и поиск посредника. Интервью с Ольгой Кондратовой.

Комментарии запрещены.