Тема, в которую мы приглашаем читателей — эмоционально тяжелая, но крайне необходимая практикам, работающим и с детьми, и со взрослыми — детство в условиях социальных катастроф, детство в непосредственной близости войны и смерти. О том, что происходит с душой при переживании войны рассказывают и сами очевидцы и те, кто работает с пострадавшими. С нами вместе в этом номере психологи России, Украины, Швейцарии, Великобритании. И не только психологи.
Основой всего номера является работа «Детство и смерть» драматурга Александра Гельмана. В ней он делится своими воспоминаниями об опыте выживания в гетто во время второй мировой войны и заключает: «если вы, взрослые, решите начать войну, поубивайте сначала всех детей. Потому что дети, которыеостанутся живыми после войны, будут сумасшедшими». Для нас крайне ценно в этой работе то, что автор показывает не только необратимые последствия травмы, но и способы совладания с нею — игры и фантазирование, обращение к внутренним ресурсам души.
Психолог Маргарита Лалаян пережила войну в Нагорном Карабахе в 1991 — 1994 годах, ее статья посвящена научному исследованию травматических последствий той войны. Она показывает, какие психологические проблемы взрослой жизни имеют сейчас ее соотечественники — те, кто были детьми во время одного их военных конфликтов нашего времени.
Каковы возможности нашей работы с пострадавшими в военных конфликтах и других социальных катастрофах? Работы Сергея Богданова и Аллана Гуггенбюля посвящены описанию групповой терапевтической работы с детьми беженцев в Австрии и Грузии. Энн Херли описывает свой опыт работы с беременными подростками-мигрантами. Детские аналитики Оксана Залесская и Ольга Федорец делятся своим опытом помощи психологам, работающим в зоне военного конфликта Украины.
Как нам может помочь аналитическая психология в понимании травмированной психики и поиске средств для ее излечения? Швейцарский аналитик Урсула Вирц много лет работает с жертвами абьюза, она вводит понятие посттравматического роста и исследует неописанные ранее возможности психики после переживания травмы. Тема спасения в игре продолжается в работе Марии Лосевой «Дух тяжести». Она использует анализ фильма Терри Гиллиама «Страна приливов», чтобы показать, как детское бегство от невыносимой реальности в игру становится способом создать внутреннюю устойчивость и связанность. Ави Бауманн размышляет о том, как родители пытаются уберечь детей от зла и показывает, что столкновение со злом неизбежно. В его блестящем анализе сказок братьев Гримм мы понимаем, что задача родителей — не избавить детей от зла, а дать им способы взаимодействия с ним.
Елена Пуртова, Юлия Власова
Оглавление
Точка зрения
Урсула Вирц. От убийства души к посттравматическому росту. Исследование лиминальности
Детство и зло
Александр Гельман. Детство и смерть
Маргрита Лалаян. Дети войны во взрослых отношениях
Ави Бауманн. Встречи со злой волшебницей и злым царем
Мария Лосева. Дух тяжести
Работа с детской травмой
Сергей Богданов. Работа с посттравматическими стрессовыми расстройствами в рамках групповой психотерапии с дошкольниками и младшими школьниками
Аллан Гуггенбуль. Сила историй: группа мифодраматической терапии в Грузии
Энн Хёрли. Делегированное восстановление: опыт работы с беременными подростками и матерями подростками
Развитие темы
Жанна Сергеева. «Как только понял, что выжил, надо сразу же начинать жить» Интервью с Оксаной Залесской и Ольгой Федорец
Анализируем детские книжки
Юлия Донец. Детские книжки о трудном
Интеллектуальные путешествия
Брюс Дж. Мак-Леннан. Эволюционная юнгианская психология