Этот номер посвящен центральной идее аналитической психологии, связывающей в прочный узел все ее основные понятия, – индивидуации. Юнг называл индивидуацией процесс интеграции бессознательного и отмечал обязательность двух ее условий: страдания и сознательно принятого решения Эго. Без страдания индивидуация превращается в упражнения по самосовершенствованию, а без Эго судьба тащит нас в развитие за волосы. Юнг подчеркивал также, что общество никоим образом не заинтересовано в индивидуации его членов и не поддерживает нас на этом пути, который всегда остается исключительно личной целью и ответственностью.
Эти и другие свойства индивидуации подробно рассматривает Мария-Луиза фон Франц в лекции «Противостояние коллективному бессознательному». Она рассматривает разные формы походов Эго в бессознательное – активное воображение, медитации даже и прием галлюциногенов, но для нее важно, что берет Эго из этого опыта. Впечатляет, как спокойно фон Франц общается с голосами бессознательного, четко занимая по отношению к ним определенную позицию, как можно ее занимать по отношению к живым людям.
Позиция фон Франц резонирует с ви́дением Надежды Галыгиной, которая анализирует основную мотивацию современного общества – стремление к индивидуальному счастью и приверженность односторонним «светлым» идеям. Если эти соблазнительные коллективные установки и ведут нас к индивидуации, то только как подготовка к этапу краха иллюзий, за которым следует осознавание необходимости интегрирования Тени и взросления. Автор иллюстрирует размышления анализом фильма «Капитан Фантастик».
Особый раздел этого номера – биографии: где как не здесь можно рассмотреть все превратности и закономерности индивидуации! Мы представляем статью Льва Хегая о жизни мастера дзена Хань Шаня (любопытно, что фон Франц также проявляет интерес к его истории!), в которой и страдание, и работа осознавания занимают необходимые места. Вместе с автором мы надеемся, что эта работа как хороший пример анализа индивидуации поможет нашим студентам в подготовке автобиографических эссе.
Другой пример анализа биографии – очень оригинальная и полная интересных наблюдений статья Ольги Ворониной «По дороге от надежды к вере», которая изящно и крайне деликатно рассматривает внутреннюю историю Эльдара Рязанова через анализ трех его широко известных, запечатлевших судьбу целой эпохи, фильмов: «Ирония судьбы», «Служебный роман» и «Вокзал для двоих». Их последовательность автор понимает как своеобразный сновидческий сериал – три этапа развития одного и того же главного персонажа, репрезентацию режиссера.
Уникальный раздел этого номера – индивидуация в профессии аналитика. Дарья Горячева в статье «Кризис начинающего психолога» описывает мучительные неудачи в работе с первыми клиентам. Она показывает, как легко ожидания и воодушевление сменяются фрустрацией, беспомощностью и разочарованием в столкновениях с реальностью профессии. А Александра Карнаухова рассказывает о том, с какими трагическими случаями приходится иметь дело клиническому психологу и психотерапевту, работающему в психиатрической больнице при следственном изоляторе. Открытость авторов собственным переживаниям и негативным чувствам по отношению к клиентам имеет особую ценность: наша человечность – важная часть профессионализации.
Мы привыкли думать, что работы Юнга в нашем профессиональном развитии дают нам язык, способ думать, мировоззренческие позиции и профессиональную идентичность. Но Джоан Калберт-Коэн показывает нам Юнга с самой неожиданной стороны – как замещающего родителя. Она находит в нем контейнирующую мать и духовного отца, тем самым восполняя нехватку интимного контакта в своем личном развитии.
Тема замещения в близких отношениях развивается далее в статье Анны Мурзинской о проблеме замещающего ребенка, которая сопровождается изящной клинической виньеткой. Ребенок-заместитель вынужденно становится не собой, а кем-то из ушедших, на него бессознательно возложена миссия прожить жизнь за другого, так как возлагающие эту миссию не сумели пройти процесс горевания. Всегда ли можно отделить себя от кого-то другого? Читая статьи этого номера, ощущаешь, что жизнь создает много дорог индивидуации, но спектр ее смыслов не всегда доступен и очевиден.
Елена Пуртова, Мария Лосева
В номере:
Точка зрения
Мария-Луиза Фон Франц. Противостояние коллективному бессознательному
Надежда Галыгина. Стремление к счастью: иллюзии и их крах как процесс обновления
Анализ биографии
Лев Хегай. Опыт психоанализа биографии. История мастера дзена Хань Шаня
Ольга Воронина. По дороге от надежды к вере. Аналитические фантазии о процессе индивидуации одного героя
Ранний опыт
Анна Мурзинская. Замещающий ребенок. Прехождение от смерти к жизни, от земли к небу…
Аннотации
Мария-Луиза фон Франц. Противостояние коллективному бессознательному
Эта статья – ранее не публиковавшаяся лекция Марии-Луизы фон Франц, прочитанная в 1976 году в Лос-Анджелесском институте К. Г. Юнга. В лекции фон Франц рассуждает об изменениях взглядов на идею о коллективном бессознательном, об отношении к нему как к «грандиозной психической реальности». После, с присущим ей остроумием, она проводит инвентаризацию того, что Юнг определяет как четыре стадии активного воображения — метода, который он изобрел, чтобы справляться с воздействием содержаний бессознательного, — и отделяет его от иных методик, таких как медитация.
