№3 2022 Мифология развития

От редакции

Само по себе развитие – всегда результат взаимодействия двух разнородных, а часто антагонистических тенденций, и статьи этого номера отражают обнаружение такого взаимодействия в мифологических образах. Отправной точкой путешествия является статья Стивена Джозефа, в которой он обращается к ветхозаветной истории странствия в пустыне и на примере двух ковчегов завета – для целых и сломанных скрижалей – вводит идею двух принципов психической организации. Мы любим аналитический миф о Самости, помещенной в центр психики и удерживающей целостность, но трудно не согласиться с тем, что нашей эпохе свойственна раздробленность и фрагментарность, поломанность и расчленение. Обнаружение еще одного сосуда – для разбитых Моисеем скрижалей – дарит нам альтернативный миф для размышлений о наших клиентах. Обычно золотой ковчег хранился в центре лагеря, а деревянный ковчег выдвигался вперед при движении или военных действиях. Подобного рода контейнером мы хотели бы сделать и наш номер – чтобы нашлось место и целому, и разбитому.

В центре номера – анализ наиболее сложного этапа развития, когда противоречивые тенденции обострены, в поиске и утверждении своей идентичности. Жизель Бори ищет подходящий миф для юнгианского описания специфики женского развития, сосредотачиваясь на отношениях матери и дочери, а Мариэтт Минье рассматривает эту историю со стороны матери, так что мы можем почувствовать архетипическую мощь идентификации с материнством, от которой трудно освободиться обеим участницам истории.

Образ Эхо устойчиво связывается у юнгианцев со спецификой нарциссического развития. Мартина Сандор-Бюто через клинические виньетки дает голос Эхо – тому, что обычно остается немым и непроявленным в детском развитии. Как известно, ранняя детская травма, раскалывающая детскую психику, «сшивается» нарциссическими защитами. Клиническая виньетка, предлагаемая Оксаной Лавровой, становится яркой иллюстрацией использования подобного рода нарциссических защит. История аналитического взаимодействия амплифицируется поэтическими образами Бродского и историей безответной влюбленности Михаила Врубеля в Эмилию Прахову.

Тема архаических защит разворачивается далее в статье Натальи Писаренко и Марии Прилуцкой: они рассматривают образ русалки как химеры, негативной стороны Анимы, и клинические встречи с ней, сопровождающиеся специфическим контрпереносом.

Работа Бернарда Сарториуса посвящена исследованию связи и близости между людьми, он пересматривает миф об Эросе и Психее, сосредотачиваясь на образе лампы в руках Психеи. Почему Психее так нужно осветить спящего Эроса, почему она страстно хочет сделать тайное явным? Автор размышляет о недоверии экстравертного сознания тому, что сокрыто, о невидимой тайне эротического соединения, противостоящей четким критериям, контролю и ясному свету разума. Ценность ковчега сопоставима с ценностью его содержимого.

И напоследок – о самых сложных темах профессиональной жизни аналитиков, заставляющих нас снова и снова искать подходящие контейнеры-мифы. Джеймс Хиллман обращается к теме денег и погружает нас в исследование этого глубинного и заветного, насущного и табуированного. Деньги всегда порождают оппозиции («Деньги дьявольски божественны»), Хиллман ведет нас к месту встречи души и денег. Не менее заряженной является и тема профессиональной идентичности в сообществе. Елена Васильева использует образ изгнанного из пекла черта, который собирает свою чертову свитку в «Сорочинской ярмарке», в качестве иллюстрации к собиранию аналитиком своей расколотой идентичности и теневой идентичности сообщества.

Надеемся, что наш номер станет надежным спутником тем, кто ищет путь в необжитых пустынях профессионального развития.

Мария Лосева, Елена Пуртова

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Точка зрения

Стивен Джозеф. Странствие в пустыне: по тропам целостной, сломанной и раздробленной психики

Мифологические образы индивидуации

Жизель Бори. Когда феминное выходит из тени. Юнг, Электра и Персефона

Мариетт Минье. Деметра на кушетке

Мартин Сандор-Бюто. Дать слово Эхо

Оксана Лаврова. От Эдипа к Нарциссу: глубинные аспекты аутоэротизма

Мифология анализа

Мария Прилуцкая, Наталья Писаренко. Образ русалки и его аналитическое исследование в символическом и клиническом материале

Бернард Сарториус. Новое прочтение Амура и Психеи

Джеймс Хиллман. Душа и деньги

Елена Васильева. Чертова свитка: о психоаналитической идентичности

О природе психики

Ананда Кумарасвами. Веданта и западная традиция

Амит Госвами. Сознание, квантовая физика и человечность


Аннотации

Виктория Андреева. Комплекс сироты. Особенности индивидуации

В центре внимания автора – исследование особенностей индивидуации сироты и активизации комплекса Сироты как результата индивидуального и коллективного насилия. Автор обращает внимание на обе стороны архетипа Сироты: Божественный ребенок в его связи с Самостью и ребенок отверженный, индивидуация которого заключена в деструкции, разрушении себя и окружающих объектов. Объясняя такую индивидуацию как следствие идентификации с негативной стороной материнского архетипа, автор переходит к исследованию взаимосвязи стремления к смерти и зависти и анализирует мифологему Героя – Антигероя как выражение травматического расщепления между инстинктом жизни и смерти, определяющего темную сторону сиротства.

Ключевые слова: сирота, индивидуация, деструктивность, инстинкт жизни, инстинкт смерти, травма, расщепление

Жизель Бори. Когда фемининное выходит из тени. Юнг, Электра и Персефона

Концепция комплекса Электры, по сути, представляет собой ответ К. Г. Юнга З. Фрейду на понятие эдипова комплекса. Однако рефлексия Юнга о женском психологическом развитии выходит далеко за пределы фрейдистской модели мысли. Используя образ Персефоны, Юнг предложил идею о специфике развития во второй половине жизни, определяемой Тенью как глубинным источником обновления женского существа. Раскрыв это утверждение, автор задается мыслью о том, как миф о Персефоне и Электре может быть действенным и плодотворным для современной терапии, а также как пути женского развития, обнаруженные Юнгом, находят отражение в современном психоанализе.

Ключевые слова: К. Г. Юнг, мифология, женское, Электра, Персефона

Елена Васильева. Чертова свитка: о психоаналитической идентичности

В центре внимания автора – проблема идентичности аналитика на фоне бурной истории психоанализа, постоянного развития национальных ассоциаций, теоретических и практических школ, разного спектра взглядов на этические представления и сеттинг. Используя исторические и художественные амплификации, автор, с одной стороны, размышляет об актуальности для аналитиков тезиса Юнга о способности психе к интеграции как основе развития, а с другой – о важности контакта аналитического сообщества с самим собой как с коллективной психикой, состоящей из тех же паттернов, комплексов, травм, фигур и защит, что и психика индивидуальная.

Ключевые слова: сеттинг, комплекс, этический кодекс, нарушение, раскол, сообщество

Амит Госвами. Сознание, квантовая физика и человечность

Интервью с Амитом Госвами посвящено его революционной научной концепции – теории, в основе которой посыл о том, что в основе любого материального бытия, начиная с уровня материальных частиц, лежит усилие сознания. Открытия Госвами о нелокальной и незеркальной коммуникации мозга оказываются созвучными юнгианским представлениям о коллективном бессознательном, архетипическом и Самости. Госвами также вводит концепт квантовой Самости, коллективного опыта памяти, обладающего энергией и лежащего в основе физических процессов. Интервью, таким образом, представляет рефлексию теоретической физики на юнгианский анализ и утверждает значимость интердисциплинарных идей К. Г. Юнга.

Ключевые слова: квантовый активизм, квантовый коллапс, Самость, трансформация, каузальность

Стивен Джозеф. Странствие в пустыне: по тропам целостной, сломанной и раздробленной психики

Статья полемизирует с базовой идеей аналитической психологии о том, что центрированные образы, мандалы, выражают психическую целостность во всех культурах и эпохах. По мысли автора, нынешняя эпоха постмодерна поддерживает только сложные, нецентрированные образы, выражающие напряжение между тезисом и антитезисом; так в современной психике выражается индивидуальный и коллективный опыт, непрерывный процесс раскрытия целостности, поломанности и фрагментации. Автор далее исследует наполненные внутренним противостоянием образы современной Самости.

Ключевые слова: бардо, фрагментация, мидраш, процесс, целостность

Валерия Захарова. Голографическая природа болезни

В статье исследуются представления о нематериальной природе психики, о гомеопатическом препарате как архетипической субстанции, об эпигенетических механизмах адаптации как «травматическом защитнике», о голограмме и ее роли в формировании болезненных симптомов, в том числе онкологии. По мысли автора, только в последние десятилетия болезнь исследуется не как исключительно соматический феномен, но с точки зрения ее психических аспектов. Автор описывает работу с этими аспектами с помощью архетипической теории патологии, созданной на основе интердисциплинарного взаимодействия физики, медицины и психологии.

Ключевые слова: архетип, квантовая физика, гомеопатия, эпигенетика, эпигеном, констелляция комплекса

Ананда Кумарасвами. Веданта и западная традиция

Автор предлагает своеобразный диалог западных и восточных ключевых философских представлений о человеке и устройстве мира, предлагая своего рода апологию духовной восточной (индийской прежде всего) философии. В статье предпринимаются последовательные попытки доказательства того, что восточная метафизика, в отличие от западной, оставляет человеку гораздо больше возможностей для прихода к психической целостности и осознанию своего предназначения и смысла в том виде, в котором понимал его К. Г. Юнг. В то же время трансцендентная система индийской философии, предложенная автором с опорой на понятие веданты, вполне соответствуют юнгианской идее трансцендентной функции.