Ключевые слова: коллективное бессознательное, активное воображение, Юнг, юнгианская психология, алхимия, буддизм, синхрония, Анима, Анимус, транс, медитация, трип, галлюцинация, сновидение.
Надежда Галыгина. Стремление к счастью: иллюзии и их крах как процесс обновления
Автор говорит о захваченности современного поколения идеей быстро достижимого счастья, а также о стремлении людей выстроить свою жизнь в соответствии с односторонними «светлыми» идеями. Приводятся психоаналитические и юнгианские концепции, раскрывающие с разных сторон роль формирования иллюзий о возможности перманентного счастья, а также причины их краха. Анализ фильма «Капитан Фантастик» становится иллюстрацией идеи неизбежной встречи с Тенью при попытке создания идеального мира.
Ключевые слова: счастье, иллюзии, разочарование, депрессия, индивидуация, Пуэр, Сенекс, поколение Z.
Лев Хегай. Опыт психоанализа биографии. История мастера дзена Хань Шаня
Психоаналитическую биографии мастера дзена автор предваряет рассказом о своем неслучайном попадании «в точку соединения» аналитической психологии и буддизма. История духовных поисков Хань Шаня обнаруживает знакомый путь героя – болезненную сепарацию от матери, поиск духовных родителей, разрешение отцовского комплекса, кризис, сновидения, наконец, возвращение домой. Автор напоминает о значении жанра психологической биографии и утверждает, что идентифицируется со своим героем и, исследуя автобиографию Хань Шаня, анализирует и самого себя.
Ключевые слова: дзен, аналитическая психология, психоанализ, духовные поиски, автобиография, культурный комплекс, Будда, буддизм махаяны, Самость, травма, шаманская болезнь.
Ольга Воронина. По дороге от надежды к вере. Аналитические фантазии о процессе индивидуации одного героя (по материалам фильмов Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман» и «Вокзал для двоих»)
Автор с точки зрения юнгианской психологии анализирует материал хорошо знакомых фильмов Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман» и «Вокзал для двоих». Выдвигается гипотеза о трех последовательных этапах мужской индивидуации, рассматриваются архетипические фигуры интрапсихической реальности собирательного героя этих историй. Исследуется динамика трансформационных преображений как в пределах каждой части, так и во взаимосвязи всех трех, дающая возможность проследить влияние направляющей, центрирующей силы, ведущей к развитию и обретению целостности. Автор также уделяет внимание символическому значению имен героев.
Ключевые слова: индивидуация, Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость, трансформация, возрастные кризисы, феминность, маскулинность, кино, Э. Рязанов.
Дарья Горячева. Кризис начинающего психолога. Личный опыт
В статье представлен личный опыт автора в начале терапевтической практики. Автор честно раскрывает читателю сложную историю начинающего психолога. В значительной части работа опирается на книгу Д. Сэджвика «Раненый целитель». Показаны два клиентских случая с акцентом на контрпереносные реакции. Подробно исследуются причины трудностей и разочарований, сопровождавших автора в период работы с первыми клиентами.
Ключевые слова: кризис, пограничная структура личности, нарциссическая травма, вина, стыд, эмоциональная связь, компульсии, перенос, контрперенос, тревога, сепарация, терапевтическое пространство, раненый целитель, аналитические рамки.
Александра Карнаухова. Медея: во власти Ужасной матери
Автор приводит клинический случай молодой женщины, убившей собственного ребенка. Анализируются бессознательные комплексы и психические травмы пациентки как этиологические факторы депрессии и совершенного преступления. Рассматривается динамика фрагментов аналитической работы в условиях психиатрической клиники следственного изолятора, приведен разбор нескольких снов пациентки. В конце автор раскрывает личностный смысл работы с этим и подобными случаями.
Ключевые слова: Медея, бессознательное, агрессия, пассивно-агрессивное поведение, травма, брошенность, ревность, материнский комплекс.
Джоан Калберт Коэн. Страсть и цельность Юнга. Духовный отец и контейнирующая мать
Автор статьи рассказывает о том, что Юнг на очень личном уровне воплощает для нее недостающее отцовское и материнское. Утрата ее семьей связей с прошлым и духовностью подвигла ее восполнить пустоту через обучение юнгианскому анализу. Обучение столкнуло ее с кризисом и психосоматическими симптомами; интеграция болезненных воспоминаний и эмоций, как следует из статьи, произошла через понимание идеей Юнга и внутреннее переживание его духовного присутствия.
Ключевые слова: Юнг, клиническая практика, Эдвард Эдингер, Уилфред Бион, Тень, альфа-функция, теменос, травма рождения, контейнирование, бета-элементы.
Анна Мурзинская. Замещающий ребенок. Прехождение от смерти к жизни, от земли к небу…
В статье описывается феномен замещающего ребенка. Разбираются понятия «замещающий ребенок», «травма рождения», условия формирования и психологические особенности пациентов, являющихся заместителями. Рассматривается динамика психотерапии на примере клинической иллюстрации. Ребенок-заместитель вынужденно становится не собой, а кем-то из ушедших, на него бессознательно возложена миссия прожить жизнь за другого. Его задача – оплакав покойного, дать место живому, своей индивидуальности.
Ключевые слова: травма, замещающий ребенок, горевание, потеря, утрата.