Ключевые слова: веданта, атман, трансцендентность, метафизика, аннигиляция

Оксана Лаврова. От Эдипа к Нарциссу: глубинные аспекты аутоэротизма

Автор предлагает юнгианскую интерпретацию разных форм нарциссизма как актуального психического феномена, приходя к выводу о том, что нарциссические нарушения сопутствуют любому уровню психического неблагополучия. Такая обширная репрезентация помимо прочего особенно остро определяет, по мысли автора, контрперенос, вплоть до буквальной непереносимости аналитиком терапии. В статье предлагается системное исследование нарциссизма во всем спектре его развития и проявлений – от аутоэротизма до слияния с Самостью в перспективе разных аналитических подходов, включая объектные отношения, архетипическую психологию и символизацию.

Ключевые слова: нарцисс, пограничность, примитивные защиты, инфантильность, Другой, объект, субъект, символ

Мариетт Минье. Деметра на кушетке

Статья посвящена известной метафоре анализа – символическом пути Деметры, матери в трауре, сопровождающей аналитика и пациента в самые важные и болезненные моменты клиентской сепарации. В качестве возможного способа их проживания и интеграции автор рассматривает символический опыт Элевсинских мистерий и соответствующих посвященных богине обрядов перехода в сезоны жизни, рождения, разлуки, брака и смерти. Аналитический кабинет предстает местом таких мистерий, а важность этой локализации одновременно описывается в инструментарии классической юнгианской школы, архетипической психологии и психоанализа.

Ключевые слова: Кора, тело, Деметра, траур, истеризация связи, мать, отец, Персефона

Наталья Новикова. Феноменология цвета как путь к трансцендентной функции

В статье делается попытка показать, как и почему конкретный проективный метод психотерапии – метод ассоциативно-проективных открыток (АПО) – может использоваться в качестве инструмента для введения в аналитическое пространство трансцендентной функции. К такому выводу автор приходит, исследуя феноменологию цвета и возможности физиологического воздействия цвета, приводящего к изменениям в психике и влияющего на структуру психики в ее юнгианском понимании. Привлекая амплификации из области художественной культуры, автор также исследует связь цвета с культурными комплексами, культурными кодами разных эпох и архетипическим, фактически утверждая ценность АПО именно для юнгианского анализа.

Ключевые слова: ассоциативно-проективная открытка, феноменология цвета, архетип, цветоведение, Персона, трансцендентная функция

Наталья Писаренко, Мария Прилуцкая. Образ русалки и его аналитическое исследование в символическом и клиническом материале

В статье рассматривается традиционный юнгианский взгляд на фигуру русалки как важный фемининный образ и проявление стремящейся к контакту малоинтегрированной Анимы. Авторы обращают внимание на то, что стремление клиентской Анимы к такому контакту в аналитической ситуации зачастую приводит аналитическую пару к застреванию в симбиотических процессах. Это в свою очередь включает у обоих участников архаические формы психического функционирования, которое отображается в виде феноменологии захваченности негативной Анимой-русалкой. Преодоление такого положения дел, по мысли авторов, возможно только при максимальном повышении уровня аналитической нейтральности.

Ключевые слова: Анима, фемининность, интеграция, русалка, Эго-функция, архаическая энергия

Мартина Сандор-Бюто. Дать слово Эхо

Статья посвящена специфике аналитической работы с женским архетипом. Рассматривая в контексте нарциссизма мифологическую фигуру Эхо, автор апеллирует к самостному измерению и раскрывает тезис о связи в психике манифестации Эхо с рождением Божественного ребенка, а затем переходит к тезису о недостаточности анализа без проработки связанной с Эхо нарциссической проблематики. Обращаясь к представлению Юнга о динамике либидо, автор далее рассуждает о смысле такой проработки как о повороте вектора либидо к созиданию, а не к свойственной нарциссизму деструктивности.

Ключевые слова: Нарцисс, Эхо, либидо, фемининное, Самость, меланхолия, женский архетип

Бернард Сарториус. Новое прочтение Эроса и Психеи

Статья посвящена различным аспектам неизбежной связи развития психической жизни и Эроса, в том числе аспектам, имеющим отношение к анализу. Автор выделяет и рассматривает разные типы и качества такой связи, выделяя в ней символический, когнитивный, архетипический, эмоциональный компоненты. Далее анализ самих этих компонентов подводит текст к центральной метафоре – рассмотрению отношений психики с эротическим как отношениям Эго и бессознательного. По мысли автора, эротическая составляющая психики не может контролироваться Эго так же, как бессознательное в целом, а психическая полнота достигается сбалансированным развертыванием логики архетипического Эроса в психе.

Ключевые слова: Эрос, Психея, архетипическое, когнитивное, зависимость, миф

Джеймс Хиллман. Душа и деньги

Статья посвящена разным аспектам аналитического раскрытия темы денег – от компонента сеттинга до камертона, поддерживающего силу позитивного либидо. Привлекая богатый мифологический и культурный материал и материал этимологических исследований, автор предлагает аналитическое уравнивание денег и психической реальности, используя динамику отношения к ним как инструмент индивидуации, символизации и профессиональной идентичности аналитика. Автор также предлагает символизировать деньги как пространство, в котором пересекаются пути аналитической работы и художественного творчества, таким образом обеспечивая и аналитику, и клиенту возможность обретения психической целостности.

Ключевые слова: деньги, этика, рамка, символ, миф, индивидуация

Комментарии запрещены.